При отрицательных температурах наружного воздуха

СУДОВЫЕ РАБОТЫ

ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА

Плавание в условиях отрицательной температуры воздуха и воды усложняет выполнение палубных работ и требует, помимо обычной подготовки судна к нему, проведения ряда дополнительных мероприятий.

Прежде всего необходимо сказать о пределе заполнения грузовых танков в условиях низкой температуры и, естественно, с пониженной температурой груза, и при следовании затем в порт выгрузки, где предполагается высокая температура воздуха и забортной воды и следовательно и более высокая температура груза.

Предел заполнения танка.

Возможны ситуации, когда груз погружен с низкой температурой и в процессе перевозки его температура повышается, за счет этого увеличивается объем груза в танке, что может стать причиной превышения максимального предела заполнения танка, то есть превысить предел 98%.

ПРИМЕР:

 
 

Уровень танка 99 %

Уровень танка75 % Период времени

Увеличение температуры

Плотность 0,85 Плотность 0,80

Темп. Груза 15С Темп. Груза 25С

Расчет предельного объёма заполнения каждого танка грузом производится по формуле:

- предельный объём заполнения танка,

V - 100 % -ный объём грузового танка

-плотность груза при рекомендованной температуре

-фактическая плотность груза

ПРИМЕР: Объем танка 800 м куб. Принимается груз в условиях низкой температуры и при плотности груза 0,85. Груз будет перевезен в порт с предполагаемой температурой воды 25 С. Следует полагать, что температура груза в порту выгрузки будет также 25 С. (Переход к порту выгрузки, ожидание причала и пр). Определяем плотность груза при температуре 25. Получаем, например 0,8. По формуле считаем

т.е. в порту погрузки танк может быть загружен на 94%, но в порту выгрузки при определенных обстоятельствах уровень в танке повысится до 98%.

Международные правила определяют, что максимальный уровень заполнения танка грузом не должен превышать 98% его общего объёма при допустимой температуре. Под допустимой температурой IBC кодекс подразумевает температуру, при которой давление паров груза соответствует давлению срабатывания предохранительного клапана на газоотводе танка. Максимально допустимое количество груза в танке определяется не только его объёмом, но и типом судна. Так, IBC кодекс устанавливает, что объём груза, который может быть перевезен только на химовозах 1-го типа, не может превышать 1250 м3 в каждом отдельном танке, груз, который можно перевозить только на химовозах 2-го типа – не более 3000 м3.

Однако не только предельный объём заполнения танка ограничивает количество груза, которое в него можно погрузить. Следует помнить, что каждый танк может выдержать только определенные весовые нагрузки. Верфь производит расчеты таких нагрузок и определяет допустимую плотность груза при заполнении танка на 98 %. Расчетная величина максимально допустимой плотности или построечной плотности (Design Specific Gravity- DSG) также ограничивает допустимый предел заполнения танка грузом.

DSG - построечная плотность груза

V - 100% объём грузового танка

m - максимально допустимая масса груза в танке.

Обычно построечная плотность груза для центральных танков химовоза находится в диапазоне 1,7 – 1,8 кг/л, а для бортовых танков 1,4-1,5 кг/л.

Сведения о построечной или расчетной плотности груза должны быть указаны в «Руководстве по методам и устройствам» (Procedures and Arrangement Manual).

При перевозке грузов с высокой плотностью, таких как серная кислота, галогенные углеводороды, каустик и т.д., необходимо всегда рассчитывать максимально допустимое количество груза, которое можно погрузить в данный танк и предел его максимального заполнения.

При этом процентное заполнение танка для грузов с плотностью превышающей максимально допустимую плотность, будет всегда меньше 98 %

Fl - предел заполнения танка, %

DSG – построечная плотность груза, кг/л

SG - фактическая плотность груза, кг/л.

Более того, максимальный предел заполнения танка любым грузом, согласно требований Кодексов постройки и оборудования химовозов, рассчитывается таким образом, чтобы его уровень не превышал 98 % объёма танка при самой ВЫСОКОЙ температуре груза, которая возможно при его транспортировке.

