Взаимодействие социального педагога с семьей подростка
Главный фактор в развитии личности учащегося – семья. Пребывая в ней с раннего детства, ребенок подвержен многостороннему влиянию со стороны родителей, а также других членов семьи.
Определенный опыт взаимодействия с семьей подростка накоплен в работе учителей предметников и классных руководителей, когда организуется взаимодействие с родителями по вопросам школьной успеваемости и поведения их детей. Оснований для укрепления взаимодействия социального педагога с семьей старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения вполне достаточно. В неблагополучных семьях, чаще всего, родители не помогают детям выбрать будущую профессию. Причинами являются напряженность во взаимоотношениях между родителями и подростком, эмоциональная отчужденность членов семьи, межличностные конфликты. Дети предоставлены сами себе, имеют неполное и искаженное представление о профессиях, о своем профессиональном будущем не задумываются. Такие подростки нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, выбор профессии требует руководства и педагогического контроля.
Сразу важно обозначить, что вообще понимается под взаимодействием. Это не просто общие разговоры, а реальное решение конкретных задач. Взаимодействие предполагает:
1. Общее понимание цели профориентации применительно к данному подростку.
2. Совместное выделение конкретных задач, решение которых обеспечивает достижение намеченной цели (лучше эти задачи выписать перечнем и обсудить с родителями).
3. Распределение этих задач между педагогами, классными руководителями, педагогом-психологом и самими родителями (естественно, важно учесть при этом реальные возможности тех, кто возьмется за выполнение данных задач).
4. Постоянный взаимоконтроль за выполнением намеченных задач и своевременная корректировка задач и их исполнителей, если ответственные за их выполнение демонстрируют пассивность и непонимание.
Можно выделить следующие основные направления работы с семьями самоопределяющихся подростков (эти направления могут стать основой плана совместной работы с родителями):
1. Обсуждение возможных перспектив профессионального самоопределения школьников на родительских собраниях. На таких собраниях можно обсуждать общие вопросы, связанные с выбором учебных заведений, дополнительных занятий для подготовки к поступлению, информировать родителей о той профориентационной работе, которая ведется в школе, классе. Важным условием организации взаимодействия с родителями является совместное составление планов и мероприятий по профориентации (для этого лучше заранее подготовить план профориентационной работы и обсудить его, дополнив новыми предложениями).
2. Организация родительских лекториев по вопросам профориентации. Проводить занятия с родителями могут не только педагоги социальные и педагоги-психологи школы, но и приглашенные специалисты, а также представители учебных заведений.
3. Организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения с приглашением обучающихся, родителей, преподавателей пту, колледжей, вузов. Для этого желательно обозначить конкретную проблему, связанную с профессиональным самоопределением, подготовить основных докладчиков, организовать саму дискуссию.
4. Индивидуальные беседы, справочно-информационные консультации, профконсультации. Это могут быть консультации самих родителей, а также совместные консультации с присутствием родителей и их детей. В последнем случае социальный педагог должен быть уверен, что между родителями и подростком существует взаимоуважение и некоторое взаимопонимание.
Необходимо отметить, что подход к каждой семье должен быть дифференцированным. Это, во-первых, помогает успешнее воздействовать на разные семьи в зависимости от их особенностей, во-вторых, позволяет ставить задачи для каждой категории родителей и определить конкретную методику работы с ними.
Разумеется, если речь идет о взаимодействии с семьей самоопределяющегося подростка, то это не должно ограничиваться общением только с его родителями. Важными членами семьи, значимыми для старшеклассников, могут быть, например, старшие братья, сестры, дедушки, бабушки.
Семья занимает ведущее место в жизни каждого ребенка, и если мы хотим решить проблемы ребенка, то начинать нужно с решения проблем семьи.
Таким образом, социальный педагог должен стать центральной фигурой в управлении системой общественного воспитания. Сегодня, как никогда, задача социальный педагога состоит в том, чтобы помочь подростку найти свое место в жизни, стать самостоятельной, творческой, всесторонне развитой личностью.
Социальный педагог – это проводник ребят по дороге к будущему. Он помогает подростку самосовершенствоваться и самореализовываться. Эта профессия несет в себе гуманность, помощь и поддержку, опеку и защиту.