Кафедра психологии развития и инноваций
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
для студентов психологического факультета
Специальность 030301 - Психология, квалификация специалиста
Курс 4 заочной формы обучения, полный срок обучения (8 семестр)
Курс 5 заочной формы обучения, сокращенный срок обучения (10 семестр)
Москва
Г.
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры психологии развития и инноваций
(Протокол № 8, от 13 марта 2009 г.),
На заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений
(Протокол № 1, от 26 августа 2009 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати
Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ
Автор-составитель:
Доцент кафедры психологии развития и инноваций, кандидат психологических наук С.В. Львова
Заведующий кафедрой:
Кандидат психологических наук, профессор А.А. Тюков
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Часть I. Программа учебной дисциплины 4-15
Часть 2. Методические рекомендации и план освоения
учебной дисциплины 16-19
Методические материалы для самостоятельной работы
студентов заочного отделения 20-25
Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
«ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Настоящий комплекс создан на основе материалов учебного курса "Психология образования человека", проведенного проф. Тюковым А.А. в нескольких университетах и педагогических вузах России в период 1989 – 1998 годов в рамках эксперимента по созданию новой системы высшего педагогического образования. Программа курса “Психология образования» разработана в соответствии с требованиями “государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования”.
УМКД разработан для обучения студентов в ВУЗах, где практически реализуется трехступенчатая система высшего общего профессионального образования ("бакалавр" - "магистр" - "доктор"). Данный курс является фундаментальным (базовым) в программах общего образования и специализации. Курс также является основным и обязательным при получении специализации (на уровне степеней бакалавра и магистра педагогики) по педагогическим, философским, психологическим и социологическим специальностям. Курс может быть использован как факультативный для всех гуманитарных специальностей и как курс "по выбору" для инженерных специализаций.
Целями курса являются: ознакомление студентов с основными фактами современной психологической науки о развитии и образовании человека, историей становления и оформления современных психологических теорий развития человека в онтогенезе, а также основными формами использования психологических знаний при разработке содержания, методов и форм образования на разных ступенях образования.
Объявленные цели достигаются за счет решения задач:
· философское введение в психологию образования, раскрытие предмета, объектов и методов изучения душевного развития человека в процессах его систематического образования;
· сформировать у студентов смысловые установки сознания на реализацию культурно-исторического подхода к психологическому изучению развития сферы образования;
· сформировать у студентов категориальный фундамент личностно-деятельностного отношения к своей профессиональной деятельности;
· обеспечить освоение теорий психологического обеспечения педагогической практики ребенка на разных возрастных ступенях образования человека;
· создать у студентов прочные установки на реализацию образовательной деятельности на основе психологического анализа движущих сил и механизмов детского поведения в разных периодах его душевного развития;
· формировать школу современного комплексного подхода к решению проблем психологии образования человека.
Место дисциплины в профессиональной подготовке
Выпускника
Преподавание психологии образования ведется в цикле фундаментального психологического образования, основанного на принципах современного рационального детерминистического комплексного научного подхода. Поэтому данный учебный курс является обязательным курсом специализации в системе, общепсихологической и специальной практической подготовки специалистов психологов и преподавателей психологических дисциплин. В свою очередь, курс предполагает закрепление фундаментальных знаний в экспериментальном практикуме по психологии образования и, в особенности, в практикуме методов социального проектирования систем образования.
Таким образом, психология образования преподается как комплексная наука, органически включенная в систему психологических наук в истории ее фундаментальных и прикладных разработок. Психологический анализ явлений, закономерностей и механизмов образования человека ведется в контексте историко-культурного развития систем образования и их психологического научного обеспечения.
Курс «Психология образования» для студентов заочной формы обучения на психологическом факультете включает в себя 70 часов, из них 62 часа отводится на самостоятельное обучение и 8 часов на лекционный курс. У студентов заочной формы обучения, полном сроке предмет читается на 4 курсе, 8 семестр. У студентов заочной формы обучения, сокращенном сроке предмет читается на 5 курсе, 10 семестр. Результатом обучения является экзамен.
В курсе используются различные формы проведения занятий: беседы-введения; лекции-чтения; лекции-диалоги; занятия в форме деловой игры.
Таким образом, УМКД предназначен для студентов университета по дисциплине специализации в системе профессионального психологического образования.
Программа учебной дисциплины состоит из разделов: “Методология психологии”, “Теория образования человека”, “Проектирование в системах образования” и “Психологическая практика в сфере образования”.
В конце учебно-методического комплекса приводится примерный тематический план для изучения психологии образования на заочном отделении, а также список литературы для изучения курса «Психология образования», подготовки рефератов и курсовых работ.
Методический комплекс может быть использован при изучении психологии образования по разным формам обучения. Специфика организации обучения по заочной форме отражена в тематическом плане курса.
Содержание дисциплины.
РАЗДЕЛ 1
ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
ТЕМА 1. Цели и содержание образования
Цели образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания.
В.П. Беспалько называет способ описания педагогических целей, отвечающий этому требованию, диагностичным заданием цели. Он также предложил качественную шкалу для оценки уровня усвоения знаний и умений в зависимости от того, какой вид деятельности они могут информационно обеспечить: 1. узнавание информации; 2. воспроизведение информации; 3. совершение продуктивной деятельности по усвоенному алгоритму; 4. осуществление продуктивной деятельности на основе самостоятельно построенной программы (творческая деятельность).
Другие классификации целей образования. Самая общая из них выделяет цели обучения и воспитания, при этом, цели обучения сами выступают как средство достижения целей воспитания, являющихся основными целями любого образовательного процесса.
Воспитание и обучение неразрывно связаны. Воспитаниеэто процесс направленный преимущественно воспитателем на воспитуемого.
Обучение можно определить как совместную деятельность учащегося и преподавателя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами. Обучение всегда является двусторонним процессом и состоит из преподавания и учения, описывающих активность каждого из участников педагогического процесса.
Термин «образование» несколько шире по своему значению, чем термин «обучение». Образование понимается как процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе. Образование может быть организовано в форме обучения, так и в форме самообразования, т.е. без присутствия преподавателя в прямом смысле этого слова. В термине «образование» в более явной форме присутствует указание на связь приобретенных в ходе обучения знаний и умений с уровнем личностного развития. Образованный человек – это не просто знающий человек, но и обладающий ценимыми в обществе качествами личности.
Иногда к целям воспитания и обучения добавляют цели развития, имея в виду хорошо известный психологии факт несовпадения обучения и развития (Л.С. Выготский, его точка зрения), обнаруживающийся прежде всего при анализе результатов обучения.