Максимальный предел заполнения танка грузом всегда меньше или равен 98% !

Подготовка систем судна

Клапана грузовой системы

До входа в районы с температурой окружающей среды близкой к отрицательной необходимо

: осмотреть все клапана и спустить возможный скопившийся конденсат в редукторах клапанов.

:гидравлические клапана расположенные на открытой палубе следует закрывать защитными чехлами и если это возможно переодически открываться и закрываться для предотвращения примерзания.

Клапана Давления/Вакуума

Рекомендуется до входа в районы с температурой окружающей среды близкой к отрицательной произвести полное техническое обслуживание клапанов давления/вакуума

Во время перехода клапана Давления/Вакуума должны быть защищены от обмерзания и периодически проверятся на свободный ход.

Непосредственно перед грузовыми операциями следуют проверить свободное движение клапанов Давления/Вакуума.

Грузовые насосы

Погружные насосы

Мотор и вал грузового насоса должен быть защищен чехлом для предотвращения обмерзания.

Гидравлические системы грузовых насосов:

Тип масла используемый в таких системах должен быть пригоден для использования при температурах ниже 25 С. Гидравлические системы таких насосов должны запускаться как минимум за 30 мин до начала грузовых операций.

Грузовая система зачистки:

Система должна быть надлежащим образом осушена.

Моечная система грузовых танков:

Система должна быть надлежащим образом осушена. Необходимо проверить систему на наличие участков, в которых может остаться не стекшая самотеком вода – так называемые мертвые зоны.

Система подогрева груза:

Система должна быть надлежащим образом осушена и продута воздухом. Необходимо проверить систему на наличие участков, в которых может остаться не стекшая самотеком вода – так называемые мертвые зоны.

Подогреватель моечной воды:

Если подогреватель расположен на открытой палубе, он по возможности должен быть защищен от замерзания. Система должна быть надлежащим образом осушена и продута воздухом после использования.

Грузовые магистрали:

Разница температур в разных участках грузовых трубопроводах на судне может стать причиной появление микро зазоров между фланцами соединяющими трубопроводы.

И как следствие возможных протечек. В условиях низких температур герметичность магистралей должна быть проверена более тщательно перед началом грузовых операций.

Существует опасность застывания груза в магистралях при возможных временных остановках грузовых операций. Должен, всегда иметься четкий план действий на такие случаи, определяющий необходимость дренирования магистралей или возможность циркуляции груза по замкнутому кругу. В ситуации, когда выбирается вариант циркуляции груза необходимо оценить возможность застывания груза в глухих участках системы.

Точки замерзания

ПАЛУБА

Все пустые танки и цепные ящики должны проверятся на наличие свободной жидкости.

Вся жидкость по возможности должна быть откачана из этих помещений до входа в районы с низкими температурами.

Одна из часто встречающихся проблем на палубе при работе в условиях низких температур это замерзание жидкостей. Еще одна проблема это образование наледей на палубном оборудовании. По возможности все оборудование на палубе должно быть защищено чехлами.

Замерные отверстия и клапана танков, манометры на манифольдах должны быть защищены чехлами.

Поддоны под манифольдами должны быть свободны от льда.

Палубные краны должна проверятся перед приходом в порт и перед началом каких либо работ.

Пневматические и электрические моторы используемые для подъема и опускания трапов должны быть надлежащим образом защищены от обледенения.

Отверстия сливных пробок должны быть защищены от обмерзания, так как это может препятствовать их герметичному закрытию в случае необходимости.

Главный воздушный клапан на палубу должен быть закрыт. Воздушная магистраль осушена от возможно скопившегося конденсата.

Перед приходом в порт брашпиля должны быть очищены от льда. Свободное вращение

брашпилей должно быть проверено. Оба якоря должны быть приспущены для проверки их возможного примерзания к корпусу судна. Перед швартовкой якоря должны быть подняты и готовы к немедленной отдаче.

Сплинкерные системы содержащие воду должны быть осушены.

