Вступительного испытания в магистратуру

Программа

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В МАГИСТРАТУРУ

ВГПУ В 2015 ГОДУ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

44.04.02 (050400.68) «Психолого-педагогическое образование»

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Квалификация «магистр»

ВОРОНЕЖ

Содержание

Введение

1. Требования к вступительному экзамену

2. Перечень основных учебных модулей (разделов), выносимых на вступительный экзамен

2.1. Содержание модуля «Общая, социальная и возрастная психология »

2.2. Содержание модуля «Педагогическая психология и педагогика»

2.3. Содержание модуля «Основы профессиональной деятельности»

3. Вопросы для подготовки к вступительному экзамену

4. Проведение вступительного испытания.

4.1. Правила и процедуры проведения вступительного испытания в магистратуру

4.2. Оценивание абитуриента на вступительном испытании в магистратуру

Введение

Настоящая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр»), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.04.2010 г. № 376.

Вступительное испытание в магистратуру предназначено для определения теоретической и практической подготовленности поступающего к выполнению профессиональных задач, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2010 г. № 200.

Требования к вступительному испытанию

На вступительном испытании поступающий в магистратуру должен подтвердить знания в области общих профессиональных и специальных дисциплин направления 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», достаточных для обучения по магистерской программе.

Поступающий должен иметь сформированное научное мировоззрение и продемонстрировать на вступительном междисциплинарном испытании знание и владение:

- системой научных психологических и педагогических понятий;

- фактами психологических теорий;

- методами и процедурами профессиональной деятельности психолога.

2. Перечень основных учебных модулей (дисциплин, разделов), выносимых на вступительный экзамен

К поступающим на программу подготовки магистров по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» предъявляются требования к освоению в полном объёме программ следующих учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта подготовки бакалавра психологии по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»:

- «Общая, социальная и возрастная психология»

- «Педагогическая психология и педагогика»

- «Основы профессиональной деятельности»

2.1. Содержание модуля «Общая, социальная и возрастная психология»

Общая психология. Психология как наука. Этапы становления психологии. В.Вундт как основатель научной экспериментальной психологии. Методология и методы психологии: наблюдение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, эксперимент и др. Развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики по А.Н. Леонтьеву.

Характеристика познавательных процессов. Ощущение и восприятие: общая характеристика. Проблема соотношения ощущений и восприятия. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений. Основные свойства перцептивного образа. Виды образных явлений. Теории восприятия.

Внимание: понятие, теории. Общее представление о внимании. Проявление внимания и избирательность восприятия. Внимание и сознание. Основные теории внимания (У. Джемс, Т. Рибо, П.Я. Гальперин). Когнитивные модели внимания: модель фильтра Д. Бродбента, модель распределения ресурсов Д. Канемана, модель делителя Э. Трейсман. Виды и свойства внимания. Роль внимания в деятельности и обучении. Развитие внимания как высшей психической функции. Методы изучения и диагностики внимания.

Понятие памяти. Ее значение в жизни человека. Память и деятельность. Роль памяти в обучении. Общие подходы к классификации памяти. Ее виды. Процессы памяти (кодирование, сохранение, извлечение), основные закономерности их функционирования. Явления реминисценции. Развитие и тренировка памяти. Основные теории памяти (психологические, физиологические, биохимические). Когнитивные модели памяти И. Во и Д. Нормана, Р. Аткинсона и Р. Шифрина, теория глубины/уровней обработки информации (Ф. Крэйк, Р. Локхарт, Э. Тулвинг). Методы исследования и диагностики памяти.

