Одушевлённые сущ. неодушевлённые сущ.
Кто? что?
птица ветер
ребёнок зелёнка
нарицательные собственные
(обобщённое название однородные (индивидуальное название живых существ и предметов
предметов, явлений) для отличия их от других)
соловей Россия
очарование Обь
победа Толстой
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
какой? любознательный – мужской род (м.р.)
какая?здоровая – женскийрод (ж.р.) единственное число (ед.ч.)
какое?прозрачное – среднийрод (ср. р.)
какие?чистые -- множественное число (мн.ч.)
чей?Светин, папин
Глагол— это часть речи, которая обозначает действие предметови отвечает на вопросы что делать?мечтать
что сделать?смастерить
1. Начальная форма глагола – неопределённая форма
что делать? писать, нести
что сделать? написать, принести
2. Бывают совершенного и несовершенного вида.
Совершенный вид (действие уже сделано, закончено или будет закончено) – что сделает? – поработает, нарисует.
Несовершенный вид (действие не закончено) – что делает? – работает, рисует.
3. Глаголы изменяютсяпо временам:
Настоящее время – действие происходит в момент речи.
что делаю? – читаю, вижу;
Будущее время – действие будет происходить после момента речи.
что сделаю? – почитаю, увижу, буду говорить;
Прошедшее время – действие происходило до момента речи.
что делал? – читал, что сделал? – увидел.
4. Изменяются по числам – ед.ч. – держу, мн. ч. – держат.
5. В единственном числе прошедшего времени изменяются по родам:
Мужскойрод(м.р) – он блестел
Женскийрод(ж.р) – она блестела
Среднийрод(ср.р) – оно блестело
Предложение | Знак в конце предложения | |
по цели высказывания | по интонации | |
Повествовательное (рассказ, повествование) | Невосклицательное | • |
Восклицательное | ! | |
Вопросительное (вопрос) | Невосклицательное | ? |
Восклицательное | ? ! | |
Побудительное (приказ, просьба) | Невосклицательное | • |
Восклицательное | ! |
Грамматическая основа предложения
(главные члены предложения)
Подлежащее (лежащее в основе предложения) | Сказуемое (что сказано о подлежащем) |
–это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. | –это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства. |
–отвечает на вопросыкто?иличто? | –отвечает на вопросы чтоделает? что делал? что будет делать? каков? |
– подчёркивается одной чертой | –подчёркивается двумя чертами |
– может быть выражено: существительным Послышалась тихая музыка. местоимением Все собрались в зале. сочетанием слов Недавно у мамы было день рождения. | –может быть выражено: глаголом Весело запели петухи. существительным Моя сестра художница. прилагательным Ночь звёздная. кратким прилагательным Наша Катя аккуратна. |
– может быть одно подлежащее Ночь. Поздняя осень. | – может быть одно сказуемое Морозит. Запиши в тетрадь. |
Второстепенные члены предложения
- служат для пояснения, уточнения, дополнения главных и других второстепенных членов и грамматически подчинены им.
Обстоятельство | Определение | Дополнение | |
–второстепенный член предложения, который обозначает обстоятельства совершения действий; поясняет сказуемое. | –второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? | – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Обычно дополнение связано со сказуемым: оно обозначает, на какой предмет или явление направлено действие. | |
обстоятельства образа действия Маша читает выразительно. обстоятельства времени Проливной дождь шёл ночью. обстоятельства места На тополях набухли почки. обстоятельства причины Земля сырая от дождя. обстоятельства цели Я пошёл в магазин за хлебом. | Зелёная листва шелестит на ветках. Листва (какая?) зелёная. Оля взяла мамин зонт. Зонт (чей?) мамин. | ||
На прошлом уроке мы узнали об определении. Узнали (о чём?) об определении. Ученики слушают учителя. Слушают (кого?) учителя. | |||
–подчёркивается – точка тире | –подчёркивается волнистой линией | – подчёркивается – тире, тире |
СПОСОБЫ ПОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Измени форму слова | Подбери однокоренное слово |
1.Один – много Трава –травы Звезда – звёзды 2. Много – один Шаги – шаг Грачи – грач 3. Что делал? Что делать? - Что делает? Смотрел, смотреть - смотрит Писал, писать - пишет | 1.Слово – предмет (имя существительное) Трещит – треск цветок – цвет 2. Слово – признак (имя прилагательное) Темнота – тёмный Ласкает – ласковый 3. Слово – действие (глагол) Кормушка -кормит ходьба – ходит 4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением. Ковёр – коврик гнездо - гнёздышко |
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА
Алгоритм проверки
1.Прочитай слово, поставь ударение.
2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.
3. Для проверки гласного корня измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.
5. Обозначь орфограмму.
Порядок действий при списывании, 1 класс:
1. Прочитай предложение. Пойми его.
2. Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно написано.
3. Повтори слово, сверь с напечатанным. Запомни, как пишется слово.
4. Запиши слово, чётко диктуя его себе.
5. Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным.
6. Так же списывай остальные слова предложения.
План фонетического разбора
1. Разделить слово на слоги.
2. Показать место ударения.
3. Указать количество слогов, гласных и согласных букв.
