Процесс адаптации и пренатальной жизни. Духовный эмбрион
Цель Монтессори образования- адаптация ребенка к окружающий среде.
Цель традиционного образования- развитие всесторонней личности, что недостижимо и абсурдно. Ребенок в и итоге не имеет возможности реализации.
Физический эмбрион и духовный эмбрион
Этапы внутриутробного развития
Зиготический, 0-3 недели
- клетка начинает делиться сразу после оплодотворения
- 2 недели- формируются стволовые клетки – это еще недифференцированные клетки, которые имеющее всю необходимую информацию
-3 недели – начинается дифференциация клеток
-Эмбриональные 3-15 недель. Формируется плацента, органы начинают формироваться начиная с сердца, затем глова, мозг, конечности
-Плод 15-39-40 недель- ребенок уже сформирован, и теперь он только растет и наращивает подкожно-жировую клетчатку, начинается формирование сенсорных систем, тактильной – 4 недели с образованием рук, обонятельной- 9 недель, двигательной- 11-12 недель, слуховой- 15 недель, вкусовой- 15 недель, в 30 недель начинает сосать палец, визуальной- 19 недель – начинает воспринимать светлое и темное
Рождение.
Сами роды. Монтессори говорила, что это психологический шок. Травма рождения сравнима с переходом человека с Земли на Луну, может быть усилена или снижена опытом рождения. Естественным процессом управляет ребенок, в случае неестественных родов- кесарево- ребенок не готов.
При вспоминании родов ребенок осознает движение и процесс, испытывая страх перед неизвестностью. Основным признаком, что это реальные воспоминания, являются физические ощущения, сохранившаяся телесная память.
Для Монтессори рождение- это первый очень сложный этап . Физически у ребенка заложено очень много ресурсов, чтобы произошла адаптация. Ребенок рождается беспомощным физически, еще 9 месяцев развивается мозг.
После родов- стадия духовного эмбриона.
Есть физиологическая программа. И есть духовная программа.
Духовный эмбрион еще не является духовным существом, но содержит всю информацию для его развития.
Еще до рождения ребенок несет в себе образец своего духовного развития. Эту врожденную психическую сущность ребенка Монтессори называет Духовным эмбрионом. Это сопоставимо с процессом оплодотворения клетки в организме матери. Эта ячейка не содержит взрослого в миниатюре, а содержит предопределенный план его развития. Аналогичным образом психическое развитие ребенка руководствуется заданной схемой не видимой при рождении.
Условия его развития:
1) взаимодействие с окружающей средой, иначе развитие невозможно,
2)свобода- это дает безопасность. Если связь ребенка со средой все время происходит через посредника, ребенок зависим.
Сейчас общая тенденция- безвольные дети, которые не могут выражать себя.
Стерильность часто приводит к обратному эффекту. Иммунная система не развивается.
За этот послеродовой период психически органы растут и формируются в соответствии с полученным опытом. Личность, ум и характер находятся в процессе формирования. После рождения ребенок является Духовным эмбрионом, руководствующимся своим Внутренним Учителем до 3х лет и строит себя посредством:
-Абсорбирующего разума до 6 лет
-сенситивных периодов
-реализации возможностей
-использования подготовленной среды
-движущей силой развития Духовного эмбриона является адаптация. Т.е. если ребенок адаптируется в среде, духовный эмбрион раскрывается.
Каждая образовательная система подходит для определенного социального слоя. Монтессори- система для буржуазии. Традиционная система формирует исполнительность, честолюбие- хорошие оценки (военные, чиновники и крупные корпорации)- инициатива здесь не нужна, только четкое следование инструкции- человек обслуживает. Бизнес же- это креативность и риск, выход за рамки. Готовность к риску есть в Монтессори – это возможность создавать что-то новое, база в том, что человек чувствует сам себя. В России пытаются подладить систему Монтессори, говорят о контроле и стандартах, пытаются привнести традиционную систему
Вред традиционной систему- деление по возрастам. Дети живут не в реальности. В обычной жизни мы общаемся в разновозрастных группах. В многодетных семьях дети получают опыт разновозрастного общения.
Монтессори рассматривала дух и разум как единое целое. Энергия есть нечто, что каждый человек получает извне. Во время фаз физического и духовного эмбрионов энергия подчиняется законам развития. Важно, чтобы были условия для реализации этих законов.