Понятие мышления в психологии. Роль и место мышления в человеческом познании. Предмет психологии мышления. Определения мышления в широком и узком смыслах. Мышление как решение задач, этапы этого процесса. Мышление как процесс переработки информации. Мышление как высшая психическая функция. Понятийное мышление как предмет психологического исследования. Формирование понятий (Л.С. Выготский). Мышление и его исследование в основных психологических школах. Виды мышления в различных классификациях. Различие разумно-теоретического и рассудочно-эмпирического мышления (В.В.Давыдов)

Понятие и виды речи. Речь и язык. Внешняя и внутренняя речь. Функции речи. Дискуссия между Л.С. Выготским и Ж. Пиаже о происхождении и функциях эгоцентрической речи. Взаимосвязь развития мышления и речи в онтогенезе. Проблема соотношения мышления и речи.

Воображение и творчество. Общее представление о воображении. Понятие креативности. Их взаимосвязь. Воображение и творческое мышление, их взаимосвязь. Виды воображения. Его функции. Механизмы воображения. Методы диагностики и развития воображения.

Основные подходы к определению структуры личности в зарубежной психологии. Понятие психологической защиты личности. Основные зарубежные теории личности и их анализ. Классический бихевиоризм о психологии личности (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер). Необихевиоральные теории личности: теория фрустрации – агрессии Миллера–Долларда, теория социального научения А. Бандуры. Представления о личности, ее структуре и ее развитии в глубинной психологии З. Фрейда. Индивидуальная психология А. Адлера: представления о жизненном стиле личности и его типах. Аналитическая психология К.Г. Юнга: «Персона» и «Тень» как структурные компоненты личности; категории «архетип», «комплекс», «самость». Диспозиционная теория личности Г. Олпорта. Развитие самости и характеристики зрелой личности, по Г. Олпорту. Теория личности К. Роджерса. Категория «самоактуализация» и признаки самоактуализирующейся личности в теории А. Маслоу. Теория личности К. Левина. Теории черт и типов личности (Г. Айзенк, Р. Кеттелл).

Разработка теории личности в отечественной психологии (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.).

Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности. Категория «потребность» в психологии. Природа и виды потребностей. Анализ классификаций потребностей в отечественной и зарубежной психологии. Мотив как результат опредмечивания потребности. Мотивация как состояние. Понятие мотивационной сферы личности, ее структура. Мотивация и деятельность. Взгляды П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других российских психологов на мотивы. Динамическая теория мотивации К. Левина. Теория мотивации достижения (Дж. Аткинсон). Обобщающая модель мотивации Х. Хекхаузена.

Эмоциональная сфера личности. Основные классы эмоциональных явлений. Их роль в регуляции деятельности. Функции эмоций и чувств (В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев): коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Компоненты эмоциональных явлений. Биологические и психологические теории эмоций. Эмоции и личность.

Сознание и воля. Понятие сознания, функции сознания, структура сознания. Развитие сознания в онтогенезе. Воля как высший уровень сознательной регуляции жизнедеятельности. Ее значение в жизни человека, в организации его деятельности, познания, общения. Разновидности волевых проявлений личности: волевое усилие, уровни волевой активности, волевые качества. Воля как выражение произвольности. Развитие произвольности и воли в онтогенезе.

Индивидуально-психологические характеристики личности: темперамент, характер, способности. Темперамент: определение, общая характеристика. Психологическая характеристика основных типов темперамента. Проблема устойчивости и изменчивости темперамента в ходе психического развитии. Характер: определение, общая характеристика. Структура характера. Типологии характера в отечественной и зарубежной психологии. Способности: определение, общая характеристика. Задатки, склонности, способности: соотношение понятий. Виды способностей: общие и специальные. Структура способностей.

Социальная психология. Формирование и развитие социально-психологических идей в античной философии и философии нового времени. Выделение социальной психологии в самостоятельную науку. «Психология народов» М. Лазаруса и Г. Штейнгаля, подход В Вундта. «Психология масс»: Г. Тард, С. Сигеле, Г. Лебон. «Теория инстинктов социального поведения» У.Мак Дауголла. Экспериментальный этап в развитии социальной психологии на Западе. Работы В. Меде и Ф.Олпорта. Основные теоретические концепции социальной психологии на Западе. История отечественной социальной психологии.

