О торопливой белочке и терпеливой курочке
ПОСПЕШИЛИ - НАСМЕШИЛИ
Прискакала Лягушка-квакушка к медвежьему домику, заквакала: «Ква-ква, я к вам в гости пришла».
Прибежала Мышка-норушка к домику медведя, запищала: «Пи-пи, пироги у вас вкусны».
Пришла Курочка-пеструшка, закудахтала: «Ко-ко-ко, хорошо у вас зерно».
Гусь приковылял к домику и гогочет: «Го-го-го, горошку можно поклевать немножко?».
Корова-буренушка пришла к медведю. Мычит: «My! Травку пощипать хочу».
Медведь вышел из домика и зарычал: «Ры-ры».
Все трусишки разбежались, потому что испугались. А медведь хотел сказать: «Рад гостям!». По С. Погореловской
Вопросы и задания
1.Спросите ребенка: «Кто из животных как кричал?»
Лягушка квакала, мышка пищала, курочка кудахтала, гусь гоготал, корова мычала, медведь рычал.
2.Что умеют делать эти животные?
Корова — травку щиплет, пасется, молоко дает.
Гусь — переваливается, червяков ищет.
Курица — зерно клюет, яйца несет, цыплят выводит.
Лягушка — прыгает, мошек ловит, ныряет.
Мышка — пищит, грызет крошки, шуршит, убегает в норку.
Медведь — лапу сосет, переваливается, медом лакомится.
Сделаем вывод: есть слова, отвечающие на вопросы: что делает?, чтоделают?
Глаголы движения часто употребляются с предлогами, поэтому обратим внимание ребенка на «маленькие слова» к, из.Проговаривая вместе с малышом предложения, рукой «рисуйте» схему предложения, выделяя голосом и движением руки предлог. Начертите схему в тетради:
Лягушка прискакала кдомику. Медведь вышел из домика.
Нарисуйте схемы: домики и стрелки.
Какой рисунок говорит о мышке? какой — о медведе? Почему?
5.На примере этой сказки можно показать, как развивается навык словообразования.Вспомните клички животных из сказки:
Лягушка квакает — она ... (квакушка).
Мышка живет в норке — она ... (норушка).
Корова бурого цвета — она ... (буренушка).
Курочка пестрая — она ... (пеструшка).
Медведь топает — он ... (топтыжка).
Перекидывая мяч, вспомните ласковые слова с суффиксами -ушк-, -юшк-:
дед — дедушка, баба — бабушка,
борода — бородушка, тетя — тетушка,
изба — избушка, трава — травушка,
дядя — дядюшка, голова — головушка,
мать — матушка, хозяйка — хозяюшка.
6. Еще раз прочитайте сказку, спросите ребенка: «Кто пришел первым, вторым, третьим?..»
Предложите ребенку рассказать сказку, показывая животных руками.
Лягушка — ладони вместе.
Мышка — средний, безымянный и большой пальцы сжаты в кулачок, «ушки» — из мизинца и указательного.
Курочка — мизинец и большой пальцы соединены (клюв), остальные пальцы вверх (хохолок).
Гусь — кисть руки вытянуть горизонтально (головка и клюв).
Корова — руки у головы, рога.
Медведь — покачать плечами.
Занятие 3
Работая над обогащением глагольного словаря, особое внимание нужно уделить приставочным глаголам. Научите ребенка улавливать общую часть слов, понимать изменение значения слова при использовании различных приставок. Играя «в слова», знакомьте его с образованием отглагольных существительных, причастий.
БАБУШКИНЫ ПИРОЖКИ
Летом Паша и Маша гостили у бабушки. Каждый день бабушка пекла им пирожки с вишнями. Дети пили молоко, заедалипирожками. Пирожки были вкусные, просто объедение.
Маша и Паша стали играть: кто больше пирожков съест?
Ели, ели— наелись,даже объелись.
Решили они: «Пусть теленок доестто, что мы не доели».
Теленок рассердился, ну просто взъелся.Вертит головой: «My, не хочу я ваши объедкиесть!»
Увидела это бабушка и говорит: «Милые детушки, вы у меня заелись!Теленок любит травку. Идите и нарвите свежей!»
Приехала мама, очень обрадовалась: «Паша и Маша, вы такие большие стали, разъелисьна бабушкиных пирожках! Нужно вам новые штанишки сшить. Но сначала я тоже хочу поестьпирожков».