СУДОВЫЕ РАБОТЫ

ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА

Плавание в условиях отрицательной температуры воздуха и воды усложняет выполнение палубных работ и требует, помимо обычной подготовки судна к нему, проведения ряда дополнительных мероприятий.

Прежде всего необходимо сказать о пределе заполнения грузовых танков в условиях низкой температуры и, естественно, с пониженной температурой груза, и при следовании затем в порт выгрузки, где предполагается высокая температура воздуха и забортной воды и следовательно и более высокая температура груза.

Предел заполнения танка.

Возможны ситуации, когда груз погружен с низкой температурой и в процессе перевозки его температура повышается, за счет этого увеличивается объем груза в танке, что может стать причиной превышения максимального предела заполнения танка, то есть превысить предел 98%.

ПРИМЕР:

 
 

Уровень танка 99 %

Уровень танка75 % Период времени

Увеличение температуры

Плотность 0,85 Плотность 0,80

Темп. Груза 15С Темп. Груза 25С

Расчет предельного объёма заполнения каждого танка грузом производится по формуле:

- предельный объём заполнения танка,

V - 100 % -ный объём грузового танка

-плотность груза при рекомендованной температуре

-фактическая плотность груза

ПРИМЕР: Объем танка 800 м куб. Принимается груз в условиях низкой температуры и при плотности груза 0,85. Груз будет перевезен в порт с предполагаемой температурой воды 25 С. Следует полагать, что температура груза в порту выгрузки будет также 25 С. (Переход к порту выгрузки, ожидание причала и пр). Определяем плотность груза при температуре 25. Получаем, например 0,8. По формуле считаем

т.е. в порту погрузки танк может быть загружен на 94%, но в порту выгрузки при определенных обстоятельствах уровень в танке повысится до 98%.

Международные правила определяют, что максимальный уровень заполнения танка грузом не должен превышать 98% его общего объёма при допустимой температуре. Под допустимой температурой IBC кодекс подразумевает температуру, при которой давление паров груза соответствует давлению срабатывания предохранительного клапана на газоотводе танка. Максимально допустимое количество груза в танке определяется не только его объёмом, но и типом судна. Так, IBC кодекс устанавливает, что объём груза, который может быть перевезен только на химовозах 1-го типа, не может превышать 1250 м3 в каждом отдельном танке, груз, который можно перевозить только на химовозах 2-го типа – не более 3000 м3.

Однако не только предельный объём заполнения танка ограничивает количество груза, которое в него можно погрузить. Следует помнить, что каждый танк может выдержать только определенные весовые нагрузки. Верфь производит расчеты таких нагрузок и определяет допустимую плотность груза при заполнении танка на 98 %. Расчетная величина максимально допустимой плотности или построечной плотности (Design Specific Gravity- DSG) также ограничивает допустимый предел заполнения танка грузом.

DSG - построечная плотность груза

V - 100% объём грузового танка

m - максимально допустимая масса груза в танке.

Обычно построечная плотность груза для центральных танков химовоза находится в диапазоне 1,7 – 1,8 кг/л, а для бортовых танков 1,4-1,5 кг/л.

Сведения о построечной или расчетной плотности груза должны быть указаны в «Руководстве по методам и устройствам» (Procedures and Arrangement Manual).

При перевозке грузов с высокой плотностью, таких как серная кислота, галогенные углеводороды, каустик и т.д., необходимо всегда рассчитывать максимально допустимое количество груза, которое можно погрузить в данный танк и предел его максимального заполнения.

При этом процентное заполнение танка для грузов с плотностью превышающей максимально допустимую плотность, будет всегда меньше 98 %

Fl - предел заполнения танка, %

DSG – построечная плотность груза, кг/л

SG - фактическая плотность груза, кг/л.

Более того, максимальный предел заполнения танка любым грузом, согласно требований Кодексов постройки и оборудования химовозов, рассчитывается таким образом, чтобы его уровень не превышал 98 % объёма танка при самой ВЫСОКОЙ температуре груза, которая возможно при его транспортировке.

Максимальный предел заполнения танка грузом всегда меньше или равен 98% !

Наши рекомендации