Специфика исследования социально-психологических явлений. Проблема качества социально-психологической информации. Надежность и обоснованность данных. Проблема репрезентативности. Основные методы социально-психологических исследований. Методы обработки эмпирических данных. Особенности методов исследования и методов воздействия в социальной психологии.

Функции и виды общения. Деятельность и общение. Структура общения (Г.М. Андреева). Модели коммуникации. Виды коммуникации. Особенности невербальной коммуникации. Интеракция как деятельностная сторона общения. Основные понятия трансактного анализа Э.Берна. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Проблема конфликта в социальной психологии (Н.В. Гришина, А.И.Донцов). Понятие «социальная перцепция» (Дж.Брунер). Место и роль межличностного восприятия в процессе общения. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, эмпатия, рефлексия, атрибуция, стереотипизация). Межличностная обратная связь в процессе общения.

Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп. Виды больших социальных групп. Психологические особенности этнических групп. Характеристика малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Феномен группового давления. Эксперименты С. Аша по исследованию конформности. Характеристика динамических процессов в малой группе. «Школа групповой динамики» К. Левина. Понятие групповой сплоченности. Лидерство и руководство в малых группах. Теоретические подходы к изучению лидерства. Стили лидерства. Исследование развития группы в отечественной психологии (А.В. Петровский, Л.И. Уманский).

Понятие социализации. Содержание процесса социализации в сфере деятельности, общения, самосознания. Социализация как адаптация к социуму. Институты социализации. Понятие социальной установки. Структура аттитюда: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Современные тенденции развития социальной психологии. Области практической социальной психологии.

Психология развития. Объект и предмет психологии развития и возрастной психологии. История развития и актуальные проблемы. Теоретические и прикладные задачи психологии развития и возрастной психологии. Структура современной возрастной психологии. Ее взаимосвязь с другими науками. Основные понятия психологии развития и возрастной психологии: «онтогенез», «психическое развитие», «возраст», «возрастная периодизация». Методологические принципы исследований в психологии развития и возрастной психологии. Формы использования исследовательских методов: продольные (лонгитюдные) и поперечные (возрастные) срезы. Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии.

Основные подходы в исследовании психического развития в онтогенезе. Биологический подход: теория рекапитуляции С. Холла, теория созревания А. Газелла, теория трех ступеней детского развития К. Бюлера. Поведенческий подход: проблема психического развития в бихевиоризме (Дж. Уотсон, Б. Скиннер), теории социального научения (А. Бандура, Р. Сирс). Когнитивно-генетический подход: концепция развития интеллекта Ж. Пиаже. Теоретическая и экспериментальная критика теории Ж. Пиаже в отечественной и зарубежной психологии.

Культурно – исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа. Проблема специфики психического развития человека. Проблема возраста и периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского. Стабильные и критические возрасты, механизм их смены. Понятия «социальная ситуация развития», «новообразование». Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л.С. Выготского. Проблема ведущей деятельности в отечественной психологии развития и возрастной психологии. Разработка Д.Б. Элькониным возрастной периодизации психического развития. Возрастная периодизация Э.Эриксона.

Психологические новообразования в младенческом и раннем возрастах.

Психологические новообразования в дошкольном и младшем школьном возрастах. Особенности психического развития в подростковом и юношеском возрасте. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Проблема выделения ведущей деятельности в этом возрасте. Проблема подросткового кризиса: варианты развития. Основные новообразования подросткового возраста. Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов у юношей. Основные новообразования юношеского возраста.

Литература

Основная литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование / А.Анастази. – М.:Директ-Медиа, 2008. (ЭБС)

2. Андреева Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева – М.: Аспект-пресс, 2009. (ЭБС)

3. Асмолов А.Г. Психология личности. / А.Г. Асмолов – М.: Смысл, 2008.

4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для ВУЗов. – ­ СПб.: Питер, 2008.