4. Дать характеристику звуков:
Если звук согласный определяете:
· парный или непарный по звонкости-глухости
· звонкий или глухой
· парный или непарный по твёрдости-мягкости
· твёрдый или мягкий
Если звук гласный определяете:
· ударный или безударный
5. Определить количество букв и звуков.
Образец
Фонетического разбора
Площадка – 3 слога, 5 согл., 3 гласн.
п - [ п ] - согл., парн. глух., парн. тв.
л - [ л ] - согл., непарн. звонк., парн. тв.
о - [ а ] - гласн., безуд.
щ -[ щ¢] - согл., непарн. глух., непарн. мягк.
а - [ а ] - гласн., уд.
д - [ т ] - согл., парн. глух., парн. тв.
к - [ к ] - согл., парн. глух., парн. тв.
а - [ а ] - гласн., безуд.
8 б. 8 зв.
Якорь –2 сл., 2 гласн., 2 согл
я – [й΄] – согл., непарн. звонк., непарн. мягк.
[а] – гласн., уд.
к – [к] – согл., парн. глух., парн. тв.
о – [а] – гласн., безуд.
р – [р΄] – согл., непарн. звонк., парн. мягк.
ь – [–]_________
5 б., 5 зв.
Морфологический разбор
имени существительного
Образец устного разбора
1. Часть речи, вопрос, общее значение (конкретные предметы; явления природы; живые существа; события; процесс, действие; абстрактные понятия)
2. Начальная форма (И.п., ед.ч.)
3. Постоянные признаки:
· собственное или нарицательное
· одушевлённое или неодушевлённое
· род
· склонение
4. Непостоянные признаки:
· число
· падеж
5. Синтаксическая роль в предложении.
Образец письменного разбора
Чему научишься в молодости3, пригодится в старости.
1. В молодости – сущ., (в чём?), абстрактное понятие
2. Нач. форма – молодость
3. Пост. признаки: нариц., неодуш., ж.р.,3 скл.
4. Непост. признаки: ед.ч., П.п.
5. Дополнение
Морфологический разбор
Имени прилагательного
Образец устного разбора
1. Часть речи, вопрос, общее грамматическое значение.
2. Начальная форма ((И.п., ед.ч., м.р.)
3. Постоянный признак:
· разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
4. Непостоянные признаки:
· число
· род (в единственном числе)
· падеж.
5. Синтаксическая роль в предложении.
Образец письменного разбора
Он рощи полюбил густые3… (А. С. Пушкин.)
1. Густые (рощи) – прил. (какие?), признак.
2. Нач. форма – густой.
3. Пост. признаки: качеств..
4. Непост. признаки: мн. ч., В. п.
5. Определение.
Суффиксы
Суффиксы | Значение суффиксов | Правило применения | Примеры |
-анан-, -янин-, -ан-, -ян- | Житель (жители) какой-либо страны, города, края | Запомнить | парижанин, россиянин парижане, россияне |
-ушк-, -юшк-, - к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк-, -ечк-, -очк- | Уменьшительно-ласкательное значение | Запомнить | бабушка, Васюшка, берёзка, городок, деревенька, Ванечка, Ирочка |
-ник-, -ниц, -чик-, -щик-, -ик-, -ист-, -арь-, -а-тель, -и-тель | Профессия или род занятий | Запомнить | дворник, учительница, лётчик, сварщик, химик, таксист, пекарь, писатель, строитель |
-евн-, -евич-, -ич-, -иничн-, -овн-, -ович- | Отчества людей | Запомнить | Сергеевна, Сергеевич, Ильич, Ильинична, Петровна, Петрович |
-оват, -еват- | Оттенок какого-либо цвета | Запомнить | красноватый, синеватый |
-иц-, -их- | Названия животных-мам | Запомнить | волчица, зайчиха |
-ёнок- -онок- | Детёныши животных | ü После мягких согласных, кроме [ ч' ], пишется суффикс -ёнок-. ü После твёрдых согласных и [ ч' ] пишется суффикс -онок-. | лисёнок, тигрёнок зайчонок, волчонок |
-ик- -ек- | Уменьшительно-ласкательное значение | ü Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает» ü Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук из суффикса «убегает». | ключик – нет ключика замочек – нет замочка |
-ость- | В суффиксе -ость-всегда пишется буквао. | глупость, вежливость | |
-ив- -ев- | ü Под ударением пишется суффикс -ив-. ü Без ударения пишется суффикс -ев-. | красивый, игривый волевой, боевой | |
-лив-, -чив- | В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква и. | пугливый, доверчивый |
ПРИСТАВКИ
Виды и правописание приставок | |
Состоят из одной буквы | с-, в-, у-, о- |
Неизменяемые приставки | вы- |
Пишутся с гласной -о- | во-, до-, от-, ото-, по-, под-, подо-, об-, о-, обо-, про-, со- |
Исключения:приставки па-, пра-. | паводок, прабабушка, прадедушка |
Пишутся с гласной -а- | за-, на-, над-, раз-//рас- |
Пишутся с согласной -д- | под-, над-, перед-, пред- |
Пишутся с согласной -т- | от- |
Приставки, оканчивающиеся на з//с | раз-//рас-, из-//ис-, без-//бес- Приставка оканчивается на -з-, если корень начинается на звонкий согласный звук. Приставка оканчивается на -с-, если корень начинается на глухой согласный звук. |