Сели едоки
Есть пирожки.
Ели, ели — встали, «Спасибо!» сказали.
Вопросы и задания
1.Попросите ребенка вспомнить и назвать слова, похожие на слово
«есть»,
которые он услышал в этой истории:
заедали, ели, наелись, объелись, съест, объедение, не доели, взъелся, объедки, заелись, разъелись, поесть, едоки.
Выясните, все ли слова понятны ребенку; объясните непонятные слова:
съел (все до конца),
объелся (слишком много съел),
разъелся (растолстел),
наелся (больше есть не хочется),
взъелся (рассердился так сильно, что, кажется, съел бы обидчика),
объедки (то, что не доели, остатки),
едоки (те, которые едят).
2.Выучите с ребенком чистоговорку:
За едой все съедай и объедков не оставляй!
Л. Парамонова
3.Поиграйте с мячом, образовывая слова, отвечающие на вопрос какой?
объелся — объевшийся, разъелся — разъевшийся, взъелся — взъевшийся.
4.Попросите ребенка самостоятельно пересказать историю, употребляя услышанные однокоренные слова. Важно ввести в активный словарный запас ребенка слова с разделительным ъ(съели, объелись и т.д.), следя за правильным их произнесением. Это поможет впоследствии избежать трудностей с усвоением правописания подобных слов.
Занятие 4
Занятие 5
Эта сказка поможет детям усвоить приставочные глаголы и способы образования прилагательных от существительных.
ЛЕСНОЕ АТЕЛЬЕ
Однажды Ежик решил: «Раз у меня много иголок, я могу открыть швейноеателье в лесу». Написал он объявление и повесил на елке у своей норки:
Еж-портной
Обошьетнарод лесной.
Платья для бала,
Костюмы для дела,
Халаты, рубашки
Для отдыха и сна.
Скорее, зверюшки,
Скорее, лесные,
Бегите, ползите,
Спешите сюда!
Иголки и нитки
Готовы всегда.
Привез я и бархат,
И шерсть, и атлас.
Наряды отличные
Будут у вас.
Первой прибежала Лиса: «Помоги, Еж! Кур воровала, шубу разорвала. Зашейдырки!»
Ежик успокоил: «Я, Лисонька, тебе новую шубу сошью:рыжую, пушистую, меховую.Будешь, Лиса, модная ходить».
Пришли к Ежу Медвежата, косолапые ребята: «Дядя Еж, перешейнам шапки. Мороз, уши мерзнут».
Ежик говорит: «Выбирайте шерсть, ребятки. В новых шерстяныхшапках ушам будет тепло!»
Прибежал серый Волк и воет: «Помоги, дружище Еж, пришитьпуговицы к рубашке».
Ежик отвечает: «Давай, серый, новую льнянуюрубашку сошью,а пуговицы капроновыминитками пришью.Никогда не оторвутся!»
Прискакала Белочка-хлопотунья, жалуется: «Орехи собирала, у фартука карманчик оторвала, юбку тоже нужно подшитьи оборки пришить».
Ежик успокоил и ее: «Не расстраивайся, хозяюшка! Сошьютебе новый ситцевыйфартук, на кармане вышью шелковыминитками орехи да грибы и кружевныеоборки пришью.Будешь, Белочка, нарядная хлопотать в лесу».
Уж приполз и шипит: «Ушей мне хвост, пожалуйста, что-то похудел я».
Ежик предложил: «Я сошьютебе крепдешиновыйкомбинезон. Будешь ползать, Уж, красивым!»
Щука и та из проруби выглянула: «Эй, портной, купальник мне сшейморской. Летом поплыву отдыхать на курорт».
Ежик отвечает: «Могу сшитькупальник блестящий трикотажныйи еще халат атласный.Будешь первой красавицей в заморских странах».
Заяц косой вприпрыжку прибежал, Ежу бархатнуюжилетку заказал: «Скоро будет карнавал. Лишь бы Еж не опоздал».
Вопросы и задания
1.Спросите ребенка:
Что просила сделать Лиса? (Зашить дырки на шубе.) Что просили сделать Медвежата? (Перешить шапки.) Что просил сделать Волк? (Пришить пуговицы.)
Что просила сделать Белочка? (Пришить карман, подшить юбку, пришить оборки.)
Что просил сделать Уж? (Ушить хвост.)
Что просила Щука? (Сшить купальник.)
Что Ежик хотел сделать для лесного народа? (Обшить.)