В традиционной педагогике взрослый позиционирует себя всемогущим и всезнающим- как и что нужно ребенку.
Монтессори : мы подчинены определенным законам, о которых мы не в курсе. Наше дело- создать условия для ребенка, а он идет естественным путем. Для духовного развития вмешательство равносильно физическому вмешательству в физический эмбрион. Аутизм в большинстве случаев формируется как следствие поведенческих моделей в семье.
Цель руководства взрослого- предоставлении необходимых средств и условий для данного развития.
Новорожденность
0-8 недель – симбиоз с матерью, тесное слияние. Важно кормление грудью, настройка друг на друга, ребенок получает информацию, нужен ли он, принимаем или отвергаем , от этого зависит появится ли у него чувство безопасности. После этого ребенок должен постепенно отделяется от матери, чтобы избежать зависимости.
Родитель должен быть готов к тому, что нужно делать.
8 недель-12 мес.- Младенчество
2,5 месяца – первая социальная реакция- когда ребенок начинает улыбаться в ответ. Ребенок еще зависим от взрослого, но начинает открывать для себя окружающий мир
Сложный путь моторного развития, итог которого- он ходит. Важно, чтобы среда откликалась на его потребности, не только физические. Ребенку же часто на любой позыв предлагают грудь. Еда становится способом успокоиться. Не возникает дифференциации, что реально человек хочет.
Ребенок хнычет, пытаясь перевернуться, совершает усилия - мы ничего не должны делать за ребенка из того, что он не может сделать сам. Нельзя его переворачивать, если он пытается перевернуться- ему это еще рано. Это очень опасно. У него формируется связь- "я покряхтел- меня перевернули". Когда ребенок будет готов, он это сделает. Нельзя погремушку вкладывать в руку, можно положить ее рядом и он возьмет ее , когда будет готов. Иначе самоидентификация- «движение мне не принадлежит». Все , что лежит в зоне ближайшего развития- должно быть сделано, достигнуто самим малышом.
Пеленание. В средневековье ребенка туго пеленали и привязывали на спину или к лошади, чтобы его можно было перевозить. Физиологически я –телесное вообще при этом не развивается- ключевой момент развитие воли- это осознание- это я- моими руками управляю я. Естественна для ребенка поза эмбриона.
Для развития духовного эмбриона важна его физическая свобода- все физиологические потребности должны быть реализованы по импульсу ребенка, а не взрослого. Обязательно его физическое развитие- не ограничивать его развитие.
От 1 до 3х лет-
Продолжает действовать накопление опыта, помещается в копилку бессознательного, впитываются отношения родителей, гендерные роли. Детей по сути бесполезно воспитывать. Мы можем менять только свое поведение. Поэтому если в классе какие-то проблемы- 1) работаем с собой, 2) меняем среду. (Зона движения должна быть организована так, чтобы она не мешала другой работе)
Абсорбирующий разум
Монтессори говорила, что ребенку в создании самого себя помогает некая сила- абсорбирующий разум. Ребенок как бы сам создает себя в процессе своего развития. Примерно к 2,5 года он впитывает значительный объем культуры.
Впитывающий разум имеет следующие характеристики:
- состояние мозга бессознательное и креативное -т.е. на самом деле, что впитает ребенок и каким исходя из этого он будет, предсказать невозможно. Это процесс непредсказуемый, внутренний. Нейрофизиологами доказано- ребенок впитывает среду и становится ее частью, этот процесс лежит в основе адаптации и очень отличается от взрослого. Взрослый приобретает знания, а ребенок поглощает их на психологическом уровне и гораздо быстрее.
Абсорбция- это генетически обусловленный процесс. Абсорбция тесно связана с сенситивными периодами, которые позволяют ребенку приобретать конкретные навыки, необходимые для выживания и развития. От того, какие стимулы будут в среде зависит то, как будет развиваться мозг.
Итальянцы Гезл и другие в 90е годы обнаружили зеркальные нейроны. Это нейроны , которые активизируются, когда мы двигаемся и когда мы смотрим на движения других. Таким образом неосознанно работает механизм подражания. Усвоение речи происходит так, что новорожденный смотрит на рот матери и копирует артикуляцию. Считается, что у аутистов нарушены зеркальные нейроны. Зеркальные нейроны наиболее активны в первые годы, хорошо развиты у психологов, врачей, актеров, педагогов- дают эмоциональное сопереживание. Человек в процессе общения присоединяется к тому, что делает другой.