5. Бурлачук, Л.Ф. Психотерапия: психол. модели : учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М. Е. Жидко. — СПб.: Питер, 2009.

6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер.—М.: АСТ, Астрель, 2008.

7. Общая психология: учебник / ред. А.В.Карпов. - М.: Гардарики, 2004. - 232 с.

8. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник Издание/ Л.Ф. Обухова. - 4-е. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

9. Тугушева Р.Х., Гальбер Е.И. Общая психология: учебник (Образовательный стандарт XXI). - М., Эксмо, 2007. - 559 с.

10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: «Гардарики», 2004.

Дополнительная литература

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы, М.: Владос Пресс, 2002.

2. Маклаков А.Г. Общая психология, СПб, ПИТЕР, 2008.

3. Петровский А.В. Психология, М.: Академия, 2002

4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 7-21.

5. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И.Фролов. М., 1997.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

Содержание модуля « Педагогическая психология и педагогика»

Основы общей педагогики. Сущность педагогической деятельности. Структурные элементы педагогической деятельности. Ценностные основания педагогической деятельности. Понятие «система образования». Характеристика системы образования по ФЗ РФ «Об образовании». Структура системы образования России. Стратегия развития системы образования России.

Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс. Сущность и методы педагогического исследования.

Сущность и направления интеграционных процессов. Единое образовательное пространство. Роль международных организаций в интеграционных процессах в образовании. Болонский процесс.

Детство как социокультурная реальность. Современные проблемы детства. Факторы неблагополучия современного детства.

Национальное своеобразие воспитания. Интернационализация и национализация воспитания. Понятие и роль традиций в воспитании. Воспитание культуры межнационального общения. Познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты культуры межнационального общения. Сущность глобального образования.

Сущность индивидуализации обучения и воспитания. Примеры индивидуализации обучения и воспитания. Понятие «воспитательная система». Целесообразность создания воспитательных систем. Характеристика основных компонентов воспитательной системы. Этапы развитие воспитательных систем.

Коллектив как объект и субъект воспитания. Теории коллектива. Этапы развития коллектива. Методика формирования коллектива. Коллективно-творческая деятельность. Методика КТД.

Социальное проектирование.

Классный руководитель как непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. Цель и задачи деятельности классного руководителя. Функции классного руководителя: организационно-координирующие, коммуникативные, аналитико-прогностические, контрольные. Этапы и формы работы классного руководителя с классом.

Дополнительное образование детей. Специфика дополнительного образования на базе школы: опора на содержание основного образования, воспитательная доминанта, тесная связь с внеурочной работой, психотерапевтическая направленность, эмоциональная насыщенность, расширение культурного пространства школы. Формы реализации дополнительного образования в общеобразовательных организациях.

Основы профориентологии. Цели и задачи профориентационной работы. Возрастные особенности профессионального самоопределения. Психологическое сопротивление на стадии оптации, профильного образования, на стадии профессиональной адаптации, на стадии профессионализации, на этапе прекращении профессиональной деятельности. Пять типов профессий в соответствии с объектом труда; три класса профессий по признаку целей; четыре отдела профессий по признаку основных средств труда в рамках каждого класса; четыре группы профессий по условиям труда. Планирование и организация профориентационной работы в школе. Принципы организации профконсультации и профотбора. Критерии продуктивности профессиональной деятельности. Классификация профессий. Профессиография. Психофизиологические основы способностей. Типы профессиональных планов и предпочтений. Условия эффективного профессионального самоопределения. Этапы профессионализации.

Интернатная педагогика.Социально-педагогическая работа в интернатных учреждениях. Понятие, задачи, основные направления социально-педагогической работы с воспитанниками интернатных учреждений. Создание социокультурной воспитательно-образовательной среды (пространства) и ее значение для развития, воспитания и социализации воспитанников интернатных учреждений.