2.Назовите вместе с ребенком слова из сказки, похожие на слово «шить».
(Швейное ателье, обошьет, зашей, сошью, перешей, пришить, подшить, вышью, ушей, сшей.)
3.Уточните значение каждого приставочного глагола:
Что зашивают? (Дырки, разорванные швы, прорехи.)
Что подшивают? (Низ юбки.)
Почему нужно ушивать одежду? (Чтобы сделать ее меньше.) Что значит «перешить»? (Переделать, из старой одежды сшить новую.) Что значит «обошьет»? (Сошьет одежду всем друзьям и родным, в сказке — всем зверюшкам.)
4.Для освоения способа образования относительных прилагательных (от существительных) задайте такие вопросы:
Как называется шуба из меха? (Меховая.)
Как называются шапки из шерсти? (Шерстяные.)
Как называется рубашка из льна? (Льняная.)
Какими нитками хотел Ежик пришить пуговицы на рубашку Волка? (Капроновыми.) Из чего они сделаны? (Из капрона.)
Как называется фартук из ситца? (Ситцевый.)
Какими нитками Еж собирался вышивать? (Шелковыми.) Из чего они сделаны? (Из шелка.)
Как называют оборки, которые Ежик хотел пришить на фартук Белки? (Кружевные.) Из чего они сделаны? (Из кружева.)
Как называется комбинезон для Ужа? (Крепдешиновый.) Из чего он сшит? (Из крепдешина.)
Как называется жилетка, сшитая для Зайца? (Бархатная.) Из чего она сшита? (Из бархата.)
Как называется купальник, сшитый для Щуки? (Трикотажный.) Из чего он сшит? (Из трикотажа.)
Как называется халат, сшитый для Щуки? (Атласный.) Из чего он сшит?
(Из атласа.)
Расскажите эту сказку по ролям. Взрослый исполняет роль Ежа, а ребе
нок — роли других зверюшек. Поменяйтесь ролями: ребенок — Ежик, взрослый говорит за зверей.
Гимнастика для пальчиков.
Две подружки, две портняжки
Две портняжки, две подружки (Показать ладошки.)
Взяли в руки по катушке: (Сжать пальцы в кулачки.)
Даше сшилисарафан,
Деду вышиликафтан, (Разжимать по одному пальчику
Бабушке зашит жакет, на обеих руках.)
Больше дырочек в нем нет,
Дядюшке из юбки новой
Перешитжилет лиловый.
А девчонкам и мальчишкам
Перешитопо штанишкам.
7.Познакомимся со словами-«близнецами»
(омонимы, многозначные слова).
Отгадай загадку, нарисуй отгадку:
Носик стальной, хвостик льняной. (Иголка инитка)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)
Чьи иголки? (Ежиные)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего себе не шьет,
А в иголках целый год. (Елка)
Какие иголки? (Еловые)
Придумайте вместе с малышом предложения со словами:
ноготки (на пальчиках) — (душистые) ноготки;
(меткий) мук — (зеленый) лук;
норка (мышки) — норка (зверек);
язычок (у ботинка) — язычок (у малыша).
Попугай
Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
А в ответ ему попугай:
«Попугай, попугай, попугай...»
В. Бахревский
Смотрит зайка косой, как девочка с косой за речкой косой траву косит косой.
М. Митрейкин
Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки:
Где вы были?
У лисички?
Что вы ели там?
Лисички.
Я. Козловский
Занятие 6
Русский язык богат глаголами, обозначающими одно и то же действие, но с разными оттенками.
ПРО НОС И ЯЗЫК
У Кати два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.
«Скажи, бабушка,— просит Катя,— почему у меня всего по два, а язык один и нос тоже один?»
«А потому, милая внучка, — отвечает бабушка, — чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, меньше болтала и свой нос куда не надо не совала». По Е. Пермяку
Вопросы и задания
1.Спросите ребенка: когда о человеке
говорят, что он болтает?
(Когда человек говорит много ненужного, глупого.)
2.Проговорите вместе с ребенком
глаголы, попросите его объяснить значение этих слов.
Слова, обозначающие речь:говорить, болтать, рассказывать, отвечать, повторять, молвить, жаловаться, бормотать, рассуждать, шептать, спорить, ругаться, объяснять, лепетать, спрашивать, подсказывать, разговаривать, беседовать.