Для впитывания второго языка должно быть живое общение с человеком. Обучение через аудиозаписи и прочее не работает (проверено экспериментом)
В основе абсорбции лежат нейронные связи.
Абсорбирующий разум не выбирает, что и когда абсорбировать. Это процесс управляется генетическими механизмами.
Сензитивные периоды- это периоды, в течение которых поглощаются определенные объемы информации. Она поступает в нейроны и создает между ними определенные типы связей.
В течение 1го года жизни у ребенка появляются 86 млрд. нейронов, на основе тех раздражителей, которые находятся в окружающей среде. Чем стабильнее и больше связи в окружающей среде, тем больше он впитывает. Далее все незадействованные нейроны отмирают.
Таким образом, ребенок выживет в любой среде, даже среди животных – на столько пластичен мозг. До года при удалении одного полушария мозга второе полушарие берет на себя функции обоих полушарий мозга.
2-3 месячный ребенок различает изменения количества до 4х.
У нас генетически есть механизм который позволяет впитать окружающую среду. Поэтому мы должны создать оптимальную для его развития среду.
Дети становятся тем, что они любят.
Ум ребенка не формируется при рождении. Условием построения себя является контакт с окружающей средой. Множество ограничений ведет к задержке в развитии. Чтобы ребенок учился, самое важное создать оптимальную среду.
Разница между обучением ребенка и взрослого.
-Этап абсорбирующего разума- до 6 лет. Ребенок поглощает огромное количество информации и не испытывает усталости. Может усвоить легко несколько языков.
-Есть разница между мозгом ребенка и мозгом взрослого. Ребенок испытывает бессознательную страсть к окружающей среде, взрослый нет, и если мы его ограничиваем, мы идем против природы ребенка.
-Ребенок становится единым с окружающим. Если его ограничить в контактах с окружающей средой, обучения не происходит.
В абсолютно искусственно безопасной среде дети намеренно формируют себе опасности, которые в итоге оказываются опаснее, чем обычные естественные. У ребенка должна быть зона риска.
Ребенок в итоге как бы понимает среду изнутри. Как индейцы едины с природой.
-Ребенок впитывает культуру. До 3х лет нужно усвоить культуру, к которой он принадлежит. Если взрослый эмигрирует в другую культуру и везет с собой детей, они легко вписываются, взрослые- нет. Ребенок становится частью культуры, а родитель продолжает сопротивляться.
Культурная часть должна быть представлена и в среде в монтессори –группе.
Что поглощает разум ребенка:
- образы вещей- если мы создаем красоту, ребенок будет создавать красоту, отсюда и требования к педагогам- стремление дать самое лучшее
- отношения между вещами и людьми
- отношения, эмоции, предрассудки
- глубинные чувства- патриотизма, религии, социальные привычки, культурные ценности
-скрытые чувства по отношению к себе самому, к другим, а также то, как люди думают о нем
-физические качества, полученные от своих ощущений –запахи, звуки и т.д.
-язык
-движения
Стоп как остановка насилия.
Драться в среде Монтессори запрещено. Здесь учат договариваться, понимать свои границы и защищать их. Реакция окружающих зависит от того, как ты скажешь Стоп.
У тоддлеров ничего не объясняем- просто останавливаем со словом Стоп.
Когда родитель на территории садика, авторитет его выше и если родитель молчит- для ребенка означает что это разрешено. (Поэтому родителя лучше не запускать на территорию)
От 0 до 3 дети усваивают назначение вещей. Тазы с "сыпучками"- это не монтессори-материал. В Монтессори – педагогике мы даем реальную информацию о реальных вещах.
Переливание нужно включить в реальную деятельность. Так ребенок узнает, что для чего существует (ложка для того, чтобы есть)
1- Ребенок не знает о назначении и экспериментирует
2- Ребенок знает и отказывается использовать по-другому предмет
3- Ребенок знает и начинает экспериментировать. Но для этого сначала нужно узнать его назначение
Ребенок впитывает как реагируют взрослые на разные ситуации, все чувства и эмоции, впитывает, принимают ли его родители и педагоги . Вся эта информация в хранится в бессознательном.