Социальная педагогика. Становление социальной педагогики в России: I этап институционализация (н. XX в.–1921 гг.), «гуситский» этап (1921–1931 гг.), этап «возрождения» (60–80-е гг. XX века), современный этап (н.80-х гг. XX века – наше время). Три направления развития социальной педагогики в России на современном этапе как науки, как учебного предмета, как практики.

Практика социального воспитания в 20-е годы XX века. I опытная станция НКП РСФСР (1919–1932 гг.). С.Т. Шацкий. Три этапа деятельности 1919–1921 гг. – становление структуры станции; 1921–1928 гг. - школа как центр социального воспитания в среде;1928–1932 гг. взаимодействие школы с окружающей средой, с задачами социалистического строительства. Принципы социального воспитания: связь с жизнью, связь общественно-полезной работы с обучением, самоуправление, физическое, эстетическое воспитание.

Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации. Функции социальной педагогики (А.В. Мудрик): теоретико-познавательная, прикладная, гуманистическая. Интегративный характер социальной педагогики. Связь социальной педагогики с отраслями человекознания, обществоведения, другими отраслями педагогического знания. Структура социальной педагогики.

Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально-контролируемого взаимодействия с обществом и самоизменения.

Мега-, макро-, мезо- и микрофакторы социализации.

Специальная педагогика и психология. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие «аномальный ребенок». Особенности аномального развития. Специфика обучения, воспитания, социализации в данных типах учреждений. Специфика адаптации детей с отклонениями в развитии к условиям обучения и воспитания в системе образования.

Система учреждений для детей с нарушениями в развитии. Специализированные интернатные учреждения. Центр социальной помощи семье и детям. Центры реабилитации. Центры медико-психолого-педагогической помощи и сопровождения.

Сущность адаптации и дезадаптации. Виды дезадаптации. Причины дезадаптации. Закономерности психического развития детей и подростков и возможные деформации, определяющие дезадаптацию и девиацию. Особенности темперамента и характера «трудных подростков»: недостатки характера; ленивые дети; дети и подростки с пассивным поведением; неорганизованные школьники; ненастойчивые школьники; эгоистичные школьники; недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые дети. «Трудные» школьники с акцентуацией темперамента и характера.

Сущность аддиктивного поведения. Виды аддиктивного поведения.

Сущность девиантного поведения. Я.И. Глинский. Виды норм и особенности отклоняющегося от данных норм поведения. Варианты отклоняющегося поведения по В.В. Ковалеву. Девиантное поведение как аномия. Социальная природа девиации. Особенности девиации у несовершеннолетних. Девиантные несовершеннолетние как дети «группы риска». «Трудные» школьники из неформальных групп общения.

Педагогическая психология. Предмет и задачи педагогической психологии, концепции педагогического процесса и их психологические основания.

Государственные документы, определяющие перспективы развития системы общего и профессионального образования в Российской Федерации (Федеральные государственные образовательные стандарты общего и высшего профессионального образования, Профессиональные стандарты педагога педагога-психолога).

Роль обучения и воспитания в психическом развитии человека. Основные проблемы педпсихологии. Личностно-деятельностный подход как психологическая основа организации образовательного процесса. Учебная деятельность. Соотношение понятий учебная деятельность, учение, обучение и научение. Предмет и средства учебной деятельности. Способы учебной деятельности. Умственные действия и двигательные навыки. Теория формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Усвоение – основной продукт учебной деятельности.

Культурно – исторический подход к пониманию соотношения обучения и психического развития: Л.С.Выготский и его школа. Понятия «социальная ситуация развития», «психические новообразование». Особенности обучения и развития в дидактических системах Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, В.С.Библера. Психологические основы теории учебной деятельности В.В.Давыдова.

Зарубежные психолого-педагогические теории обучения и воспитания: бихевиоризм (Дж. Уотсон, Б. Скиннер), психоанализ (З.Фрейд, А.Адлер), система Вальдорфской педагогики, система М.Монтессори.