Слова, обозначающие зрение:видеть, смотреть, подсматривать, рассматривать, глядеть, подглядывать, разглядывать, переглядываться, любоваться, наблюдать.
Слова, обозначающие движение:идти, передвигаться, шагать, бегать, бродить, ползти, прыгать, шляться, скользить, гулять, путешествовать, блуждать, карабкаться, лететь, плыть.
Сделайте вывод: все эти слова отвечают на вопрос что делать!
Занятие 7
Дети часто допускают ошибки при согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Усвоить навык согласования этих грамматических форм поможет сказка.
СЕМЬ ЦВЕТНЫХ КАРАНДАШЕЙ
Малыши рисовали и не убрали свои карандаши. Скучно было карандашам лежать на столе ночью. Встал Красный Карандаш и говорит:
—Я волнуюсь: не потерялся ли кто-то из моих братцев? не закатился ли под стол? не сломался ли? Давайте-ка рассчитаемся по порядку:
Первый — Красный Карандаш!
Второй — Оранжевый!
Третий — Желтый!
Четвертый — Зеленый!
Пятый — Голубой!
Шестой — Синий!
—Седьмой — Фиолетовый! — выкрикнули
свои имена семь братцев-карандашей.
Успокоился Красный Карандаш и говорит:
—Чем скучать, давайте так играть: каждый
назовет то, что он рисует своим цветом. Я рисую
красную малину, красный мак, красное яблоко.
—А я,— говорит Оранжевый братец,— рисую оранжевый апельсин, оранжевую морковку и оранжевое солнышко!
Встал Желтый Карандаш и говорит:
—Я рисую желтого цыпленка, желтую репку, желтое поле!
Зеленый братец поднял свой зеленый носик:
—Я рисую зеленый огурец, зеленое дерево, зеленую траву.
Понравилась игра Голубому Карандашу:
—Я, братцы, так люблю рисовать голубой лед, голубое небо, голубую незабудку!
Синий Карандаш похвастался:
—Только я рисую синий колокольчик, синее море и синюю речку.
А Фиолетовый Карандаш задумчиво сказал:
—Я бы сейчас нарисовал фиолетового жука, фиолетовую сирень, фиолетовое облако! Почему нас разбросали малыши? — грустно добавил он.
Задумались братцы-карандаши: «Ведь каждый из нас им нужен. Елки не бывают красными, а цыплята — синими. Может быть, малыши думают, что мы не дружим и не можем ничего нарисовать все вместе? Но они забыли радугу! В радуге семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Нарисуйте, пожалуйста, радугу, дети!»
Вопросы и задания
1.Поиграйте в игру «Какой?». Покажите ребенку цветной карандаш, пусть
он скажет по образцу: «Это красный карандаш». — «Что им рисуют?» — «Красный мак, красную малину, красное яблоко». Следите за четким и правильным
произнесением окончаний слов.
2.Учите ребенка правильно задавать вопросы.
О каких словах можно спросить: что?, кто?.
О каких словах можно спросить: какой?, какая?, какое?:
Красный яблоко зеленый
Трава огурец голубая
Сирень розовое фиолетовый
Облако синяя оранжевый
Она какая? Черная?
Нет, красная.
А почему она белая?
А потому что зеленая.
(Красная смородина)
Этот стишок-загадку полезно запомнить, поскольку дети встретятся с правописанием слов оловянный, деревянный, стеклянный в школе. Хорошо, если эти прилагательные останутся в памяти ребенка, объединенные в загадке:
Поля стеклянные,
Дорожки деревянные,
А ручки оловянные.
(Окошко)
Н. В. Новоторцева
Занятие 8
Есть в русском языке «слова-неприятели» — антонимы.О них малыш узнает из рассказа.
ЛЕКАРСТВО
У Вани заболела мама. Доктор велел ей пить лекарство. Ваня увидел, что мама пьет лекарство с трудом, и говорит: «Милая мамочка, давай я выпью твое горькоелекарство, а ты съешь мою сладкуюконфету».
По К. Ушинскому
Вопросы и задания
1.Поиграйте в игру «Скажи наоборот»: предложите ребенку продолжить начатую вами фразу, подобрав слово, противоположное по смыслу тому, что было сказано в начале фразы.
Конфета сладкая, а лекарство горькое.
Мороженое холодное, а огонь — ...
Дедушка старый, а папа — ...
Молоко жидкое, а сметана — ...
Лев большой, а кошка — ...
Море широкое, а ручеек — ...