После 6 лет создаются условия для исследования языка- выводят на осознание. Язык уже есть к 6 годам.
Периоды развития Абсорбирующего разума.
1. Бессознательный период (пренатальный возраст – до 3 лет) включая внутриутробное развития, ребенок не осознает впитывание:
-все поглощается бессознательно
-период наиболее интенсивного умственного развития - ребенок создает свои умственные способности, которые могут быть реализованы в окружающей среде
- в течение этого периода взрослый не может оказывать прямого влияния на ребенка -ребенок следует Внутреннему Учителю. Ребенок не слышит взрослого до 3х лет, как бы в своем внутреннем мире, но между собой дети при этом друг друга понимают.
(От 0 до 3 дети выделяют в окружающих ключевые моменты- борода у папы, шляпа у мамы и т.д. Тигр- это полоски, слон- это уши)
2. Сознательный период (3-6лет)
-ребенок начинает слышать взрослого
-все накопленное на предыдущем этапе реализуется в этом периоде,происходит развитие того, что уже создано
- доминирует память
-процесс поглощения продолжается, но теперь более сознательно
-ребенок заинтересован в создании порядка из хаоса и ,таким образом, имеет сильную потребность в упорядоченности окружающей среды
- он развивает свою память, понимание и рассуждения
-эти качества способствуют развитию воли
-интеллектуальное развитие устанавливается
-ребенок более непосредственно подвержен влиянию взрослого и имеет сильную потребность в подражании
Ответственность взрослых:
-создание возможно лучшей среды, богатой опытом реальной жизни для ребенка ( телевизор и компьютер до 6 лет лучше в среду не вводить, следует удалить из среды все, что нежелательно к впитыванию);
-эмоции и общая атмосфера весьма важны, оптимальный фон- чувство любви и безопасности, эмоциональное взаимодействие ребенок копирует- как решать проблемы, как договариваться;
-ребенок нуждается в свободе для развития в соответствии со своими внутренними законами -для исследования;
-взрослому необходимо наблюдать за ребенком и изучать его, так чтобы он мог помочь, предоставляя богатую, красивую и поощряющую к развитию среду;
-образование должно начинаться с рождения- первый год самый важный, заложенная база дальше от 1 до 3 развивается;
-необходимо стремимся создать среду, богатую стимулами для абсорбирующего разума, так , чтобы он развивался в полном объеме, но и перегружена среда быть не должна.
Феномен сегодняшней культуры в том, что человек считается ребеном до 21 года. Раньше ребенок с 3х лет включался в деятельность.
Ребенку можно и нужно говорить о смерти, но из телевизора ребенок получает такое количество негатива, с которым его психика не в состоянии справиться.
Сказки детям не подходят. Нужны реальные, подходящие уровню его психики истории. Монтессори говорит, что сказки даются после 6 лет, т.к. раньше ребенок не отличает вымысел от реальности. Дети до 6 лет предпочитают реальные истории, особенно про самих себя. Регресс творчества не происходит от того, что до 6 лет мы избегаем фантастических историй. Нужна в первую очередь реальная база. Сначала- понимание о реальных эталонах ( круглый не как яблоко, а как шар).
Детям в первую очередь нужно знать , как мы живем, как реагировать , как решить проблемы, которые возникают в его реальной жизни.
Можно в качестве материала изготовить самодельную книжку из фотографий детей, можно с подписями.
Хорме
Хорме - это энергия.
Высокоадаптированный человек- тот, кто умеет свою энергию направлять в созидательное русло.