Психология обучения. Двустороннее единство обучения-учения в образовательном процессе. Деятельность обучения и ее основные психологические вопросы. Обучение и развитие. Развивающее обучение. Мотивы учения. Формирование учебной мотивации, ее виды. Успешная учебная мотивация и определенная мотивационная ориентация. Колебания устойчивости учебной мотивации учащихся.

Концепции обучения и их психологические основания: непосредственность, сознательность, наличие управления, взаимосвязь образования и культуры. Связь обучения будущей деятельности, способы организации обучения. Традиционное обучение. Контекстное обучение. Проблемное обучение.

Психология воспитания. Общее понятие о воспитании и его отличия от обучения. Цели воспитания. Процесс воспитания. Психологические принципы воспитывающего воздействия. Средства и методы воспитания.

Соотношение обучения и воспитания.

Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Педагог как субъект педагогической деятельности. Психологические требования к личности педагога. Профессиональные способности педагога их виды.

Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили и способности. Мотивация педагогической деятельности и их структура. Внешние и внутренние мотивы. Педагогические умения. Общие понятия о стиле педагогической деятельности. Классификация стилей педагогической деятельности в зависимости от ее характера (по А.К.Марковой).

Психология педагогического коллектива. Психология педагогического воздействия. Педагогическое воздействие и коммуникативная задача. Коммуникативный акт и взаимодействие субъектов педагогического общение.

Приемы и техника управления учащимися на уроке. Познавательная деятельность ученика на уроке и управление ею. Обеспечение условий для продуктивной работы мышления и воображения. Организация деятельности мышления. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм уячебных занятий в зависимости от уровня обучаемости учащихся.

Особенности обучения и психического развития в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах. Социальная ситуация развития современных детей и проблемы их воспитания в разные возрастные периоды. Психические новообразования и содержание ведущей деятельности современных детей в разные возрастные периоды.

Литература

Основная литература

1. Психология и педагогика: учебник для вузов/ под ред. П.И Пидкасного. – М.: Изд-во Юрайт, 2010.

2. Педагогическая психология: учебник для бакалавров/ под ред. В.А.Гуружапова. М.: Изд-во Юрайт, 2013.

Дополнительная литература:

1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М., 2007.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – Спб: Питер, 2007.

3. Введение в психологический анализ учебно-воспитательного процесса. Хрестоматия. – М.: АНО «Психологическая электронная библиотека»., 2008, - 333 с.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М. 2006.

5. Педагогическая психология. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов.- М.: МГППУ, 2004.

6. Проект Профессионального стандарта педагога-психолога. МОН РФ. М., 2013.

7. Профессиональный стандарт педагога. МОН РФ. М., 2013

8. Психолого-педагогические основы современных отечественных дидактических систем. Хрестоматия. М.: АНО «Психологическая электронная библиотека»., 2008, - 360 с.

9. Теория и практика современных зарубежных образовательных систем. М.: АНО «Психологическая электронная библиотека»., 2008, - 304 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» (050400), МОН РФ. М., 2010.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования, МОН РФ. М., 2009.

Содержание модуля «Основы профессиональной деятельности»

Общая характеристика современной системы образования. Болонский процесс. Компетентностный подход в образовании. Академическая мобильность студентов и преподавателей. Сетевое взаимодействие университетов. Идеи модернизации российской системы образования. Понятие профессиональной деятельности. Особенности профессиональной деятельности психолого-педагогического направления (область, объект). Профессиональные задачи выпускника-бакалавра психолого-педагогического направления. Подготовка и профессиональное становление педагога-психолога. Этические принципы работы педагога-психолога.

