Тема «Притяжательные прилагательные»
Цель: закрепить навык практического употребления в речи притяжательных прилагательных.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Логопед. Сегодня у нас в гостях животные, птицы, насекомые, а кто это, вы назовёте сами.
Логопед раздаёт картинки с контурным изображением животных, птиц, насекомых.
Логопед. У кого оса? Медведь? Пчела? Ястреб? Осёл?
Дети. У меня оса (медведь, пчела, ястреб, осёл).
II. Обучающий этап.
Логопед. Все они имеют свои жилища, которые называются по- разному. Давайте послушаем каждого из вас.
Предлагается образец ответа.
Дети. У меня оса — у осы осиное гнездо. У меня змея — у змеи змеиная нора. У меня собака — у собаки собачья конура.
Игра «Путешествие по лесу».
Логопед. Собрались дети за грибами и ягодами. Взяли корзинки и пошли в лес. Шли, шли и увидели волшебную поляну, на которой собрались все звери и птицы, каждый из них живёт в своём домике. А кто где живёт, расскажите сами.
Каждый ребёнок выбирает себе любой персонаж и рассказывает про него. Предлагается образец ответа.
У меня медведь. Он живёт в медвежьей берлоге.
У меня волк. Он живёт в волчьем логове.
У меня белка. Она живёт в беличьем дупле.
У меня змея. Она живёт в змеиной норе.
III. Закрепляющий этап.
Логопед. А кто ещё живёт в норах?
Дети. В мышиной норе — мышь, в лисьей — лиса, в барсучьей — барсук.
IV. Итоговый этап.
Игра «Что перепутал художник?»
Детям раздаются картинки-смешинки.
Логопед. Ребята, художник нарисовал ослу утиные лапы. Помогите художнику.
Дети. У осла утиные лапы. Ослу нужны ослиные лапы.
У мышки лисий хвост. Мышке нужен мышиный хвост.
У зайца медвежья морда. Зайцу нужна заячья морда.
Дети называют предложения, получают в подарок наклейки в тетрадь.
Тема «Словообразование прилагательных»
Цель:закрепить навыки образования и употребления
прилагательных, образованных от существительных со значением соотнесения с растениями.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Дети гуляют по группе. Играет медленная музыка. Логопед тихо называет картинки, а дети ищут их. Как только зазвучит быстрая музыка, они находят эти картинки и выставляют их на доске:
яблоня, стол, стул, сахар; берёза, шашка, шуба, пальто; тетрадь, книги, блокнот, сосна; подушка, тополь, одеяло, простыня; самолёт, клён, поезд, машина.
Дети определяют, какая картинка лишняя и почему. Лишние картинки убирают. Один из детей, повернувшись спиной к доске, по памяти называет оставшиеся картинки.
II. Обучающий этап.
Логопед уточняет, где растут ели, сосны, клёны, берёзы, липы, ольха, осины: в лесу или в парке.
Логопед обращает внимание детей на то, как называется лес, если в нём растут только сосны (сосновый), ели (еловый), берёзы (берёзовый), липы (липовый), осины (осиновый).
Выставляются соответствующие картинки. Ответы проговариваются хором и индивидуально. Затем дети вспоминают, какие фруктовые деревья растут в саду (яблони, вишни, груши, персики и т. д.). Логопед предлагает найти на столе картинки, где изображены яблоневые и вишнёвые сады.
Составляются предложения по опорным словам: сад, в, яблони, растут (В саду растут яблони); вишни, сад, в, растут (В саду растут вишни). Далее детей спрашивают, как называется такой сад ? (яблоневый, вишнёвый).
Предложения проговариваются хором и индивидуально.
Дети подходят к волшебному дереву, на котором висят картинки с изображением разных видов лесов. Логопед называет любое дерево, а дети находят соответствующий лес (берёзы — берёзовый лес).
Логопед спрашивает, а какой может быть ещё лес. Каждый ребёнок, снимая картинку, называет новый вид леса (сосновый, кленовый, еловый, осиновый, дубовый, ольховый).
Логопед уточняет, что эти деревья растут не только в лесу, но и в парке.
Как будут называться аллеи из лип (липовая), клёнов (кленовая), дубов (дубовая), сосен (сосновая) и т. д.?
В группе оформляются стенды «Разные виды лесов» и «Разные виды садов».
Дети из чудесного мешочка достают иголки, жёлуди, шишки, подосиновики, берёзовые серёжки, яблоки, вишни, кленовые листочки, берёзовые веточки и т. д. и говорят, из сада они или из леса.
При этом дети составляют предложения:
У меня яблоки. Яблоки растут в яблоневом саду.
У меня сосновые иголки. Они растут в сосновом лесу.
У меня гриб подосиновик. Он растёт в осиновом лесу и т. д.
Логопед раздаёт детям карточки с контурным изображением листьев. Дети угадывают и называют их. Организуется диалог:
—У меня кленовый лист, а какой у тебя?
—У меня берёзовый лист и т. д.
Логопед уточняет, а что ещё может быть берёзовым? (роща, аллея, листок, сок, пень, полено, ствол).