- Хорме - силы света, энергия, полная возможностей;
- это то, что заставляет ребенка идти в окружающую среду и поглощать оттуда информацию, адаптироваться и стать человеком, который сможет реализовать свои психический способности;
-его ничто не может остановить, кроме смерти;
-ребенок не чистый лист- это часть космоса, который пришел с определенной программой. Энергия нового человека создается в момент зачатия и происходит от космического плана- универсальной системы, следующей особым правилам;
- в процессе абсорбции основной является информация , поступающая через руки и рот. Эти органы наиболее важны для получения информации. Набока- бокас – рука, и манос – рот- название эмбриона в прошлом. Соска ограничивает ребенка в познании через рот. Ребенок привыкает игнорировать те потребности, которые он реализует через рот. До года инструмент познания – рот, дальше- рука. Если используют соску период, когда ребенок тянет все в рот, он затягивается. Нужно разрешить безопасные предметы в среде тянуть в рот. Если ребенок продолжает после года- нужно занять руки, втянуть в работу. Если мы видим , что ребенок все время сосет- запрет порождает еще большее желание у ребенка. Руки после года, когда он начинает ходить , освобождаются и он может их задействовать в исследовании среды.
Если все нельзя- это посыл- не живи, стоит все переформулировать в форму- что я хочу, чтобы человек сделал?
Абсорбирование происходит постоянно. Ребенок 2х лет прекрасно говорит на родном языке, его этому не учили , он этот язык абсорбировал.
Туманность
Каждый ребенок имеет некую туманность- это творческий потенциал, их может быть много, в нем заложено все, чем он может стать. Он может быть реализован, только если среда поддерживает и обеспечивает его. Возможности, которые не поддерживаются, будут потеряны навсегда. Расы, национальности не имеют значения в проявлении этих возможностей.
Туманности на расстоянии выглядит как массы, но в них полно различных энергий и строгой организации. Вселенная следует космическому порядку, и интеллект, который мы не знаем или не понимаем, тоже является ее частью.
Идея в том, что мы должны в среде предоставить все основные направления для развития- и музыка, и искусство и пр., чтобы ребенок начал знакомиться с ними, и потенциал начал раскрываться.
Мнеме- жизненно важная бессознательная память, с рождения включает память цивилизации (у Юнга идея коллективного бессознательного):
- это система, в которой хранятся все переживания
-биологическая память чувств, тела, вещей
-она уже присутствует при рождении физического лица
- память космической эволюции, которая соединяет всех людей
- в течение всей жизни человека все, что он испытывает, хранится в Мнеме
-после трехлетнего возраста развивается дополнительная система хранения- память, как сознательная единица хранения.
Весь наш опыт ложится в нашу память. От рождения и раньше. Все , что с нами происходит, находится в нашей памяти и влияет на нас. Вопрос лишь в том, как это извлечь - если нужно. После 3х лет- сознательная память, и все это легче воспроизводится.
Внутренний Учитель- беспокойный руководитель. Ребенок как бы слушает сам себя.
Дети рождаются с сильной осведомленностью о космическом плане развития и имеют Врутреннего учителя, с которым они теряют контакт, как только становятся старше (примерно в 3 года)
- этот учитель защищает ребенка в окружающей среде и бессознательно ведет его к изучению всего необходимого для реализации его человеческой природы;
- ребенок адаптируется к миру и семье, делая все, чтобы удовлетворить желание быть принятым
- развитие цивилизации зависит от ребенка
"Ребенок является инструментом, который не только заставляет всех любить свой уголок земли и передает ему его собственные обычаи, но он также и по той же причине является транспортным средством, которое проводит человечество через эволюцию цивилизации». М. Монтессори
Сензитивные периоды
Идея возникла впервые у голландского биолога при наблюдении гусеницы. Монтессори высказала идею, что сензитивные периоды есть у детей - периоды особой восприимчивости детей к разным видам деятельности. Монтессори исходила из существования космического плана развития, где сензитивные периоды – это возможности для развития разных функций. Окна возможностей. Как бы раскрывается окно к той деятельности, которая необходима ребенку для развитии, и больше ребенок ничего не видит. Деятельность в этом случае осваивается очень легко. Вне соответствующего периода это достигается большими усилиями. Кроме того, деятельность вне периода может разрушать те функции, для которых период уже настал, то, что положено, не развивается. Идея Монтессори в том, что мы должны создавать условия- чтобы насилия не было, в среде должны быть все потенциальные возможности. Насилие приводит к демотивации, и другие функции начинают страдать .