Камень тяжелый, а перышко — ...
Карабас-Барабас злой, а фея — ...
Заяц трусливый, а солдат — ...
2.Прочитайте повторно рассказ. Спросите ребенка:
Что случилось с мамой?
Что велел ей делать доктор?
Что предложил маме Ваня? Почему?
3.Предложите ребенку пересказать рассказ.
Занятие 9
Сказка поможет ввести в активный словарь ребенка прилагательные в сравнительной степени.
ЖИРАФ И ЖЕРЕБЕНОК
Встретил Жираф Жеребенка и стал хвастать: «Мои ноги стройнее твоих. Моя шея длиннеетвоей. Я могу листья с деревьев объедать и в школе у соседа списывать».
Жеребенок отвечает: «Зато мои ноги сильнееи выносливеетвоих. Я могу дольше скакать и не устать. Моя шея корочетвоей, но она для меня удобнее, ведь я траву щиплю. Трава вкуснеелистьев. В школе я буду лучше учить уроки, чем ты, Жираф. Учительница скажет: "Жеребенок умнее Жирафа. Он чужие ошибки не списывает"».
Жираф задумался. Не хочется ему быть глупее Жеребенка.
Вопросы и задания
1. Спросите ребенка:
У кого ноги стройнее?
У кого ноги сильнее?
У кого шея длиннее?
У кого шея короче?
Кто умнее: Жеребенок или Жираф?
2.Поиграйте «в слова» с перекидыванием мячика. Ребенок должен правильно образовать сравнительную степень прилагательного:
сильный — сильнее, короткий — короче,
длинный — длиннее, хороший — лучше,
вкусный — вкуснее, яркий — ярче,
глупый — глупее, плохой — хуже,
красный — краснее, сладкий — слаще,
красивый — красивее, долгий — дольше.
3.Трудно дается детям спряжение глагола «хотеть». Поупражняйте ребенка, задайте такие вопросы:
Жеребенок хочет быть умнее? (Да, он хочет.)
Ты хочешь быть умнее? (Я хочу.)
Вы хотите быть умнее? (Мы хотим.)
Они хотят быть умнее? (Они хотят.)
4.Прочитав сказку еще раз, предложите
ребенку пересказать ее, используя
прилагательные в сравнительной степени.
Занятие 10
Этот рассказ покажет детям, что от существительных (слов, обозначающих предметы) могут образовываться глаголы (слова, обозначающие действие) и другие существительные.
ОБЕЩАНИЕ
Петя попросил папу:
Подари мне, пожалуйста, барабан и трубу.
Я бы подарил, сынок, да боюсь, что ты будешь то трубить, то барабанитьи мешать мне работать.
Честное слово, папочка, я буду барабанщиком,когда ты отдыхаешь, а трубачом,когда ты спишь.
По Е. Ф. Pay
Вопросы и задания
1.Спросите ребенка:
Что Петя просил ему подарить?
Чего боялся папа?
Что обещал Петя?
Доволен ли папа?
2.Попросите ребенка назвать слова, похожие на слово «барабан» (барабанить, барабанщик), на слово «труба» (трубить, трубач).
Объясните малышу, что есть «слова-родственники». Они похожи, словно из одной семьи, поэтому так и называются — родственные.
3.Выполните с ребенком упражнения для пальчиков, имитируя игру на музыкальных инструментах.
Оркестр
Я играю на гитаре,
Друг мой Вася — на баяне,
Таня может на трубе
Поиграть гавот тебе.
Ты, я слышал, пианист.
Поиграем вместе твист. 4.Перекидывая мяч, поиграйте с малышом «в слова».
Кто играет на баяне? — Баянист.
Кто играет на гитаре? — Гитарист.
На пианино? — Пианист.
На контрабасе? — Контрабасист.
На флейте? — Флейтист.
На органе? — Органист.
На трубе? — Трубач.
На скрипке? — Скрипач.
На барабане? — Барабанщик.
На балалайке? — Балалаечник.
На арфе? — Арфист. И т. д.
5.Попросите пересказать рассказ «Обещание», используя родственные слова: труба, трубить, трубач; барабан, барабанить, барабанщик.
Занятие 11
Трудности усвоения ребенком грамматически правильной речи связаны и с тем, что взрослые порой сами допускают ошибки в речи, например при склонении некоторых «трудных» существительных.
