По произношению и грамоте во втором периоде обучения

(ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Произношение – три раза в неделю, грамота – два раза в неделю.

Неделя обучения   Звуки Количество занятий   Дифференциация звуков на слух   Анализ звукового состава слов   Буквы Грамота
Чтение, выкладывание, письмо, подбор слов к буквенным схемам
    С     С –з –ц –ш С – с’   Слоговой и звуко-слоговой анализ слов типа суп, косы, Сима   Н   Слоги типа ма, ни. Слова типа Нина, Ната.
    С’ C, С‘     С’- з’ – т’ – щ С’ – с Выкладывание звуко-слоговых схем   Я   Слоги типа са, ся. Слова типа Таня. Для чтения: яма, маяк.
    З З, З’   З – с – ж З – з’ З’ – с’ – д’     З  
    С, С’, З, З’ Б   Б- п – б’   Слогообразующая роль гласных   Х   Подбор слов к буквенным схемам
    Б, Б’ Б, Б’ П, П’     Б’ – б   Анализ слов типа батон, кубик   Б   Слова типа бутон, Бобик. Чтение предложений, текстов. Слова, оканчивающиеся на звонкий звук: зубы – зуб
    Т’ Д’     Т’ – с’ – д’ – ц Д’ – т’ – г’   Выделение ударного гласного   В  
  Д Д, Т     Д – т – г     Д  
    Д, Д’, Т, Т’ Г     Г – к – д   Анализ слов типа бумага   Э  
    Г, Г’ Г, Г’, К, К’ Ш     Щ – с – ж – щ     Г   Слова типа вагоны
    Ш     Анализ слов типа кошка, мишка   Ш   Слова типа кошка. Правило написания ШИ.
    С, Ш Л       Л – л’ – р     Е  
    Л Л, Л’     Л – р Л – л’   Анализ слов типа стул, волк, плита   Л   Слова типа плот, волк, слива  
    Ж Ж, Ш     Ж – з – ш     Ж   Правило написания ЖИ
  Ж, З Р       Р- р’- л     Е   Слова типа котёнок, ёлка, даёт
  Р, Р’ Р,Л       Анализ слов типа красный, страна   Р   Слова типа красный, страна
    С, З, Ш Ж Р, Р’, Л Л’         Й   Слова типа синий, короткий

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Третий период обучения длится три месяца (март, апрель, май). Этот период охватывает 25—36-ю недели обучения.

В июне проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия, во время которых окончательно ликвидируются все имеющиеся у детей пробелы в устной речи, чтении и письме.

Во время специальных фронтальных занятий происходит раз­витие словаря и связной грамматически правильной речи (одно - два в неделю). Один-два раза в неделю проводятся занятия по произношению и три раза — по грамоте.

На подгрупповые занятия объединяются по четыре — шесть де­тей со сходными затруднениями (устная речь, чтение, письмо).

Формирование произношения и развитие речи. Фронтальные занятия проводятся один-два раза в неделю; подгрупповые — ежедневно.

Начало третьего периода используется логопедом для закреп­ления произношения звуков с—з—ш—ж и р — р'—л—-л'. Затем до конца апреля планируется закрепление правильного произноше­ния звуков ч, ц, щ и дифференциация их от сходных звуков (см. план на с. 184). В мае занятия планируются по усмотрению лого­педа.

Сокращение количества фронтальных занятий по произноше­нию не означает, что теперь меньше внимания обращается на правильность и четкость произношения звуков в составе слов любого слогового состава и общее звучание речи. Дело в том, что в связи с закончившейся к этому времени постановкой звуков больше времени на закрепление правильного произношения зву­ков и слов сложного звуко-слогового состава может быть отве­дено в часы индивидуальных занятий. Кроме того, любые занятия как по развитию речи, так и по грамоте, а также все занятия, проводимые воспитателем, одновременно способствуют закрепле­нию правильного произношения звуков, совершенствованию внятной, четкой, неторопливой, выразительной речи.

Грамота. Фронтальные занятия проводятся три раза в неде­лю; подгрупповые — по усмотрению логопеда.

Ознакомление с буквами заканчивается к концу апреля, в мае проводится чтение послебукварных текстов. Осуществляется дальнейшее совершенствование навыков чтения, формируется на­вык слитного чтения. Продолжается работа по анализу, выкла­дыванию из букв разрезной азбуки и письму слов и предложе­ний. Проводятся диктанты типа предупредительных с целью за­крепления всех полученных орфографических навыков. Формиру­ется навык списывания.

В третьем периоде обучения появляется возможность, кроме того материала для чтения, которой включен в данную книгу, шире использовать для чтения рекомендуемую для массовой шко­лы литературу.

Развитие речи. Фронтальные занятия проводятся два раза в неделю; подгрупповые — по усмотрению логопеда.

Содержанием занятий по развитию речи является дальней­шее углубление и расширение знаний и навыков детей, касаю­щихся развития словаря, формирования грамматически правиль­ной речи, обучения рассказыванию. Упражнения проводятся на включающем все звуки речи материале.

Наши рекомендации