Тема «Рассказ с элементами творчества»
Цель: учить составлять рассказ с элементами творчества
(дополнение, изменение отдельных эпизодов).
Ход занятия
I. Организационный этап.
Раздаётся стук в дверь, появляется Бабушка-загадушка. Она предлагает отгадать загадку:
Живёт под крылечком,
Хвост — колечком. (Собака)
Картинка-отгадка выставляется на доске.
II. Коррекционно-развивающий этап.
Беседа о том, где можно увидеть болонку (на улице, на выставке, дома и т. д.)
Экскурсия в выставочный зал. Дети подходят к стенду', где находится изображение собаки. Они внимательно рассматривают её.
Логопед задаёт вопросы, которые помогут составить рассказ- описание этой собаки:
Кто это? Какая порода? Какого размера собачка? Какая у неё шерсть? Чем питается? Где живёт? Какая кличка у собаки?
III. Закрепляющий этап.
Дети поочерёдно рассказывают о внешнем виде болонки, особенностях её поведения. Логопед записывает рассказ и читает его детям, подчеркивая, что рассказ можно расширить, тогда он будет более интересным. Предлагаются варианты начала рассказа или концовки. Примерный рассказ детей:
«Наступило воскресенье. Утром дети встали, позавтракали и решили с родителями пойти на выставку собак. Там они увидели маленькую смешную болонку. У неё была белая, пушистая шерсть, чёрные круглые глазки. На шее — красный бантик. На лапках — вязаные носочки. Родители купили эту собачку. Дети назвали ее Ладой. Они кормили её мясом, молоком, сметаной. Дети играли с ней в прятки. Всем было весело.»
IV. Итоговый этап.
Детям раздаются разрезные картинки с изображением разных собак. Надо убрать лишние картинки и собрать болонку.
Тема «Составление рассказа из личного опыта»
Цель: учить составлять рассказ из личного опыта на тему «Мой друг».
Ход занятия
I. Организационный этап.
Логопед предлагает каждому ребёнку найти себе пару и занять свои места. При этом возможен диалог. Даётся образец высказывания, например:
Я дружу с Олей. Мы сядем вместе. А с кем дружишь ты?
II. Обучающий этап.
Уточняется понятие друга. Дети вспоминают и рассказывают о себе, о поступках тех ребят, которые проявили себя как настоящие друзья. Можно использовать эпизоды из ранее прочитанных книг.
Появляется Буратино, который раздаёт детям конверты. На счёт «раз» дети должны открыть конверты, на счёт «два» — достать из конвертов картинки, на счёт «три» — поднять те, на которых изображены хорошие поступки друзей (защищает слабого, дарит любимую игрушку, спасает утопающего, помогает бабушке нести сумку, перейти дорогу и т.д.).
Игра «Что такое хорошо, а что такое плохо?».
Из конвертов дети достают картинки с изображением дружеских и плохих поступков. На доске составляют пары с противоположными сюжетами. Например:
Мальчик уступил место дедушке. — Мальчик сидит и смотрит в окно трамвая, не замечая, кто стоит рядом.
Девочка помогает бабушке перейти дорогу. — Мальчик, перебегая дорогу, толкает бабушку.
Мальчик отдает игрушку малышу. — Мальчик отнимает игрушку у малыша.
Дети выбирают только те картинки, где нарисованы положительные герои.
Вариант задания: вспомнить и перечислить хорошие поступки, которые совершал ты сам или твои друзья.
Составление рассказа о своём друге. Логопед задаёт вопросы:
- Как зовут друга?
- Где ты с ним познакомился?
- Сколько лет другу?
- Ходит он в детский сад или учится в школе?
- Что нравится тебе в твоём друге?
- Почему он является твоим другом?
Рекомендуется: опорные вопросы плана рассказа проговаривать хором и индивидуально; на первом занятии дать образец рассказа.
III. Закрепляющий этап.
В зависимости от речевых возможностей детей можно задание усложнить, добавив вопросы:
При каких обстоятельствах ты познакомился с другом?
Что однажды случилось и как повёл себя друг в этой ситуации? Рассказы записываются и зачитываются детям. Можно предложить назвать самый интересный рассказ.
IV. Итоговый этап.
Логопед раздаёт детям сюжетные картинки с изображением разных поступков детей. Дома они, составляя рассказ, должны включить эти эпизоды и дать оценку поступкам героев.
Тема «Родственные слова»
Цель: закрепить понимание и практическое употребление в речи родственных слов.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Дети приходят на волшебную поляну, где видят разноцветные конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами. Надо выбрать только те, которые назовёт логопед.
Красный конверт с синим кругом.
Синий конверт с красным квадратом.