НАШИ РАСТЕРЯШИ
Маша и Наташа были большими растеряхами: то шарфик потеряют, то шапку. Подружки помогают им, ищут «потеряшки» и под шкафом, и под столом. Однажды ребята ушли гулять, не дождавшись подружек. Некому было одевать Машу и Наташу. Вышли наши растеряшки во двор. У Маши нет чулок.У Наташи нет носков.Подошел Саша и смеется:
«Я видел, честное слово,
Вчера в половине шестого
Сорок без ботинок и чулок,
И щенков без носков,
И синичек без рукавичек',
А таких растреп еще никогда не встречал».
Задания
Выучите с ребенком этот стишок, написанный в подражание С.Я.Маршаку (стихотворение «Не может быть»), специально для запоминания форм родительного падежа существительных носкии чулки.
Попросите ребенка пересказать рассказ.
Занятие 12
Эта сказка поможет овладеть навыком образования притяжательных прилагательных.
ЗАЯЧЬИ МЕЧТЫ
Сидит Заяц под кустом и мечтает: «Вот бы мне лисьизубы, волчьилапы, рысьикогти. Да еще бы забраться в медвежьюберлогу и сидеть там всю жизнь. Тогда бы моя заячьядуша в пятки не уходила от шороха в кустах».
Вопросы и задания
1.Спросите ребенка:
Чьи зубы мечтал иметь Заяц? чьи лапы?
чьи когти? чью берлогу?
Какая у Зайца душа?
Когда люди говорят: «Душа в пятки ушла?» (Так говорят о том, кто очень испугался.)
О ком так говорят: «У него заячья душа»? (О трусе.)
2.Поиграйте с ребенком «в слова». Взрослый говорит название животного, ребенок — прилагательное, образованное от этого названия:
барсук — барсучий (жир) соловей — соловьиный (свист)
сорока — сорочий (хвост) воробей — воробьиный (шаг)
ворона — вороний (глаз) собака — собачий (ошейник)
тигр — тигриный (рык) кошка — кошачий (прыжок)
бык — бычий (рог) петух — петушиный (гребень)
3.Предложите ребенку пересказать сказку. Следите за правильным произнесением притяжательных прилагательных. Хорошо, если слова «лисьи», «волчьи», «заячьи», «медвежья» войдут в активный словарь ребенка, таким образом, мы облегчим ему впоследствии усвоение слов с разделительным ь.
Занятие 13
Чтение и пересказ русской народной сказки «Заяц-хваста» поможет ребенку освоить образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса —ищ—, ввести эти слова в активный словарный запас.
ЗАЯЦ - ХВАСТА
Голодно Зайцу было зимой в лесу, стал он бегать в деревню, зерно воровать. Раз прибежал Заяц на один двор, а там целое стадо зайцев сидит. Стал Заяц хвастать:
«У меня не усы, а усищи, у меня не зубы, а зубищи, у меня не лапы, а лапищи! Я ничего не боюсь!»
Пожаловались другие зайцы тетке Вороне. Та потрепала Зайца немножко: «Больше не хвастай!»
Вопросы и задания
1.Спросите малыша:
Как хвастался Заяц?
Почему наказала его тетка Ворона?
2.Объясните смысл поговорки и пословицы:
Занятие 14
Имена имеют полную и краткую форму. Детей обычно называют «коротким» именем, а к старшим по возрасту людям у нас в России принято обращаться по имени и отчеству. А почему? На этот детский вопрос отвечает следующий рассказ.
ИМЯ ОТЦА
Пришел Вася к папе и спрашивает:
—Почему у тебя, папа, два имени — Николай Иванович, а у меня одно короткое — Вася?
Папа ответил:
—Ты, сынок, пока маленький — вот и имя
твое коротенькое. Я большой, много работаю,
продолжаю дела твоего деда, Ивана. Ты вырастешь, выучишься, будешь доделывать мои дела. Люди будут уважать тебя и называть Василий Николаевич. Ты уж, сынок, не подведи свое имя и отчество!
Вопросы и задания
О чем спрашивал сын отца? Что отвечал отец сыну?
Выясните, знает ли ваш ребенок имена и отчества своих родителей, деда, бабушки, свое полное имя и отчество.
