Анкета «Определение детей группы риска»

Данная предназначена для экспресс-диагностики детей групп риска.

Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям или родителям.

Инструкция:Пожалуйста, отметьте, присуще ли Вашему ребенку (ученику) перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.

№ пп Утверждение Да Нет
Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого    
Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом    
Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других    
Всегда и во всем исполнителен    
Часто бывает несдержанным    
Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко    
К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно    
В своих делах и действиях часто надеется на «авось»    
Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому    
Часто перепроверяется, постоянно что-то исправляет в сделанном    
Перед выполнением чего-либо требуется период «раскачки»    
При выполнении какой-либо работы может то очень быстро ее делать, то, постоянно отвлекаясь, медленнее    
Выполненную работу обычно не проверяет    
Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п.    
При выполнении какой-либо работы очень быстро устает    
Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты    
Часто бывает неаккуратным    
При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом    
Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо    
Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко    
Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы    
В работе часто бывает небрежен    
Всегда стремится получать только отличные оценки    
Всегда и во все медлителен и малоподвижен    
Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее    
Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки    
Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех    
Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха    
Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо    
Равнодушен к оценке своей работы    
Заранее свои действия планирует с трудом    
Часто жалуется на усталость    
Все делает медленно, но основательно    


КЛЮЧ:

Группа риска: Ответ «да» на вопросы:

1. Дети с низким уровнем самоконтроля, волевых процессов: 1, 8, 13, 30

2. Дети с трудностями произвольности и самоорганизации: 12, 19, 21, 31

3. Тревожные дети: 2, 10, 14, 29

4. Астеничные дети: 15, 25, 28, 32

5. Неуверенные дети: 3, 6, 9, 20

6. Гипертимные дети: 5, 7, 17, 22, 26

7. Отличники» и перфекционисты: 4, 16, 23, 27

8. Застревающие дети: 11, 18, 24, 33

АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»

О проблемах обучающихся классный руководитель может сообщить социальному педагогу или психологу как непосредственно, так и отвечая на вопросы традиционной анкеты, прилагающейся к отчету об успеваемости.

Предлагаем вашему вниманию образец данной анкеты:

АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»

Класс: ______ Классный руководитель ______________________________________________

1. Обучающиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (укажите фамилии и количество пропусков:

По уважительным причинам По неуважительным причинам
   

2. Обучающиеся, имеющие проблемы:

а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста, предметы и предполагаемую причину учебных затруднений):

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

б) социально-эмоциональные:



Проблемы поведения Проблемы в общении Другие проблемы
     

в) в социальной сфере:

Кризисная ситуация в семье Социально-уязвимые семьи (родители - инвалиды, пенсионеры, семьи с низк. дост. и др.) «Поздние дети» Жесткий стиль семейного воспитания (применение к детям физич. наказаний и др.) Недостаток внимания ребенку со стороны родителей
         

3. Семьи, не поддерживающие контакт со школой:

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

« ___» ____________20____г. Классный руководитель:

АНКЕТА

Для уточнения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы:

«Хотел бы ты в своей будущей семье:

1. Иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?

2. Воспитывать детей также, как это делают твои родители?

3. Относиться к пожилым родителям, как это принято в твоей родительской семье?

4. Разделять домашнюю работу, как это делается в семье твоих родителей?

5. Проводить свободное время так же, как твои родители?»

Каждый из поставленных вопросов допускает дополнительные уточняющие вопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравиться (не нравиться)?» и т.п.

Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.

АНКЕТА

Также поступаем при оценке жизненных целей ребенка, его направленности. Для уточнения ценностных ориентаций и проблем ребенка предлагаем использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов:

1) Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери 5 главных проблем)

- Денежные проблемы твоей семьи

- Отношения с родителями

- Отношения между родителями

- Отношения со сверстниками

- Конфликты с педагогами

- Трудности усвоения школьной программы

- Здоровье близких родственников

- Чем заняться в свободное время

- Личная жизнь

- Что-либо другое (что именно?)

2) Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери 5 главных качеств)

- С высокой оплатой

- С гарантией от безработицы

- Престижную

- Не вредную для здоровья

- Связанную с разъездами, новыми впечатлениями

- Требующую личной предприимчивости, изобретательности

- Нужную стране, людям

- Связанную с общением с детьми

- Связанную с общением с животными

- Другую (какую именно?)

При необходимости набор ответов можно расширить, включая в них актуальные для данного ребенка позиции.

Как и в первом случае, рекомендуется использовать серию дополнительных вопросов, уточняющих полученную информацию (углубленное интервью). Необходимо обратить внимание на порядок выбираемых ребенком позиций, поскольку он указывает на иерархию предпочтений и жизненных целей (что, во-первых, во-вторых, и т.д.).

Наши рекомендации