По произношению и грамоте во втором периоде обучения
(ноябрь, декабрь, январь, февраль)
Произношение – три раза в неделю, грамота – два раза в неделю.
Неделя обучения | Звуки | Количество занятий | Дифференциация звуков на слух | Анализ звукового состава слов | Буквы | Грамота |
Чтение, выкладывание, письмо, подбор слов к буквенным схемам | ||||||
С | С –з –ц –ш С – с’ | Слоговой и звуко-слоговой анализ слов типа суп, косы, Сима | Н | Слоги типа ма, ни. Слова типа Нина, Ната. | ||
С’ C, С‘ | С’- з’ – т’ – щ С’ – с | Выкладывание звуко-слоговых схем | Я | Слоги типа са, ся. Слова типа Таня. Для чтения: яма, маяк. | ||
З З, З’ | З – с – ж З – з’ З’ – с’ – д’ | З | ||||
С, С’, З, З’ Б | Б- п – б’ | Слогообразующая роль гласных | Х | Подбор слов к буквенным схемам | ||
Б, Б’ Б, Б’ П, П’ | Б’ – б | Анализ слов типа батон, кубик | Б | Слова типа бутон, Бобик. Чтение предложений, текстов. Слова, оканчивающиеся на звонкий звук: зубы – зуб | ||
Т’ Д’ | Т’ – с’ – д’ – ц Д’ – т’ – г’ | Выделение ударного гласного | В | |||
Д Д, Т | Д – т – г | Д | ||||
Д, Д’, Т, Т’ Г | Г – к – д | Анализ слов типа бумага | Э | |||
Г, Г’ Г, Г’, К, К’ Ш | Щ – с – ж – щ | Г | Слова типа вагоны | |||
Ш | Анализ слов типа кошка, мишка | Ш | Слова типа кошка. Правило написания ШИ. | |||
С, Ш Л | Л – л’ – р | Е | ||||
Л Л, Л’ | Л – р Л – л’ | Анализ слов типа стул, волк, плита | Л | Слова типа плот, волк, слива | ||
Ж Ж, Ш | Ж – з – ш | Ж | Правило написания ЖИ | |||
Ж, З Р | Р- р’- л | Е | Слова типа котёнок, ёлка, даёт | |||
Р, Р’ Р,Л | Анализ слов типа красный, страна | Р | Слова типа красный, страна | |||
С, З, Ш Ж Р, Р’, Л Л’ | Й | Слова типа синий, короткий |
ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Третий период обучения длится три месяца (март, апрель, май). Этот период охватывает 25—36-ю недели обучения.
В июне проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия, во время которых окончательно ликвидируются все имеющиеся у детей пробелы в устной речи, чтении и письме.
Во время специальных фронтальных занятий происходит развитие словаря и связной грамматически правильной речи (одно - два в неделю). Один-два раза в неделю проводятся занятия по произношению и три раза — по грамоте.
На подгрупповые занятия объединяются по четыре — шесть детей со сходными затруднениями (устная речь, чтение, письмо).
Формирование произношения и развитие речи. Фронтальные занятия проводятся один-два раза в неделю; подгрупповые — ежедневно.
Начало третьего периода используется логопедом для закрепления произношения звуков с—з—ш—ж и р — р'—л—-л'. Затем до конца апреля планируется закрепление правильного произношения звуков ч, ц, щ и дифференциация их от сходных звуков (см. план на с. 184). В мае занятия планируются по усмотрению логопеда.
Сокращение количества фронтальных занятий по произношению не означает, что теперь меньше внимания обращается на правильность и четкость произношения звуков в составе слов любого слогового состава и общее звучание речи. Дело в том, что в связи с закончившейся к этому времени постановкой звуков больше времени на закрепление правильного произношения звуков и слов сложного звуко-слогового состава может быть отведено в часы индивидуальных занятий. Кроме того, любые занятия как по развитию речи, так и по грамоте, а также все занятия, проводимые воспитателем, одновременно способствуют закреплению правильного произношения звуков, совершенствованию внятной, четкой, неторопливой, выразительной речи.
Грамота. Фронтальные занятия проводятся три раза в неделю; подгрупповые — по усмотрению логопеда.
Ознакомление с буквами заканчивается к концу апреля, в мае проводится чтение послебукварных текстов. Осуществляется дальнейшее совершенствование навыков чтения, формируется навык слитного чтения. Продолжается работа по анализу, выкладыванию из букв разрезной азбуки и письму слов и предложений. Проводятся диктанты типа предупредительных с целью закрепления всех полученных орфографических навыков. Формируется навык списывания.
В третьем периоде обучения появляется возможность, кроме того материала для чтения, которой включен в данную книгу, шире использовать для чтения рекомендуемую для массовой школы литературу.
Развитие речи. Фронтальные занятия проводятся два раза в неделю; подгрупповые — по усмотрению логопеда.
Содержанием занятий по развитию речи является дальнейшее углубление и расширение знаний и навыков детей, касающихся развития словаря, формирования грамматически правильной речи, обучения рассказыванию. Упражнения проводятся на включающем все звуки речи материале.