Предотвращение загрязнения и аварийные действия.
Предотвращение загрязнения окружающей среды в зонах чрезвычайной чувствительности экологического воздействия имеет огромное значение. Необходимо тщательно соблюдать все имеющиеся (применимые) правила, в особенности, касающиеся районов плавания судна. Примером локальных (местных) требований является требование о предотвращении сброса бытовых сточных вод.
Судовые процедуры по ликвидации аварийного разлива нефти следует пересмотреть с тем, чтобы убедиться, что данные процедуры учитывают все вопросы, связанные с проведением операций в ледовых и/или низкотемпературных условиях.
Следует отметить, что образование обледенения не должно оказывать влияние на эффективность работы оборудования, предназначенного для борьбы с разливом нефти, если такое оборудование обычно храниться в носовой части судна, то следует рассмотреть возможность размещения данного оборудования в кормовой части судна, где вероятность образования обледенения ниже.
Судовая фановая система должна поддерживаться в хорошем рабочем состоянии и иметь подходящие цистерны для хранения фановых вод на случай, если местные правила запрещают сброс фановых вод за борт.
Обледенение и образование инея на судах
Обледенение и образование инея на борту судов представляет собой опасность как для персонала, выполняющего работы на борту судна, так и для самого судна. Борьба с обледенением судна является сложной, трудоемкой и опасной операцией. Необходимо приложить все усилия для снижения, насколько это возможно, забрызгивания палубы морской водой посредством снижения скорости и/или смены курса.
Следует помнить, что нарастание льда также приводит к опасности падения ледовых образований и прочим, вытекающим из этого опасностям.
При определенных условиях обледенение, образованное пресной или морской водой, на корпусе и надстройке судна может представлять собой серьезную опасность. Пресноводное обледенение может образовываться в силу тумана, измороси, дождя или снега. Обледенение из морской воды образуется в силу воздействия температур ниже 2 градусов Цельсия и сильного ветра.
Если очевидна вероятность образования обледенения, необходимо принять дополнительные меры предосторожности при перемещении и выполнении работ на судне, не забывая, что обледенение может формироваться как на наружных поверхностях, так, при некоторых условиях, и во внутренних пространствах.
Данный раздел описывает влияние обледенения судов и наиболее эффективные способы избежания или снижения образование льда и его влияния.
Описание Морского Брызгового Обледенения
Морское брызговое обледенение представляет серьезную опасность для морских операций. Влияние обледенения заключается в том, что оно может препятствовать выполнению судовых операций безопасным образом и с эффективными затратами по времени.
Причины
Морское брызговое обледенение происходит, когда брызги, образованные волнами, соприкасаются с холодными поверхностями при температуре окружающего воздуха ниже нуля. Существует две группы основных факторов, которые следует учитывать- "климатические факторы" и "судовые характеристики", краткое описание этих факторов предоставлено ниже.
Климатические факторы
Следующие климатические факторы способствуют образованию морского брызгового обледенения судов:
· скорость ветра, например, стандартно выше 18 узлов или 9м/с, хотя иногда и ниже
· температура воздуха, например, ниже точки замерзания (минус 1.9 градусов Цельсия для соленой воды)
· температура воды, например ниже 7 градусов Цельсия
· температура замерзания воды
· направление ветра по отношению к судну
· характеристики зыби и волны:
o размер волны
o длина волны
o направление распространения волны
Судовые характеристики
Степень морского брызгового обледенения, кроме вышеуказанных климатических факторов, также зависит от судовых характеристик.
Некоторые судовые факторы, которые следует учитывать:
· скорость
· курс ( по отношению к направлению ветра, волны и зыби)
· конструкция носовой части корпуса
· длина
· высота свободного борта
· "промораживание" корпуса
Когда судно находилось в низкотемпературных условиях длительное время, например, две-три недели, корпус судна будет оставаться достаточно холодным даже когда температура окружающего воздуха будет выше. Такое "промораживание" корпуса (‘cold soaking’) может привести к более серьезному обледенению, чем предполагается на основании оценки текущих климатических условий.
Таблица ниже иллюстрирует предполагаемый потенциал обледенения как взаимодействие скорости ветра и температуры воздуха при установленной температуре морской воды. Обычно обледенение не представляет собой проблемы при температурах морской воды выше 7 градусов Цельсия, и другие случаи с более высокими температурами не рассматривались при составлении данного алгоритма.
Скорость ветра (м/с) Скорость ветра (м/с)
0 20 40 60 80 100 0 20 40 60 80
Скорость ветра (узлов) Скорость ветра (узлов) Темп. воды 3ºС 37.4° по Фаренгейту Темп. воды = минус 0.5ºС 31° по Фаренгейту
Рис.8 Взаимозависимость между Скоростью ветра, температурой и обледенением
Источник: Overland J.E.,1990: Предположения в отношении степени обледенения судна при температурах близких нулю (температуре замерзания).
Примечание: Рис. 8 предоставляет только приблизительное руководство по прохождению судов в условиях ветра и волнения моря. Реальная вероятность возникновения обледенения зависит от типа, мощности и эксплуатационных характеристик конкретного судна. Капитаны и штурманы должны четко знать скорость ветра при которой морское забрызгивание достигает палубы и надстройки и обязаны основывать свою оценку в отношении вероятности обледенения на основании данной информации.