Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом

1.Когда обобщающее слово стоит впередиоднородных членов предложения, то в устной речи перед ними делается пауза, а на письме ставится двоеточие,например:

¤: и О, и О, и О

Снег покрыл всё: и деревья, и дома, и стога сена.

2.Если однородными членами, стоящими после обобщающего слова,предложение не заканчивается, то после нихставится ещё и тире:

¤: О, О, О — …

Везде: на деревьях, стогах, домах — лежал снег.

3.Если обобщающее слово стоит послеоднородных членов предложения, то в произношении после однородных членов делается пауза, а на письме ставится тире:

О, О, О — ¤

На деревьях, стогах, домах — везде лежал снег.

4.Между обобщающим словом и однородными членами предложения может употреблятьсявводное слово:

О, как-то: О, О, О О, О, О— словом, О

О, а именно: О, О, О О, О, О— одним словом, О

О, например: О, О, О О, О, О— короче говоря, О

Мне нужны некоторые инструменты, Молоток, напильник, ножовка —

например: молоток, напильник, словом, мне нужны некоторые

ножовка.. инструменты.

А17 Пунктуация сложного предложения (ССП и СПП)

Каждая часть ССП отделяется чаще всего запятой, реже может отделяться тире или точкой с запятой.

Но запятаяв ССПс союзами и, да (=и), или ставится не всегда.

Запомни эти случаи!

· Есть общий второстепенный член (дополнение или обстоятельство) _._._[ ] и [ ]. _ _ _ [ ] и [ ]. Рано утром солнце ещё не палило и с моря веяло свежестью. У нас от усталости болели ноги и слипались глаза.
· Есть общая частица (только, пусть…) Общ. частица [ ] и [ ]. Только иволги кричат да кукушка отсчитывает кому-то годы.
· Есть общее В.С., [ ] и [ ]. Может быть, всё образуется и мы напишем ещё одну книгу.
· Обе части восклицательные [ ! ] и [ ! ]   Как он глуп и как смешны его поступки!
· Обе части вопросительные [ ? ] и [ ? ]   Неужели ты подрос или я отвыкла от тебя?
· В составе 2 назывных предложения Прогулка в лесу и катание на лодках.
· В составе 2 безличных предложения   Надо переписать работу и надо объяснить ошибки.
· Есть общая придаточная часть [ ] и [ ], ( ).   [Ветер утих] и [дождь перестал], (когда мы были уже в пути).
· Есть общая главная часть (однородное подчинение) 1. [ ], ( ) и ( ). 2. [ ], ( ) или ( ). 3. [ ], ( ) да ( ). да = и   [Я понял], (что опоздал) и (что теперь мне не узнать её адрес). [Мне приятно слушать], (как плещется речная волна) или (шепчется о чём-то своём осока).

В СПП предложениях с несколькими придаточнымизапятые ставятся, как при однородных членах.



[ ], ( ), ( ) и ( ). Сравни: О, О и О. Мне было приятно думать, что на работе все хорошо, что дома тоже хорошо и что зима хороша.

В остальных случаях запятая ставится:

Рабочий день кончился, и в коридоре никого не было.

[ ], и [безличное]

Стык союзов:

…, и если …, то (но, так)

…, и,если …, то (но, так)

Если обнаружили стык союзов(любое сочетание сочинительного и подчинительного или двух подчинительных союза, например: и хотя, что если, так что если и другие), посмотрите, есть ли после придаточного предложения вторая часть союза то, но, так. Если нет, то между союзами нужно поставить запятую. Еслито, но, так обнаружили, запятая между союзами не нужна.

Мы договорились, что, если не будет дождя, утром пойдём в лес.

[ ], (что, (если…), ...). (нет то, но, так).

Наш учитель говорил, что если много будешь читать, так обязательно будешь грамотным.

[ ], (что (если…),так…).

Составные союзы

По мере того как Для того чтобы Благодаря тому что С тех пор как Несмотря на то что…

Не разделяются запятой в начале предложения.

С тех пор как мы познакомились, прошло много времени.

( С тех пор как…), [ ]

Если они стоят в середине предложения, ставится одна запятая (там, где падает логическое ударение)

И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может.

[ оттого ], (что ).

А 18 Чужая речь. Пунктуация при прямой речи, диалоге, косвенной речи, цитатах

Чужая речь –речь другого лица по отношению к говорящему.

Способы передачи чужой речи: прямая речь, диалог, косвенная речь, цитация. Может передаваться при помощи вводных конструкций..

Знаки препинания при прямой речи

1. А: «П». А: «П!» А: «П?» Донёсся голос: «Вот и я!»
2.«П», – а. «П!» – а. «П…» – а. «П?» – а. «Ничего себе…» – удивился Иван.
3.«П, – а. – П». «П! – а. – П». «П? – а. – П?» «В поход идём в пятницу, – объявил тренер. – Сбор в 9 часов».
4.«П, – а, – п». «П, – а, – п!» «П, – а, – п?» «Горек чужой хлеб, – говорил Данте, – и тяжелы ступени чужого крыльца».
5.«П, – а и а: – П.» «Я обязательно приеду, – пообещал Иван и добавил: – Я тебя люблю».
6.А: «П», – а. Дети закричали: «Волк!» – и бросились врассыпную.

Знаки препинания при диалоге



1.«П1»?–«П2». – «П1» «Где мы сели?» – «Это Полесье». – «Вы уверены?»
2.«П1»? – а.«П2» – «П1»   Реплики разделяются либо тире, либо словами автора.   «Где мы сели?» – спросил генерал. «Это Полесье». – «Вы уверены?» Неправильно: «Где мы сели? – спросил генерал. «Это Полесье». – «Вы уверены?» (Ошибка: постановка тире после слов автора).

Оформление цитат

1.Прямая речь А : «П». В. Гюго говорил: «Высший суд – суд совести».
2.Косвенная речь (СПП) [ ], (что «цитата»). В. Гюго говорил, что «высший суд – суд совести».
3.С помощью вводного предложения Как В.П. , «цитата». Как говорил В. Гюго, «высший суд – суд совести».

Наши рекомендации