Анкета «Определение детей группы риска»
Данная предназначена для экспресс-диагностики детей групп риска.
Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям или родителям.
Инструкция:Пожалуйста, отметьте, присуще ли Вашему ребенку (ученику) перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.
№ пп | Утверждение | Да | Нет |
Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого | |||
Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом | |||
Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других | |||
Всегда и во всем исполнителен | |||
Часто бывает несдержанным | |||
Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко | |||
К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно | |||
В своих делах и действиях часто надеется на «авось» | |||
Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому | |||
Часто перепроверяется, постоянно что-то исправляет в сделанном | |||
Перед выполнением чего-либо требуется период «раскачки» | |||
При выполнении какой-либо работы может то очень быстро ее делать, то, постоянно отвлекаясь, медленнее | |||
Выполненную работу обычно не проверяет | |||
Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п. | |||
При выполнении какой-либо работы очень быстро устает | |||
Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты | |||
Часто бывает неаккуратным | |||
При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом | |||
Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо | |||
Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко | |||
Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы | |||
В работе часто бывает небрежен | |||
Всегда стремится получать только отличные оценки | |||
Всегда и во все медлителен и малоподвижен | |||
Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее | |||
Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки | |||
Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех | |||
Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха | |||
Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо | |||
Равнодушен к оценке своей работы | |||
Заранее свои действия планирует с трудом | |||
Часто жалуется на усталость | |||
Все делает медленно, но основательно |
КЛЮЧ:
Группа риска: Ответ «да» на вопросы:
1. Дети с низким уровнем самоконтроля, волевых процессов: 1, 8, 13, 30
2. Дети с трудностями произвольности и самоорганизации: 12, 19, 21, 31
3. Тревожные дети: 2, 10, 14, 29
4. Астеничные дети: 15, 25, 28, 32
5. Неуверенные дети: 3, 6, 9, 20
6. Гипертимные дети: 5, 7, 17, 22, 26
7. Отличники» и перфекционисты: 4, 16, 23, 27
8. Застревающие дети: 11, 18, 24, 33
АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»
О проблемах обучающихся классный руководитель может сообщить социальному педагогу или психологу как непосредственно, так и отвечая на вопросы традиционной анкеты, прилагающейся к отчету об успеваемости.
Предлагаем вашему вниманию образец данной анкеты:
АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»
Класс: ______ Классный руководитель ______________________________________________
1. Обучающиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (укажите фамилии и количество пропусков:
По уважительным причинам | По неуважительным причинам |
2. Обучающиеся, имеющие проблемы:
а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста, предметы и предполагаемую причину учебных затруднений):
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
б) социально-эмоциональные:
Проблемы поведения | Проблемы в общении | Другие проблемы |
в) в социальной сфере:
Кризисная ситуация в семье | Социально-уязвимые семьи (родители - инвалиды, пенсионеры, семьи с низк. дост. и др.) | «Поздние дети» | Жесткий стиль семейного воспитания (применение к детям физич. наказаний и др.) | Недостаток внимания ребенку со стороны родителей |
3. Семьи, не поддерживающие контакт со школой:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
« ___» ____________20____г. Классный руководитель:
АНКЕТА
Для уточнения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы:
«Хотел бы ты в своей будущей семье:
1. Иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?
2. Воспитывать детей также, как это делают твои родители?
3. Относиться к пожилым родителям, как это принято в твоей родительской семье?
4. Разделять домашнюю работу, как это делается в семье твоих родителей?
5. Проводить свободное время так же, как твои родители?»
Каждый из поставленных вопросов допускает дополнительные уточняющие вопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравиться (не нравиться)?» и т.п.
Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.
АНКЕТА
Также поступаем при оценке жизненных целей ребенка, его направленности. Для уточнения ценностных ориентаций и проблем ребенка предлагаем использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов:
1) Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери 5 главных проблем)
- Денежные проблемы твоей семьи
- Отношения с родителями
- Отношения между родителями
- Отношения со сверстниками
- Конфликты с педагогами
- Трудности усвоения школьной программы
- Здоровье близких родственников
- Чем заняться в свободное время
- Личная жизнь
- Что-либо другое (что именно?)
2) Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери 5 главных качеств)
- С высокой оплатой
- С гарантией от безработицы
- Престижную
- Не вредную для здоровья
- Связанную с разъездами, новыми впечатлениями
- Требующую личной предприимчивости, изобретательности
- Нужную стране, людям
- Связанную с общением с детьми
- Связанную с общением с животными
- Другую (какую именно?)
При необходимости набор ответов можно расширить, включая в них актуальные для данного ребенка позиции.
Как и в первом случае, рекомендуется использовать серию дополнительных вопросов, уточняющих полученную информацию (углубленное интервью). Необходимо обратить внимание на порядок выбираемых ребенком позиций, поскольку он указывает на иерархию предпочтений и жизненных целей (что, во-первых, во-вторых, и т.д.).