Характеристики сензитивных периодов:
-на этапе сензитивных периодов ребенок наделен особой восприимчивостью к определенным аспектам среды, остальные аспекты среды остаются без внимания
-навык приобретается без особых усилий, и ребенок все время хочет этим заниматься, не устает
-универсальны для всех культур
-внешне в поведении сензитивный период проявляется как живой интерес к чему-либо
- во время сензитивного периода становится наиболее активной определенная группа нейронов, мозг создает условия для этой активности- физиологическая основа, а другие связи могут быть менее активными или вообще не образовываться
- выбор ребенка бессознательный, но он выбирает то, что необходимо ему в данный момент для его роста и развития
-в процессе деятельности ребенок не испытывает усталости. В процессе и по окончании работы у ребенка возникает внутренняя радость, а также покой и обновление.
- если деятельность не попала в сензитивный период, то функция формируется либо с искажением, либо не формируется вовсе ( отсутствие речи у 5-тилетного маугли- ученый не смог развить речь у изучаемого ребенка).
Монтессори считала, что сензитивные периоды встречаются только в первые 6 лет жизни, и это связано напрямую с впитывающим разумом.
Ответственность Взрослого:
- Взрослый обязан знать о существовании таких периодов. Монтессори говорила: если педагоги не знают, то они рискуют посвятить жизни борьбе с естеством ребенка;
-замечать, когда они проявляются- пологий вход. Заметить можем, когда наступает пик и дальше идет плавный спад. Задача педагога- выделить, когда это происходит. Давать презентации под интерес. Мы ничего не делаем насильно, все даем под потребность
- педагог должен предвидеть наступление периода и в среде должен быть материал, который будет отвечать потребностям на каждом этапе.
Понятие сензитивного периода близко с понятием "зона ближайшего развития".
Американские нейрофизиологи, Шанкоф и др. в 2000г. определили схемы активности сензитивных периодов. Основной пик всех периодов приходится на 1-3 года: эмоциональный контроль, язык, символизм, видение- зрение, слух, социальные навыки- с 2,5. Работа была проделана на основе анализа работы коры мозга- нейронных связей.
(Границы нужно выстраивать до 3 лет. Слово нет появляется после 12 месяцев. От года до 3 и маме важно выстроить свои границы.)
Первый сензитивный период –развитие речи (см. раздел 11 "Развитие языка")
Возраст 3-6 –письмо и начало чтения. Основные грамматические конструкции уже усвоены, расширяется словарный запас.
Естественно сначала развивается письмо, затем чтение. Если наоборот- ребенок не понимает что читает. Важно, чтобы возникло осмысление текста.
Письмо – знакомство 3-4 года, примерно полгода работа с подвижным алфавитом и дальше переходят к чтению. К 8-9 при такой схеме все читают. Раннее чтение- дополнительный стресс.
Второй по порядку сензитивный период - Порядок
Начинается с рождения, пик 2-2,5, и длится до 4 лет
Маленькому ребенку нужно, чтобы вокруг был порядок, это обеспечивает психологическую стабильность, это чувство безопасности. Отсутствие порядка , говорит Монтессори, может вызвать даже заболевание. Для детей важны неизменные опоры в среде, это индивидуально, и взрослому важно быть внимательным к соблюдению стабильности в среде обитания ребенка. Дети могут реагировать по-разному на изменения и иногда очень остро.
Порядок выделяется в 3х сферах:
-окружающая среда (чисто, аккуратно, всему свое место и есть зоны- где едим, где спим, где играть. Важно , что каждый предмет имеет свое функциональное значение. Взрослым важно в этот период использовать вещи только по назначению- не есть в кровати, не сидеть на столе. Мы не требуем от ребенка соблюдения порядка до 3х лет, но порядок соблюдают взрослые. Если в семье ребенка папа ест у телевизора- бесполезно воспитывать иное поведение. Потребность в порядке -это потребность структурировать мир, чтобы потом иметь возможность классифицировать. Алгоритмизация в презентациях готовит к математике. Отношение к предметам- стул для сидения.
-время, важны временные точки референции. Последовательность действий одна, и дети на этот порядок ориентируются. Родителям важно не сбивать сложившийся в саду режим. Если при адаптации режимы в саду и дома почти не отличается, процесс идет проще. Порядок во времени запускает внутренние часы ребенка. У детей нет понятия часов, не ощущают длительности.
-отношения - одинаковые требования к ребенку ото всех взрослых - это безопасность.
3 сензитивный период- Утончение чувств
На начальном этапе формируется чувствительность разных каналов.