III. Закрепляющий этап.
Игра «Слушай и отвечай!»
Про что можно сказать берёзовый:... (лес, ствол, пень, сок); берёзовая ... (чаща, аллея, ветка); берёзовое ... (полено); берёзовые... (дрова).
Игра «Весёлая путаница».
В гости к детям пришёл весёлый Лесовичок. У него в портфеле картинки. Он хочет рассказать детям о разных садах и лесах. Если Лесовичок ошибётся, то дети должны его исправить :
У меня тополиный пух. Его много в дубовой роще.
У меня жёлуди. Они растут в берёзовой чаще.
У меня яблоки. Они растут в вишнёвом саду.
У меня шишки. Они растут в липовой аллее.
IV. Итоговый этап.
Дети повторяют, какие виды лесов они знают, какие бывают сады, аллеи, ветки, листья?
Где растут жёлуди, шишки, яблони, вишни; каждый выбирает лист любого дерева и называет его.
Дома дети наклеивают в тетрадь контуры листьев и раскрашивают .
их.
Тема «Приставочные глаголы»
Цель: закрепить навыки употребления приставочных глаголов Ход занятия
I. Организационный этап.
Логопед раздаёт детям конверты.
Логопед. Слушайте меня внимательно, сядет тот, у кого на конверте нарисованы: воробушек, ласточка, снегирь, попугай, сорока, дятел.
II. Обучающий этап.
Логопед. Посмотрите, ребята, птичка летает, летает. Она к дому подлетает. Летает — подлетает.
Кто скажет — это одинаковые или разные действия?
Логопед. Птичка подлетает к дому. Подлетать к чему-то. Часть слова под- помогает правильно назвать действие.
(Логопед крепит на доске схему).
К чему ещё может подлететь птичка?
Дети отвечают. Подлетает к дому. Подлетает к дереву. Подлетает к гнезду.
Логопед. Что слышали в начале слова?
Дети. Под.
Логопед. А теперь птичка улетает из гнезда. Покажите и назовите картинку.
Дети называют.
Логопед. А еще про какие картинки можно сказать «улетает»?
Дети. Улетает самолет. Улетает шар. Улетает листик
Логопед. Подлетает и улетает. Это одинаковые действия или разные?
Дети. Разные.
Логопед. Обозначать их будем разными карточками Логопед. Кто запомнил, что звучало в начале слов?
Дети. Подлетает - под. Улетает -у.
III. Закрепляющий этап.
Логопед. Ребята, а сейчас давайте посмотрим, что же у вас в конвертах. На счёт «раз» — открыть конверт. На счёт «два» — достать карточку. Сейчас я буду называть начало слова, а вы назовете и поднимите только ту картинку, которая подходит.
Логопед. -у
Дети. Улетает, убегает, уплывает
Логопед. Под.
Дети. Подбегает, подлетает, подплывает.
Дети выполняют задание.
Логопед. А теперь, ребята, выбирайте, кто кем птичкой будет. Я буду кукушкой. А ты?
Дети. Я буду снегирём. Я буду рыбкой. А ты? И т. д.
Логопед. Сейчас вы будете гулять по группе. А когда я назову под-, вы должны будете остановиться и сказать, кто что сделал.
Дети. Я снегирь. Я подлетел к шкафу. Я рыбка. Я подплыла к стулу и т.д.
Логопед. А теперь вы должны остановиться, когда услышите у-.
Дети. Я снегирь. Я улетел из группы. Я кукушка. Я улетела из гнезда
Дети выполняют задание.
Логопед. А теперь, ребята, мы с вами походим по группе.
Мы по группе шли, шли и к игрушке подошли.
Логопед. Давайте ещё раз повторим все вместе. Какое действие мы с вами сейчас выполнили?
Дети. Мы подошли.
Логопед. Какое начало слова нам помогло выполнить действие?
Дети. под-.
Аналогично выполняется задание со словами с приставкой у-.
Логопед. Молодцы ребята. Садитесь все на места.
Логопед. Сейчас, ребята, я вам расскажу про машинку. Слушайте внимательно.
«Жила-была маленькая, легковая машинка. Решила она поехать в гости к своему другу грузовичку. Машинка из гаража (выехала) и по дороге (поехала), яму (переехала). С моста (съехала). Ехала, ехала и в гости к своему другу-грузовичку (приехала). Побыла в гостях, а потом - уехала».
Логопед. Интересный был рассказ?
Дети. Да.
Логопед. Давайте повторим его все вместе и найдём слова-действия.
Логопед повторяет рассказ вместе с детьми.
Логопед. А сейчас, ребята, посмотрите, у меня на столе лежат картинки. Нужно взять картинку из каждой стопочки и составить предложение. Например: Птичка из клетки (улетела). А у тебя?
Дети. Девочка к дороге (подошла). Машина из гаража (выехала). Мальчик из дома (вышел). Птичка к дереву (подлетела). Машина к дому (подъехала). Птичка клетку (перелетела).
Логопед. А теперь давайте все вместе повторим и найдём слова- действия.
Дети выполняют задание и получают поощрительные картинки.