Тема «Относительные прилагательные»
Цель: учить образовывать и употреблять в речи прилагательные со значением соотнесённости с продуктами питания.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Игра «Дегустатор».
На столе в блюдцах разложены разные продукты. Дети с завязанными глазами поочерёдно пробуют их и называют.
II. Обучающий этап.
Логопед объясняет, что из этих продуктов можно приготовить разные блюда. Он спрашивает: «Кто хочет быть поваром? Какое блюдо ты хочешь приготовить?». Дети называют и показывают картинку (например, котлеты). Логопед объясняет, что котлеты, приготовленные из разных продуктов, называются по-разному: котлеты из мяса — мясные, из рыбы - рыбные и т. д. Дети проговаривают эти сочетания хором и индивидуально.
Логопед: «Что можно приготовить из фруктов, ягод, овощей?» Дети: «Сок, компот, морс, салат». Выбирается повар. Логопед: «Что ты хочешь приготовить? Какие тебе нужны продукты?». Ребёнок отбирает нужные картинки, называя их. Логопед проговаривает названия блюд: «Салат из капусты — капустный, из свёклы — свекольный и т. д. Дети повторяют хором и индивидуально. Аналогично проговаривают названия других блюд (паштет, запеканка, соус, каша).
Экскурсия в кафе «Дружная семейка».
Дети заходят в кафе и заказывают блюда: «Я буду есть салат (кашу, запеканку и т. д.)». «Какой салат тебе приготовить? Какой соус нужен?» Дети делают несколько заказов разных блюд, при этом тщательно проговаривают их названия.
III. Закрепляющий этап.
Игра «Мама, папа и я».
Дети объединяются по 3 человека в «семью» и готовят обед (раздаются соответствующие картинки).
IV. Итоговый этап.
Дети встают в круг. Логопед бросает ребёнку мяч и называет часть слова, обозначающее блюдо (соус). Ребёнок возвращает мяч и называет всё слово и прилагательное к нему (грибной соус). Другие дети говорят, какие ещё могут быть соусы.
В качестве поощрения дети получают по 3 картинки, из которых они могут «составить» свой семейный обед.
Дети с IV уровнем речевого развития
Подготовительная к школе группа
Тема «Сложный предлог из-за»
Цель: учить понимать значение и употреблять в речи предлог из-за.
Материал: предметные картинки; карточки-схемы предложения; карточки-схемы предлога; игрушка мячик.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Логопед. Ребята, предлагаю вам игру. Сядет тот, кто правильно исправит ошибку Незнайки:
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепёшки.
Овечки в речке, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет.
Логопед. Какие слова-помощники вы сейчас услышали? А какие ещё слова-помощники вы знаете?
II. Обучающий этап.
Логопед. А сейчас давайте вспомним слово-помощник — за. Его мы употребляем, когда предмет позади другого предмета, т. е. находится за чем-то.
Логопед. А теперь давайте поиграем в прятки! Куда бы вы могли спрятаться дома? Но вы должны так хитро спрятаться, чтобы был предлог за. Например, можно спрятаться за стул.
Саша, а ты за чем спрячешься? (за дверью, за шкафом, за комодом, за креслом.)
Теперь вы знаете, куда можно спрятаться за.
А кому я сейчас брошу мяч, того я нашла! И он должен сказать, откуда вышел (из-за двери, из-за шкафа, из-за комода, из-за кресла).
Логопед. Ребята, а какое мы сейчас называли слово-помощник, когда я вас нашла? (из-за)
Мы соединили 2 слова-помощника (предлоги из и за) и получился очень важное слово-помощник из-за, которое помогает нам правильно назвать действие. А кто знает, когда мы употребляем этот предлог? Когда предмет находился позади другого предмета (за чем-нибудь спрятался) и оттуда движется.
Логопед. Ребята, посмотрите на нашу волшебную полянку! На доске изображена схема предложения. Придумайте, пожалуйста, к этой схеме предложения с предлогом из-за.
(Солнце вышло из-за туч. Лиса выглядывает из-за берёзы. Ёжик выбежал из-за дома. Заяц выпрыгнул из-за куста).
Посмотрите, сколько карточек на доске в схеме. (4)
Сколько слов в предложении? (4)
Значит, сколько карточек в схеме, столько и слов в предложении. Из-за — это маленькое слово, предлог, которое служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. Пишется со словами раздельно.
Логопед. К нам в гости прилетела птичка и хочет поиграть с вами в прятки! Сейчас я загадаю про неё загадку:
Не ворона, не синица
Как зовётся эта птица?
Присмотритесь, на суку —
Раздалось в лесу «ку-ку».(Кукушка)
Логопед. Она будет прятаться и выглядывать, а вы должны сказать, откуда она выглядывает. Кукушка прячется за домик, выглядывает и произносит: «ку-ку». Откуда выглядывает кукушка? (Кукушка выглядывает из-за домика, из-за стола, из-за дерева.)
Логопед. Ребята, я вам сейчас прочитаю предложения, в которых Незнайка допустил ошибки. А вы попробуйте исправить ошибки!
Щенок выглядывает за забором. Лена вышла из стола. Волк выбежал из дерева. Машина выехала за дома.
III. Закрепляющий этап.
Логопед. А сейчас давайте повторим все вместе стишок:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Откуда едет дедушка Егор? Из-за леса, из-за гор.
IV. Итоговый этап.
Логопед. Итак, какое мы сегодня слово-помощник изучали?
Кто запомнил, из-за чего вылетала наша гостья?
Дома придумайте ещё предложения к нашей схеме!