Дифференцированные показатели для оценки работы учителя
классифицируются по категориям:
Учитель второй категории — имеет 1—2 года стажа работы, дает высокого качества уроки, ведет предметные кружки, факультативы. Класс, в котором он является классным руководителем, имеет высокие показатели в дисциплине и полезных делах. Систематически работает над повышением своей квалификации, хорошо работает с родителями.
Учитель первой категории^- имеет квалификационную вторую категорию, успешно закончил курсы ИПК, выпустил один-
два выпуска начальных, девятых или одиннадцатых классов. Учащиеся подтверждают высокий уровень знаний. Много работает как классный руководитель, класс занимает одно из лучших мест в школе, ученики характеризуются высоким уровнем воспитанности. Учитывается мнение родителей.
Учитель высшей категории — имеет квалификационную первую категорию, успешно закончил курсы ИПК. Оказывает большую помощь молодым и неопытным учителям. Разрабатывает и усовершенствует приемы и методы работы. Выступает со статьями в печати или докладами на педагогических форумах.
Технология аттестации педагогических работников проводится поэтапно.
Первый этап — создание аттестационной комиссии в образовательном учреждении решением педагогического совета и утверждение руководителем данного учреждения; назначаются ответственные за организацию аттестации. Для получения второй квалификационной категории учитель обращается в школьную аттестационную комиссию для получения первой квалификационной категории учитель обращается в аттестационную комиссию муниципального управления; для получения высшей квалификационной категории учитель обращается в главную (краевую, областную) аттестационную комиссию.
В условиях г. Москвы первая и высшая квалификационная категории присваиваются в Управлении аттестации педагогических кадров Московского комитета образования.
Предлагается перечень документов личного дела педагогического работника для прохождения аттестации: заявление на аттестацию, копия документа о результатах повышения квалификации, экспертное заключение о результатах выполнения контрольных и других квалификационных работ, аттестационный лист, выпискаиз приказа руководителя образовательного учреждения.
Следующий этап — организация оценки уровня квалификации учителя, результативности его профессиональной деятельности.
Третий этап — это оценка уровня квалификации и профессиональной деятельности учителя.
И последний этап — принятие решений аттестационными комиссиями и издание приказов по результатам аттестации. На
основании решений аттестационных комиссий руководители органов управления образования и образовательных учреждений издают приказы о присвоении педагогическим работникам квалификационных категорий и устанавливают уровень оплаты труда по соответствующим разрядам.
Контрольные вопросы:
1. Выделите виды внутришкольного контроля-
2. Дайте характеристику системе внутришкольного контроля.
3. Цель аттестации педагогических кадров.
4. Охарактеризуйте общие требования к оценке труда учителя.
5. Назовите этапы аттестации учителя.
Тема 10
МЕЖПИЧИОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ. СОиИАПЬНО-ПСИХОПОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
План:
1. Педагогический коллектив. Особенности его жизнедеятельности.
2. Межличностные отношения как основа формирования социально-психологического климата коллектива.
3. Конфликты в педагогическом коллективе.
Понятия: педагогический коллектив, межличностные отношения, социально-психологический климат, конфликт.
ВС точки зрения системного подхода школа как педагогическая система делится на две главные взаимодействующие подсистемы: управляющую (педагогический коллектив) и управляемую (ученический коллектив), которые в свою очередь подразделяются на более мелкие подсистемы.
Педагогическая деятельность учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников. Субъект-субъектные отношения, складывающиеся в общественном коллективе, наи-
более полно характеризуют состояние школы как целостной педагогической системы.
Педагогический коллектив как профессиональное объединение людей обладает всеми общими признаками коллектива: общественно значимые цели деятельности, наличие руководства, относительная устойчивость и продолжительность функционирования. В то же время он имеет и свои специфические особенности.
О Полифункциональность. Современный учитель одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя (воспитателя), руководителя кружка, общественного деятеля. Из полифункциональности деятельности отдельных учителей складывается полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за рамки школы: формирует педагогическую культуру родителей и общества в целом.
О Самоуправляемость.
Основные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива обсуждаются на различных уровнях управления. Деятельность коллегиальных органов управления развивает самостоятельность и инициативу членов педагогического коллектива. С другой стороны, функциональные обязанности педагогов четко определены, обязательны для выполнения, отработаны формы контроля и самоконтроля.
О Коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности.
Деятельность отдельных учителей в силу ее специфики не может быть эффективной, если она не согласована с действием других педагогов, если нет единства требований в организации режима дня школы, оценке качества знаний учащихся.
Единство деятельности членов педагогического коллектива должно проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает однообразие в технологии педагогической деятельности.
О Ненормирование рабочего дня учителя, т. е. отсутствие временных рамок на выполнение тех или иных видов педагогического труда.
Это отрицательно сказывается на жизнедеятельности педагогического коллектива, является, как правило, причиной пере-
1рузки учителей, недостатком свободного времени для их профессионального роста, что, в свою очередь, ведет к возникновению стрессов.