Примерно с 2х лет все возможности восприятия утончаются- оттенки, тактильные ощущения. Порядок развития с рождения таков:
1– зрение, 2- тактильные, 3- слуховые-
4 сензитивный период – Утончение движение
До 12 месяцев- грубая моторика, освоение действий
После 12 месяцев- ходьба становится более плавной, пик от 2 до 4 лет, поэтому
2 направление развития движения:
- развитие движения руки (мелкая моторика)
- грубая (крупная) моторика
Препятствия в развитии сензитивных периодов:
- блокируются интересы ребенка
- отсутствие положительного опыта у ребенка (рано дали презентацию)
- отсутствие свободы в среде- когда ребенок не может действовать свободно на основе своих бессознательных импульсов
- отсутствие разнообразной информации для удовлетворения потребностей
- если период упущен
Истерики часто являются признаком неудовлетворенной потребности ребенка. Внешние препятствия вводят в состояние фрустрации.
Наша задача- создать условия, чтобы эти сензитивные периоды реализовались. В системе дидактического обучения этого не происходит.
Развитие движений. Воля
Монтессори: без движения воля невозможна. Два связанных явления.
Воля начинает формироваться с рождения, как только ребенок начинает двигаться. Каждый раз когда ребенок подключает контроль движения- это начало формирования воли, начало формирования саморегуляции. Каждый раз, когда взрослый вмешивается в этот процесс, он останавливает развития воли. От 0-6 закладывается привычка совершать усилия.
Монтессори: только через усилия может проявиться личность. Человек учится, производя действия над средой. Единственный способ развивать себя- это действовать. (Чтобы сформировать двигательный образ- глаза должны двигаться).
Как только движения начинают контролироваться разумом, запускается воля. Если человек не может двигаться, он мертв (минимальное движение- дыхание).
Речь- это тоже движение.
Новый двигательный навык- переход на следующий уровень развития, на следующий интеллектуальный уровень.
Схема движения используется в языке. Но у Монтессори идея в другом- действия – активность. (Красный круг в 3-6 – символ солнца, где разбор предложения в школе идет от действия , а не от существительного)
Движение – это основа, это жизнь.
(Лишний контроль ошибки тоже существует , например, на шумовых коробочках единственный критерий- это на слух, никаких дополнительных меток не нужно)
(Для тоддлеров материал может быть закрыт- например, ножницы можно положить в коробочку)
Развитие независимости
Независимость- естественное развитие, которое проходит определенные уровни. Для человека естественно стремиться к независимости.
Независимость– то завоевание, которое человек получает в процессе своего развития.
Означает, что не требуется помощь для достижения результата.
Монтессори говорит, что только независимый человек может раскрыть свою истинную природу, он может ставить любые цели и их достигать.
Если человек зависим, это мешает ему развиваться (в т.ч. от мнения окружающих).
Понятие независимости тесно связано с понятиями свободы, дисциплины и ответственности.
Чем больше ребенок свободен, тем выше у него возможности к исследованию окружающей среды, тем больше уверенность в себе и тем выше уровень независимости.
Монтессори говорит, что для достижения независимости необходимо:
- человек должен работать, и только через работу он достигает раскрытия потенциала. Родители часто делают за ребенка, так он получает информацию, что " я это не могу";
-человек может стать независимым только в рамках того сообщества, в котором он находится и которому он принадлежит. Без социального сообщества мы не сможем развить независимость.
Свобода возможна в рамках сообщества. Без рамок- это хаос. В итоге ребенок находится внутри группы, но он независим. Независимость достигается при формировании умения сотрудничать с другими членами сообщества. Ребенок способен сотрудничать, договариваться, но при этом он следует своей собственной цели. "Я исследую, как достигнуть цели, но я буду сотрудничать, чтобы ее достигнуть. "
Тонкость- мы не даем жалости, мы даем ту помощь, которая необходима, но ничего лишнего. Если мы даем лишнюю помощь, мы делаем ребенка слабым и зависимым.
Монтессори говорила, что потребность стать независимым на столько сильна в ребенке, что ничто не может остановить его в достижении этой цели. Любая лишняя помощь задерживает рост ребенка. Все, о чем нас не просят, тормозит развитие. Формируются условия для задержки развития. Например, если родители все время понимают ребенка без речи, задерживается ее развитие.