Голубой конверт с бельм треугольником.
Белый конверт с голубым прямоугольником.
На счёт раз — открыть конверт, на счёт два — достать картинку, на счёт три — положить картинку перед собой на столе.
II. Обучающий этап.
Логопед называет в произвольном порядке слова, а дети поднимают соответствующие картинки. При этом они произносят:
У него вода! — У меня вода.
У него водопад! — У меня водопад.
(Водяной, водопровод, водовоз, подводник.)
Предварительно значение этих слов уточняется логопедом.
Логопед называет первую часть предложения, дети заканчивают его, вставив одно из слов, нужное по смыслу. Например:
В доме сломался ... (водопровод).
Из крана течёт горячая ... (вода).
В горах раздавался шум ... (водопада).
Воду возит... (водовоз).
В болоте пугает всех... (водяной).
Дети запоминают эти слова и выставляют на доске соответствующие картинки.
Логопед объясняет, что это — слова-родственники, они дружат между собой, они похожи не только по произношению, но и по значению все связаны с водой.
На доске крепится «Волшебное дерево», на стволе которого — разные картинки. Главная картинка — «вода».
В эту дружную семью пришли другие слова:
водяной — живёт в воде;
подводник — служит на подводной лодке;
водопад — падает вода;
водовоз — человек возит воду;
водомер — прибор измеряет количество воды;
водохлёб — человек много пьёт воды;
водосбор — прибор собирает воду.
III. Закрепляющий этап.
«Будь внимателен и не зевай,
нужное слово услышишь, руку поднимай».
Волшебное дерево исчезает, на доске остаётся картинка с изображением воды. Логопед называет разные слова, дети поднимают руку, если услышат слова, близкие к слову «вода»:
лодка, подводная лодка, водянка, выдра, вобла, водопровод, волны, водяной, ворона, воды, подводник, войлок, водоём, волосы, квас.
IV. Итоговый этап.
Логопед даёт дифференцированную оценку работы каждого ребёнка. Дети получают одну из картинок с «Волшебного дерева», дома наклеивают её в тетрадь и составляют предложение.
Тема «Пересказ»
Цель: учить пересказывать текст с использованием выразительных средств, характерных для произведения.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Дети рассматривают картины из серии «Дикие животные». Логопед акцентирует их внимание на том, что художник по-разному изображает медвежат: один — весёлый, другой — грустный и т. д. Уточняется значение понятия «бурый» - это цвет. Дети подбирают синонимы к слову (коричневый).
II. Обучающий этап.
Выразительное чтение рассказа Виталия Валентиновича Бианки «Купание медвежат» (в сокращённом варианте):
«Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой».
Вопросы к детям:
О чём рассказывает автор в своём произведении?
Какими автор показал медвежат, опишите их?
Какие моменты вам понравились?
Какие слова и выражения вам больше всего запомнились?
Обращается внимание детей на то, какие средства использует автор при описании чего-либо: «большая бурая медведица», «за шиворот», «удирать в лес».
Подбор синонимов к словам «бурая», «удирать». Запомнившиеся моменты логопед читает повторно с использованием приёма завершения отдельных незаконченных предложений, затем читает текст ещё раз с установкой на пересказ.
Пересказ произведения детьми.
Дети пересказывают текст от начала до конца. Приемы: подсказ слова или фразы ребёнку, напоминание, вопросы. Во время пересказа ребёнком другие дети внимательно слушают его для последующей оценки.
III. Закрепляющий этап.
Дети с помощью логопеда оценивают пересказ своих друзей. При этом учитывается точность пересказа, эмоциональность, жесты, мимика.
IV. Итоговый этап.
Дети высказываются о том, чему они научились на занятии, что больше всего запомнилось.
Тема «Пересказ»
Цель: закрепить навык пересказа текста цепной организации (последовательная передача мысли от предложения к предложению по цепочке).
Ход занятия
I. Организационный этап.
Детям предлагается выбрать из 10 выставленных картинок только те, которые назовёт логопед: кот, щука, аквариум, Петя.
II. Обучающий этап.
Беседа о том, у кого есть дома кот, аквариум, какие рыбки там живут? Может ли кот съесть рыбку, если аквариум не закрыт?
Чтение текста цепной организации про кота Пирата С.А.Сущёвской «Кот Пират» (по мотивам рассказа).
«Как-то раз Петя поймал в реке щуку. Щуку он пустил в аквариум. В аквариуме её увидел кот Пират. Кот попытался лапой подцепить щуку. Только у щуки оказались острые зубы. Зубами рыба неожиданно цапнула кота. Кот надолго запомнил свою охоту».
