А. М. Гедеонов — Н. В. Гоголю
Впервые напечатано: Зайцева И. А. К цензурной и сценической истории первых постановок «Ревизора» Н. В. Гоголя в Москве и Петербурге (по архивным источникам) // Гоголь: Материалы и исследования. М., 1995. С. 120-122. Печатается по первой публикации.
В ответ на письмо Ваше... — Письмо не сохранилось, к стр. 43По Высочайше утвержденному положению (от 13 ноября
1827г.)... — Имеется в виду «Положение о вознаграждении сочинителям и переводчикам драматических пиэс с опер, когда они будут приняты для представления на Императорских театрах» (Поли. собр. Законов Российской Империи. 2-е собр. СПб., 1830. Т. 2. С. 980-982).
С. А. Соболевскому
Письмо написано за два дня до премьеры «Ревизора», состоявшейся 19 апреля 1836 г. в Александрийском театре в Петербурге.
к стр. 44. ..для Карамзиных недостало ложи. — По-видимому, С. А. Со
болевский просил достать билеты в ложу для вдовы Н. М. Карамзина Екатерины Андреевны, его дочери Софьи Николаевны и сыновей Андрея и Александра.
М. С. Щепкину
к стр. 45.. .вздумал... отдать главные роли другим персонажам. — С 28 ап
реля 1836 г. в спектакль были введены дублеры: П. И. Григорьев (1-й) (городничий), А. М. Максимов (1-й) (Хлестаков), П. А. Каратыгин (Ляпкин-Тяпкин), А. Е. Мартынов (Бобчинский) и др.
М. П. Погодин — Н. В. Гоголю
Впервые напечатано, с ошибками и неточностями: Русская
Старина. 1889. № 8. С. 381-382. См. также: Переписка Н. В. Гоголя: В 2 т. / Вступ. ст. А. А. Карпова; сост. и коммент. А. А. Карпова и М. Н. Виролайнен. М., 1988. Т. 1. С. 361-362; Грюнберг П. Н. «Ты должен бы радоваться, ибо видишь, что достиг цели». Письма М. П. Погодина Н. В. Гоголю. 1835-1845 гг. И Исторический Архив. 2009. № 2. С. 5-12. Печатается по автографу: РГАЛИ. Ф. 2980. Оп. 1. Ед. хр. 1327. Л. 1-2.
к стр. 46При первом слухе о твоей комедии на сцене. — Речь идет о петер
бургской постановке «Ревизора».
к стр. 47...приезжай непременно и поскорее.— М. П. Погодин в своем
дневнике под 16 апреля — 17 июня 1836 г. записал: «Ревизор в Москве и известие преследований Гоголя. Звал его в Москву» (Погодин М. П. Дневник. 1820-1840; РГБ. Ф. 231. Разд. I. К. 32. Ед. хр. 1. Л. 134 об.).
Говорят, ты сердишься на толки. — См. письмо Гоголя к М. С. Щепкину от 29 апреля 1836 г.
...читая в «Пчеле»... — Имеется в виду отзыв Ф. Б. Булгарина о постановке «Ревизора» (Северная Пчела. 1836. 30 апр. № 97; 1 мая.
№ 98).
...по моим нынешним владениям.— Весной 1836 г. Погодин приобрел у Д. С. Щербатова дом на Девичьем поле в Москве.
М. С. Щепкин — Н. В. Гоголю
Впервые напечатано: Русская Старина. 1886. № 10. С. 147. Печатается ио изд.: Переписка Н. В. Гоголя: В 2 т. / Вступ. ст.
А. А. Карпова; сост. и коммент. А. А. Карпова и М. Н. Виролайнен. М., 1988. Т. 1.С. 449-450.
Данное письмо Щепкин приложил к своему письму И. И. Сосницкому от 7 мая 1836 г. для передачи Гоголю.
... письмо Погодина. — От 6 мая 1836 г. к стр. 48
...она (постановка) будет готова...— Первая постановка «Ревизора» в московском Малом театре состоялась 25 мая 1836 г.
М. С. Щепкину
Это их одел Храповицкий. Л мало входил в эти мелочи и приказалк стр. 49напечатать по-театральному. — В первом печатном издании «Ревизора» (цензурное разрешение 13 марта 1836 г.), в заметке «Характеры и костюмы», ио поводу костюмов Бобчинского и Добчинского сообщается: «Оба в серых фраках, желтых нанковых панталонах. Сапоги с кисточками. Представляются: Добчинский в широком фраке бутылочного цвета; Бобчинский в прежнем гарнизонном мундире». Этому описанию соответствуют данные подписанной 28 марта 1836 г.
А. И. Храповицким монтировки первой постановки «Ревизора» в Александрийском театре (см. в т. 7 наст. изд.).
С. Т. Аксакову
Первое письмо Гоголя к С. Т. Аксакову. Написано в ответ на письмо Сергея Тимофеевича, которое известно лишь в его собственном пересказе. В «Истории нашего знакомства с Гоголем»
С. Т. Аксаков писал: «Гоголь был хорошо знаком с Мих. Сем. Щепкиным и поручил ему письменно постановку “Ревизора”, снабдив притом многими, по большей части очень дельными, наставлениями. В то же время узнали мы, что сам Гоголь, сильно огорченный и расстроенный чем-то в Петербурге, распродал с уступкою все оставшиеся экземпляры «Ревизора» и других своих сочинений и собирается немедленно уехать за границу. Это огорчило меня и многих его почитателей. Вдруг приходит ко мне Щепкин и говорит, что ему очень неловко ставить «Ревизора», что товарищи этим как-то обижаются, не обращают никакого внимания на его замечания и что пиеса от этого будет поставлена плохо; что гораздо было бы лучше, если бы пиеса ставилась без всякого надзора, так, сама ио себе,
по общему произволу актеров; что если он пожалуется репертуарному члену или директору, то дело пойдет еще хуже: ибо директор и репертуарный член ничего не смыслят и никогда такими делами не занимаются; а господа артисты назло ему, Щепкину, совсем уронят пиесу. Щепкин плакал («Что, впрочем, бывало с ним при каждом сильном ощущении, не только печальном, но и радостном» —Примеч. И. С. Аксакова в изд. 1880 г. — И. В., В. В.) от своего затруднительного положения и от мысли, что он так худо исполнит поручение Гоголя. Он прибавил, что единственное спасение состоит в том, чтоб я взял на себя постановку пиесы, потому что актеры меня уважают и любят и вся дирекция состоит из моих коротких приятелей; что он напишет об этом Гоголю, который с радостью передаст это поручение мне. Я согласился и ту же минуту написал сам в Петербург к Гоголю горячее письмо, объяснив, почему Щепкину неудобно ставить пиесу и почему мне это будет удобно, прибавя, что, в сущности, всем будет распоряжаться Щепкин, только через меня. Это было первое мое письмо к Гоголю, и его ответ был первым его письмом ко мне» (Гоголь в воспоминаниях современников. Б. м., 1952. С. 94-95).