Этапы формирования независимости.
1. Рождение. Физическая независимость- перерезание пуповины, ребенок начинает дышать и питаться.
2. Переход на твердую пищу в 5-9 месяцев. Суть- психологический механизм. Ребенка сажаем напротив себя. Он независим в питании от мамы. Бутылочки не используются. Новый уровень – ребенок сидит сам в кресле с подлокотниками и тяжелый стол.( Сидеть может – 6 месяцев, садиться- 8 месяцев – когда сам может себя поднять в положение сидя)
3. 12 -13 месяцев. Начал ходить. Освобождаются руки. 8-9 мес. – ползание, доступны новые местам, родители стараются ограничить. Это возраст, когда вводится стоп-ограничение. И родители оказываются не готовы к такой активности, возникает конфликт. И это первый частый сбой в формировании независимости, т.к. ребенку важно исследовать. Нужно дать возможность исследовать, но среда взрослых пресекает эти возможности.
В год появляются прямохождение, речь и предметная деятельность, т. е . через руки начинает исследовать окружающий мир . Рот перестает играть прежнее значение. Если запрещали- продолжает тянуть в рот. Застревание как снятие стресса. Необходимо занять руки через деятельность- это будет естественным переключением.
Новый способ общения- речевой -тоже делает его независимым.
4. Около 2 лет. Кризисы позиционирования. Психологическое отделение от взрослого.
Тоддлер до 3 лет всегда в процессе отделения от мамы. Состояние постоянного кризиса разной степени интенсивности. Чем больше он независим, тем больше его уверенность. В речи появляется местоимение "я". Сопровождается чувством одиночества и страхом. Решение для избавления от страха- самостоятельная деятельность- обретение уверенности.
5. 2, 5-3 года- негативизм- негативная реакция на любое предложение. Нивелирование всех ценностей, которые были до этого. Капризность, постоянные протесты. Стремление делать все наоборот- от противного предлагаемому взрослым. Если взрослый упирается как с подростком, мы задерживаем этот кризис. Важно не ввести в систему манипуляцию « не спи, ни в коем случае не ешь».
6. Переход из сада в школу, 6 лет. Школа- новый уровень ответственности.
Учебная деятельность должна быть полностью на ребенке, не «Мы»- учимся.
Сегодняшний парадокс- ответственности не возникает, и зависимость продолжает нарастать.
7. Подростковый этап независимости.
Для ребенка важно психологически отделиться от родителей и иметь свою сферу самореализации- финансовая независимость в том числе, должна быть неприкосновенная сфера интимно-личностная.
8. 18-24 .
-эмоциональная независимость от родителей- мои переживания отличаются от родительских
-полная финансовая независимость, своя территория, 100%- питание, одежда
- планирование досуга, выходных по своему желанию
-аттитюдная независимость - я не испытываю чувства вины перед родителями за принятые решения, если , например, я не приехала на выходные. (В разных культурах- по-разному)
Во взрослом возрасте мы сталкиваемся с ситуациями, где нужно выстроить границы.
(4 стадии умирания психологические (смерть своя, близких, расставание, потеря работы)- отрицание; торг с врачами/богом; гнев; депрессия- понимает, что происходит; принятие- умиротворение, подведение итогов, достигает радости от происходящего. Обычно родственники мешают дойти до стадии принятия. Тогда человек испытывает вину за то, что он умирает.)
Причины формирования зависимостей:
- родители. Зависит от моделей отношений с ребенком, что транслируется- ты можешь или ты не можешь. Ребенок получает представление, что сам я не могу. Родители действуют из страха , что они ребенку не нужны. Важно переориентировать родителя- не нужно делать за ребенка, можно быть рядом.
У родителей есть чувство вины, когда отдают малышей. Аккуратно говорить родителям о достижениях малышей. Чувство вины усиливается, если , например, не он увидел первые шаги.
(Группа Нидо- 3-4 ребенка на 1 педагога)
Наша система- Тоталитаризм, страх, неуверенность- человек вынужден контролировать ради безопасности, но это иллюзия. Педагог должен достичь собственной уверенности, тогда мы сможем доверять ребенку.
- гиперпротекция- мать решает все вопросы за ребенка;
- у ребенка создают модель: