Приемы (методы) коррекционной работы с неблагополучными семьями
1. УБЕЖДЕНИЕ-разьснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ – это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.
Памятка социальному педагогу по работе с неблагополучными семьями
1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели – это, прежде всего, их цели.
3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
5. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи.
6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.
8. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.
9. Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы «перспективных линий» – от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
10. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
Т.о., при осуществлении социально-психологического сопровождения семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, социальным педагогами используется широкий спектр форм и методов, направленных на помощь как семьям в целом, так и персонально детям.
Таблица 15. Формы и методы работы, применяемые социальным педагогом в социально-психологическом сопровождении семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска
Диагностика семейных проблем | Индивидуальная и групповая просветительская работа с семьей | Профилактические мероприятия | Социально-педагогическая защита прав ребенка |
Наблюдение специалистов (классный руководитель, социальный педагог, медик, психолог и т.д.) | Памятки для родителей | Родительский лекторий, индивидуальные консультации, плановые беседы | Выявление и поддержка детей, нуждающихся в социальной защите: опекаемых, инвалидов, малообеспеченных и т.д. |
Анкетирование детей и родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как воздействующего фактора на личность ребенка | Методические рекомендации для родителей | Профориентация и трудоустройство обучающихся из семей зоны риска | Защита прав и интересов ребенка в различных инстанциях (суд, прокуратура, Комиссия по делам несовершеннолетних и т.д.) |
Тестирование | Консультации родителей по запросам | Трудоустройство обучающихся в летний период | Индивидуальная помощь детям, подвергшимся психологическому и физическому насилию в семье |
Анализ документации (личных дел, журналов и т.п.) | Индивидуальные беседы | Оказание материальной помощи | Индивидуальный патронаж |
Анализ продуктов детского творчества | Родительский клуб | Создание памяток и методических рекомендаций | |
Составление социальных паспортов классов | Участие в родительских собраниях | Привлечение обучающихся из семей зоны риска к участию в детском самоуправлении | |
Создание банка данных семей обучающихся, находящихся в зоне социального риска |
Таблица 16. Категории семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, и работа с ними
Категория семьи | Причины и признаки социального Неблагополучия ребенка в семье | Направление и содержание деятельности социального педагога с семьей/с ребенком |
1. Семьи с детьми, оставшимися без попечения родителей | Эмоционально напряженная атмосфера: взаимонепонимание, отрицательная реакция на поступки, проявление нетерпимости | Социально-педагогический патронаж (контроль межличностных взаимоотношений в семье, эмпатичного отношения к ребенку, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время) |
2. Семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности (детьми-инвалидами) | Низкая адаптация в среде сверстников. Семья испытывает финансовые затруднения, так как один или оба родителя вынуждены не работать, при этом имеют невысокое пособие на ребенка, но вместе с тем большие материальные затраты на лечение | Изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на развитие ребенка. Организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности. Защита интересов детей и их родителей во взаимоотношениях с различными структурами и инстанциями. Вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность: - клуб по интересам; - кружки, организуемые силами родителей учащихся |
3. Семьи с родителями-инвалидами | ||
4. Неполные семьи | Семья испытывает финансовые затруднения. В отсутствие второго родителя не всегда полноценно реализуются воспитательные и коммуникативные функции семьи у ребенка, возникают затруднения с половой идентификацией | Родительские тренинги, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений. Лекторий для родителей: - «О возрастных особенностях ребенка и возрастных кризисах»; - «О типах и стилях семейного воспитания»; - «Осуществление социальными педагогами контроля занятости ребенка, организации социально значимой деятельности» |
5. Многодетные семьи | Низкое материальное состояние семьи. Недостаточное обеспечение питанием, одеждой, жильем и т.п. Ограничены возможности получения детьми полноценного специального и высшего образования | Социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотн6ошений в семье, эмпатичного отношения к ребенку, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время. Оказание юридической помощи: информация о правах и льготах. Включение семьи во всероссийские, региональные и муниципальные программы дополнительного развития ребенка |
6. Малообеспеченные семьи: - с низким уровнем дохода; - с безработными родителями | Ребенок в такой семье зачастую имеет плохие материально-жилищные условия. В семье создается напряженная психоэмоциональная атмосфера | Оказание юридической помощи: информация о правах и льготах. Оказание материальной помощи. Организация досуга и летнего отдыха детей. Трудоустройство несовершеннолетних. Социально-педагогический патронаж, контроль межличностных отношений в семье, эмпатичного отношения к ребенку, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время |
7. Неблагополучные семьи: - педагогически несостоятельные семьи; - нравственно неблагополучные; - с зависимостями членов семьи от психоактивных веществ; - практикующие жестокое обращение с детьми | Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые втягивается ребенок. Нарушаются права и интересы детей. Используются деструктивные методы воспитания. Эмоциональная атмосфера в семье и используемые методы воспитания травмируют психику ребенка, отрицательно влияют на результаты его обучения, полноценное развитие | Социально-педагогический патронаж, контроль межличностных отношений в семье, эмпатичного отношения к ребенку, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время Психолого-педагогическая помощь и образование родителей (консультации, лекторий) |
8. Семья беженцев | Отсутствие знаний о своих правах и социальных льготах. Эмоционально напряженная атмосфера в семье | Социально-правовой патронаж |
9. Семьи участников военных действий |
Таблица 17. Направления и формы работы с неблагополучной семьей
№ | Направления работы с неблагополучной семьей | Формы работа с неблагополучной семьей |
Диагностика семейного неблагополучия. | · наблюдения специалистов; · анкетирование детей и родителей; · опросники; · тесты; · интервью узких специалистов; · мини-консилиумы; · тренинги; · анализ документов; · анализ продуктов детского творчества; · анализ документации паспортно-визовой службы; · сбор списков неблагополучных семей; · составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона); · протоколы СКДН; РКДН; · заявки семьи на оказание помощи; · анализ состояния здоровья детей; · анализ развития, успеваемости. | |
Индивидуальная помощь неблагополучной семье. | · советы по преодолению сложных жизненных ситуации; · консультации специалистов; · семейная терапия; · индивидуальные беседы; · индивидуальный социальный патронаж семей; · психотерапия; · родительские собрания на дому. | |
Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. | · группы риска; · спортивные группы; · тренинговые группы; · консультирование; · семейные вечера. | |
Профилактика семейного неблагополучия. | · родительский всеобуч; · ознакомление с психолого-педагогической литературой; · обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей; · семинары для учителей и родителей; · лектории для подростков; · устройство на работу; · летний лагерь; · летняя площадка; · постановка на учет ОВД, КДН. СКД; · дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе. | |
Помощь общества неблагополучным семьям. | · институт приемной семьи; · институт молодой семьи; · детские приюты; · акции милосердия; · акция помоги пойти учиться; · материальная поддержка; · привлечение спонсорской помощи; · обмен одеждой, бывшей в употреблении; · лишение родительских прав. |
Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей
Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:
· Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом.
· Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам под временную опеку. Вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
· Если у школьника уже появились психические аномалии на почве семейных проблем, его следует проконсультировать у детского психиатра.
Дефекты воспитания – это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношение к ребенку.
Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье:
· детская безнадзорность и беспризорность.
· побеги из дома.
· половая распущенность.
· правонарушения и преступная деятельность.
· алкоголизм.
· наркомания и токсикомания.
Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:
1. Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
2. Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
3. Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.
Вопросы для беседы с родителями ребенка из неблагополучной семьи
1. Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники).
2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании).
3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины).
4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания).
5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают).
Задача всего педагогического коллектива работающих с подростками, Воспитывающихся в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии, – сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов.