Деятельности педагогического
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
И ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА
СМЕШАННОЙ ГРУППЫ
1. Деятельность учителя-дефектолога (логопеда, олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога)
Основным ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Содержание его деятельности аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:
— планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;
— консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;
— координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);
— ведет необходимую документацию.
Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе — по 2—3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10-15 минут.
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы воспитателя смешанной группы являются:
—планирование (совместно с учите -лем-дефектологом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
—планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;
—соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
—обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;
—консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;
—ведение необходимой документации.
Деятельность педагога-психолога
Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:
— психологическое обследование воспитанников;
— участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);
— проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-пси-хологической работы с воспитанниками;
— динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
— проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;
— осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
— консультирование персонала группы;
— заполнение отчетной документации (Приложение 2).
Деятельность сурдотехника
Направлена на обеспечение технического обслуживания стационарной звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов. Консульти-
рует родителей по вопросам использования звукоусиливающей аппаратуры в домашних условиях и приспособления бытовой техники к потребностям детей с нарушенным слухом.
Врач-невропатолог
Обследует состояние нервно-психического статуса воспитанников учреждения (группы) и при необходимости назначает лечение; следит за изменениями в состоянии здоровья воспитанников в процессе коррекционно-педагогического воздействия и дозирует допустимую для каждого воспитанника нагрузку; консультирует родителей и педагогов по вопросам сохранения психического здоровья ребенка.
Врач-офтальмолог
Обследует зрение воспитанников, назначает курс лечения, определяет зрительную и физическую нагрузку, дает рекомендации другим специалистам и родителям по вопросам офтальмологического лечения воспитанников и организации взаимодействия лечения с кор-рекционно-педагогической работой.
Медицинская сестра
По медицинским показаниям осуществляет плеопто-ортоптостереоскопи-ческое лечение зрения воспитанников; совместно с другими специалистами определяет нагрузку воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания.
Перечень рекомендуемой документации для специалистов, участвующих в интегрированном воспитании и обучении дошкольников с отклонениями в развитииВ настоящее время перечень необходимой документации, форма ее ведения
определяются как органом управления образованием, на территории которого находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в зависимости от реализуемой образовательной программы. Представленный ниже перечень разработан на основе многолетнего практического опыта педагогических работников ДОУ и систематизирован.
1. Документация учителя-дефектолога (логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)
1.Личное дело каждого воспитанника.
2. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы (учреждения).
3. Планы (перспективные; календарные индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий).
4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются структура дефекта, направления коррекционно-педагогической работы и т.д.).
5. Тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.).
6. Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями.
В конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.
Документация воспитателей
1. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы.
2. Планы (перспективные и календарные) фронтальных занятий.
3. Тетрадь передачи детей.
4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями.
5. Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и задачами образовательной программы,.реализуемой в данном учреждении).
В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам кор-рекционно-педагогической работы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
И ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА
СМЕШАННОЙ ГРУППЫ
1. Деятельность учителя-дефектолога (логопеда, олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога)
Основным ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Содержание его деятельности аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:
— планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;
— консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;
— координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);
— ведет необходимую документацию.
Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе — по 2—3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10-15 минут.
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы воспитателя смешанной группы являются:
—планирование (совместно с учите -лем-дефектологом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
—планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;
—соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
—обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;
—консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;
—ведение необходимой документации.