Поиграйте в игру «Имя — отчество»:
Иван — Иванович
Роман — Романович
Степан — Степанович
Андрей — Андреевич
Сергей — Сергеевич
Михаил — Михайлович
Илья — Ильич
Юрий — Юрьевич
Лев — Львович
Петр — Петрович
Антон — Антонович
Кузьма — Кузьмич
Павел — Павлович
Геннадий — Геннадиевич
Денис — Денисович
Анатолий — Анатольевич
Даниил — Даниилович
Константин — Константинович
Владимир — Владимирович
4.Предложите ребенку пересказать рассказ, используя свое имя и имя своего отца.
Занятие 15
Слова, отвечающие на вопрос как? — наречия, предикативные слова,— выполняют в речи функции обстоятельств, именной части сложных сказуемых. Они обогащают речь, делают ее более выразительной, образной. Рассказ «Замок» поможет ввести в активный словарь ребенка такие слова.
ЗАМОК
Лиза и Женя проснулись рано.Папа сказал: «Быстроодевайтесь! Мы идем во дворец-музей».
Этот дворец — словно королевский замок. В нем все было сказочнокрасиво! Только холоднобыло королям в огромных залах. Но когда топили большие печи-камины, становилось теплои уютно.
Маме очень понравилась фарфоровая посуда: супницы и сахарницы, хлебницы и конфетницы, масленки и кофейники.
«Ах, как прелестносделано! — сказала мама.— Эта посуда хрупкая. Ходите осторожно,дети!»
Папа шел медленно.Он любовался старинными картинами и говорил: «Как прекраснонаписано!»
Женя и Лиза долгорассматривали рыцаря в железных латах. Храбросражались эти воины.
Вопросы и задания
1.Поиграйте с ребенком «в слова» перекидывая мяч: взрослый говорит слово, -отвечающее на вопрос какой?, ребенок — слово, отвечающее на вопрос как? (последний звук в этих словах «о»):
ранний — рано
быстрый — быстро
сказочный — сказочно
холодный — холодно
теплый — тепло
веселый — весело
прелестный — прелестно
медленный — медленно
прекрасный — прекрасно
храбрый — храбро
2.Поиграйте в игру-упражнение «Что в чем?» (образование существительных с суффиксами -ик-, -иц-, -нк-, -ник-,-енк-):
хлеб лежит в (хлебнице),
конфеты — в 9конфетнице),
селедка — в (селедочнице),
сухари — в (сухарнице),
салат — в (салатнике, салатнице),
масло — в (масленке),
кофе налит в (кофейник),
сливки — в (сливочник).
3.Спросите ребенка:
— Что такое замок?Что такое замок?
Сравните эти слова.
В слове замок говорим сильно первый слог, а в слове замок — второй. — Что такое железные латы?
4. Прочитав рассказ повторно, попросите ребенка пересказать его. Обратите внимание на использование наречий.
Занятие 16
Сказка познакомит детей с образованием причастий при помощи суффиксов -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-.
ТРИ ГНОМА
Жили-были три гнома. Первый всегда кричал, его так и звали — Кричащий.Второй болтал без умолку, и звали его Болтающий.Третий молчал целыми днями, его звали Молчащий.
Часто гномики играли и тогда становились играющими:один был водящим,а другие убегающими.Вечером они брали книжки и превращались в читающихгномов.
Однажды Кричащийзакричал: «Беда! У нас нет больше дров. Мы скоро станем замерзающими,а потом умирающимигномами!» «Успокойтесь! — сказал Молчащийгном.— Нужно идти в лес и нарубить дров». Дружно зашагали они по тропинке и стали шагающимигномами. Вдруг они увидели речку: «Караул! — закричал Кричащий.— Мы не умеем плавать. Я не хочу быть тонущимгномом!»
А Болтающийсел, молча, заплакал и стал плачущимгномом. «Надо посидеть и подумать», — сказал третий гномик, которого звали Молчащий.
Он опустился на травку и стал сидящими думающим.
«Придумал! Надо спилить стоящеена берегу дерево, тогда оно станет лежащими превратится в мостик через речку».
Так гномы и сделали. Нарубили дров, притащили домой. От радости они запели песенку — и стали поющимигномами, начали танцевать— и стали танцующимигномами. Потом они сели у огонька — и стали вспоминающимигномами: «Мы дружно работали — значит, мы были работающими.Наш мостик послужит другим — значит, мы сотворили доброе дело и теперь мы — творящиедобро гномы!»