Сферы профессиональной деятельности педагога-психолога. Основные трудовые функции педагога-психолога. Основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. Основные задачи психологической диагностики. Классификации психодиагностических методик. Цели возрастно-психологического консультирования. Цели и задачи профессиональной ориентации школьников. Принципы организации профконсультации и профотбора. Условия эффективного профессионального самоопределения. Междисциплинарный подход при оказании помощи ребенку/семье. Психологическая диагностика семьи. Психолого-педагогическое сопровождение формирования родительско-детских отношений. Конвенция о правах ребенка - структура, основные идеи. Психологическое сопровождение одаренных детей. Психологическая профилактика зависимостей. Психолого-педагогическая работа с подростками «группы социального риска».

Федеральный государственный стандарт общего образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Современные образовательные программы общего образования. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования.

Цели и задачи психологической службы в образовании. Концепции психологической службы образовательного учреждения. Особенности организации психологической службы в образовательных учреждениях различного типа. Понятие «образовательная среда». Инклюзивное образование. Стандарт профессиональной деятельности педагога-психолога.

Литература

Основная литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» (050400). – 2010. –URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm376-1.pdf

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования. – 2009. – URL: http://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS-2010/

3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. – 2009. – URL:http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm655-1.htm

Дополнительная литература:

1. Бурлакова И.А. Новые требования к дошкольной программе как ориентир для подготовки педагогов // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 3. – С. 41-47. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2010/n3/31146.shtml

2. Исаева Н.И. Профессиональная культура психолога образования. – Москва : МПГУ ; Белгород : БелГУ, 2002. – 235 с.

3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – Москва : АРКТИ, 2005. – 336 с.

4. Декларация прав ребенка.

5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

3. Вопросы для подготовки к вступительному испытанию

Программа

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В МАГИСТРАТУРУ

ВГПУ В 2015 ГОДУ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

44.04.02 (050400.68) «Психолого-педагогическое образование»

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Квалификация «магистр»

ВОРОНЕЖ

Содержание

Введение

1. Требования к вступительному экзамену

2. Перечень основных учебных модулей (разделов), выносимых на вступительный экзамен

2.1. Содержание модуля «Общая, социальная и возрастная психология »

2.2. Содержание модуля «Педагогическая психология и педагогика»

2.3. Содержание модуля «Основы профессиональной деятельности»

3. Вопросы для подготовки к вступительному экзамену

4. Проведение вступительного испытания.

4.1. Правила и процедуры проведения вступительного испытания в магистратуру

4.2. Оценивание абитуриента на вступительном испытании в магистратуру

Введение

Настоящая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр»), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.04.2010 г. № 376.

Вступительное испытание в магистратуру предназначено для определения теоретической и практической подготовленности поступающего к выполнению профессиональных задач, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2010 г. № 200.

Требования к вступительному испытанию

На вступительном испытании поступающий в магистратуру должен подтвердить знания в области общих профессиональных и специальных дисциплин направления 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», достаточных для обучения по магистерской программе.

Поступающий должен иметь сформированное научное мировоззрение и продемонстрировать на вступительном междисциплинарном испытании знание и владение:

- системой научных психологических и педагогических понятий;

- фактами психологических теорий;

- методами и процедурами профессиональной деятельности психолога.

2. Перечень основных учебных модулей (дисциплин, разделов), выносимых на вступительный экзамен

К поступающим на программу подготовки магистров по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» предъявляются требования к освоению в полном объёме программ следующих учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта подготовки бакалавра психологии по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»:

- «Общая, социальная и возрастная психология»

- «Педагогическая психология и педагогика»

- «Основы профессиональной деятельности»

2.1. Содержание модуля «Общая, социальная и возрастная психология»

Общая психология. Психология как наука. Этапы становления психологии. В.Вундт как основатель научной экспериментальной психологии. Методология и методы психологии: наблюдение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, эксперимент и др. Развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики по А.Н. Леонтьеву.

Характеристика познавательных процессов. Ощущение и восприятие: общая характеристика. Проблема соотношения ощущений и восприятия. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений. Основные свойства перцептивного образа. Виды образных явлений. Теории восприятия.

Внимание: понятие, теории. Общее представление о

Наши рекомендации