Логопед читает рассказ повторно. Дети выбирают из 10 предметных картинок только те, о которых идёт речь в рассказе (окунь, щука, карп, морда, кот, лапы, острые зубы, аквариум, хвост, клюв).
III. Закрепляющий этап.
Чтение рассказа с нацеливанием на пересказ.
Знакомство с предметно-графическим планом, объяснение объектно-субъектных отношений в каждом предложении.
Петя — щука; щука — зубы;
щука — аквариум; зубы — кот;
аквариум — кот; кот — охота,
кот — щука;
Используя этот план, дети пересказывают рассказ. Если возникнут трудности, логопед задаёт вопросы по содержанию текста.
IV. Итоговый этап.
Детям предлагается придумать концовку рассказа или его начало. В качестве подсказки можно дать несколько предложений. Например:
«Наступило лето. Петя взял удочку и пошёл на рыбалку...
Или:
Кот испугался, прыгнул на пол и больше никогда не подходил к аквариуму».
Тема «Рассказ по вопросному плану»
Цель: закрепить навык составления рассказа по вопросному плану.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Логопед предлагает детям найти названные картинки и расставить в заданной последовательности. Дверь, крыша, стены, дорога, изгородь, кресло, панцирь, лестница.
Все эти предметы могут быть сделаны из разных материалов и в зависимости от этого будут называться по-разному.
Игра «Чудесный мешочек».
Дети поочерёдно подходят к столу, с закрытыми глазами достают материалы и на ощупь их угадывают. Таким образом, на столе появляются: глина, бетон, камень, солома, дерево (брёвнышко), металл, сталь, черепица, канат, ива, вата и т. д.
Логопед предлагает детям нарисовать дом, предварительно вспомнив его части. Уточняется, какие для дома нужны строительные материалы. Логопед обращает внимание на то, как по-разному называются дома, построенные из разных материалов.
Дом из кирпича (какой?) — кирпичный.
Дом из камня (какой?) — каменный.
Дом из бетона (какой?) — бетонный.
Дом из соломы (какой?) - соломенный.
Дом из брёвен (какой?)— бревенчатый.
Дом из глины (какой?) — глиняный.
Предложения проговариваются хором и индивидуально.
II. Обучающий этап
Игра «Загородный дом».
—Что строится в первую очередь, чтобы дом не упал?
—Фундамент (дети проговаривают хором и индивидуально).
Логопед показывает и объясняет, что такое фундамент. — Это основание дома, то, на чем он стоит.
—Фундамент делают из кирпичей. Фундамент (какой?) кирпичный.
—А для этого роют? (Котлован.)
—Сколько этажей будет в доме?
—Два, значит, дом двухэтажный.
На этом этапе дети могут составить первую часть рассказа о строительстве дома. В качестве опоры даётся вопросный план:
Где решили дети строить дом?
Как будет называться этот дом?
Сколько в доме этажей? Значит, он какой?
Что нужно вырьггь сначала?
Каким должен быть котлован и почему?
Что складывают из кирпичей потом?
Как называется такой фундамент?
Каждое предложение проговаривается хором и индивидуально. Предложить одному из детей или по цепочке озвучить начало рассказа.
Дети решили построить загородный дом. Он должен быть двухэтажным. Сначала вырыли глубокий котлован, а потом сложили кирпичный фундамент.
Логопед. Дом должен быть красивым и тёплым. Поэтому стены можно сложить из кирпичей, камней, бетона, брёвен (дети выбирают материал). Стены из брёвен называются (какими?) бревенчатыми.
Дети повторяют хором и индивидуально.
На столе разложены разные материалы. Дети выбирают, из чего можно сделать крышу: из соломы, она будет какая? — соломенная; из железа, она будет какая? — железная; из черепицы, она будет какая? — черепичная.
III. Закрепляющий этап
Останавливаясь на одном из вариантов, дети определяют, какая будет крыша, сколько окон, какая дверь, будет ли в доме веранда, придут ли туда гости и зачем. Далее составляется вторая часть рассказа, в качестве подсказок выступают контуры частей дома и образцы материалов. Каждый ребенок составляет свой вариант рассказа.
Например: Вот мой дом. Я его строил так. Вырыл котлован и сделал кирпичный фундамент. Потом поставил стены из бревен. Дом будет бревенчатый. Сверху накрыл дом железной крышей. Дом получился большой, светлый, теплый. В моем доме много окон и большая дверь. Хороший получился у меня дом. Я жду много гостей, чтобы угощать их чаем с яблочными пирогами.
IV. Итоговый этап
Дети придумывают, чего не может быть в доме.
Дети. В моем доме не может быть бумажной крыши. А в моем доме не может быть картонных стен. А в моем доме не может быть кирпичных окон и т.д.