Вопросы и задания
1.Поиграйте в игру «Эхо», это поможет ребенку закрепить способ образования причастий. Взрослый называет глагол (что делать?), ребенок — причастие (что делающий?):
кричать — кричащий умирать — умирающий
болтать — болтающий шагать — шагающий
молчать — молчащий тонуть — тонущий
играть — играющий сидеть — сидящий
водить — водящий стоять — стоящий
читать — читающий петь — поющий
замерзать — замерзающий танцевать — танцующий
вспоминать — вспоминающий работать — работающий
творить — творящий спать — спящий
2. Прочитав сказку повторно, предложите ребенку пересказать ее. Следите за правильным произнесением окончаний причастий.
Занятие 17
Сказка «Спор машин» знакомит с образованием существительных путем слияния основ: существительное + глагол. Пересказывая сказку, дети смогут поупражняться в произнесении слов со сложной звукослоговой структурой.
СПОР МАШИН
Вышел у машин спор: какая из них самая важная? Какая самая нужная?
Я сам могу груз сваливать, — сказал Самосвал.
Ямогу улицы от снега очищать, — похвастал Снегоочиститель.
— Вы без меня ничего не можете! Ведь только я бензин умею возить, — зашумел
Бензовоз.
Ясамая нужная на стройке,— вмешалась Бетономешалка.
А кто возит молоко для малышей? Я, Молоковоз!
Тут загремели, затрещали, завизжали кухонные машины:
—Без нас большой обед и ужин не сварить. Мы нужны! Мы важны!
Хлеб резать — нужна Хлеборезка,овощи резать — Овощерезка,мясо рубить — Мясорубка,кофе сварить — Кофеварка,сок выжать — Соковыжималка.
Вы все только сорить умеете, а я чистоту люблю, всю пыль мигом всосу, — загудел Пылесос—Важнее меня машины в доме нет!
Эх, с вами только дома сидеть! — запыхтел Паровоз.—Вот я— это машина! Во мне такой сильный пар. Я с ним тяжелые вагоны возить могу. А мой браток Тепловозвозит пассажиров в дальние края. У него внутри — сильное тепло.
Нет, я важнее всех! Я по морям, по волнам на всех парах хожу, — загудел Пароход.
Насмешили вы меня! Самый нужный — тот, кто самый быстрый, тот, кто сам летает, — сказал Самолет.
Только умный Компьютер молчал, думал. А потом сказал: — Все мы нужны, все важны. Но нам всем нужен Человек. Это он нас придумал. Человек самый важный.
Вопросы и задания
Вспомните с ребенком названия машин из сказки: сам сваливает груз — самосвал, молоко возит — молоковоз. И т.д.
Предложите ребенку вспомнить названия других машин, образованные таким же способом {газонокосилка, сенокосилка, тестомешалка, кофемолка и др.).
3.При пересказе ребенком сказки обращайте внимание на правильное произнесение сложных слов. Важно, чтобы дети понимали значение составляющих слово основ, это в дальнейшем поможет избежать ошибок при написании таких слов.
Занятие 18
В русском языке есть прилагательные, образованные слиянием двух основ: прилагательное + существительное. С такими словами дети встретятся в следующем рассказе.
ПОДАРОК ДЛЯ ДЕДА МОРОЗА
Воспитательница Анна Ивановна сказала: «Дети, сегодня мы будем рисовать сказочных героев. Угадайте каких?
Деревянный мальчишка с длинным носом — это длинноносый... (Буратино).
Девушка в хрустальных туфельках и с золотыми волосами — это золотоволосая... (Золушка).
Неизвестный науке зверек с большими ушами — это большеухий... (Чебурашка)».
Машенька спросила: «Можно я нарисую настоящего Деда Мороза?
У него красный нос и красные щеки — он красноносыйи краснощекий.У него доброе сердце — он добросердечный.Дед Мороз всем приносит подарки и очень устает. Пусть он тоже получит подарок — свой портрет».
Вопросы и задания
1.Поиграйте в «сочинение сложных слов». Взрослый говорит: «Девочка с длинными ногами». Ребенок отвечает: «Длинноногая девочка».
Кукла с пышными волосами — ...
Мальчик с черными бровями — ...
Малыш с голубыми глазами — ...
Жираф с длинной шеей — ...
Клоун с большим ртом — ...
2. Спросите у ребенка: «Какая у тебя мама? Какой у тебя папа?» Ребенок должен рассказать о родителях, пользуясь сложными прилагательными (голубоглазая, светловолосая и т.д.).
Проверьте внимание малыша: помнит ли он цвет ваших глаз?
Занятие 19