АЛГОРИТМ социально-педагогической работы с детьми девиантного поведения в школе
Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
Г. Гегель
Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм.
Дивиантное поведение – отклоняющееся от принятых в обществе норм, не обусловленное психическими заболеваниями.
Дезадаптация – затруднённое, осложнённое какими-либо факторами приспособление к меняющимся условиям, выражающаяся в неадекватном реагировании и поведении личности.
Психологическая дезадаптация выражается в
- эмоционально- личностном нарушении,
- нарушении взаимоотношений с одноклассниками,
- низкой успеваемости.
Диагностическая работа
Диагностический этап работы с детьми девиантного поведения:
- Выявление трудновоспитуемости
- Личностно – ориентированная диагностическая работа с детьми девиантного поведения.
- Беседы с классными руководителями.
- Беседы с родителями.
- Беседы социального педагога непосредственно с трудновоспитуемыми.
- Диагностическая работа психолога школы с детьми девиантного поведения:
Изучение личностных характеристик учеников.
Изучение познавательного развития учащихся.
Изучение характера взаимоотношений в классе.
Изучение проблем класса с точки зрения учителя.
Изучение проблем класса с точки зрения учащихся.
Определение отношения «отвергаемых» к школе, к семье.
Работа с родителями, с семьей.
Оформление личных социально-психологических карт на каждого учащегося
Коррекционно-профилактическая работа
- Работа в микрогруппе:
Работа по программе «Дети группы риска».
Кружки по интересам и внеклассная работа с детьми, проявляющими те или иные признаки дезадаптированности.
Микрогрупповые психотренинги и психокоррекционные занятия.
Коррекционно – развивающая работа с ребёнком.
Нарушение эмоциональной сферы ребёнка:
1. Состояние психического дискомфорта.
2. Враждебность.
3. Тревожность.
4. Агрессия.
Враждебность. НАПРАВЛЕНИЯ коррекционной работы:
Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
Формирование адекватных форм поведения.
Эмоциональное осознание своего поведения.
Нравственное воспитание.
Работа над выразительностью движений.
Обучение приемам ауторелаксации.
Регулирование поведения в коллективе.
ЗАДАЧИ коррекционной работы :
Снижение эмоционального напряжения.
Уменьшение тревожности.
Помочь справится с негативными переживаниями, которые препятствуют нормальному самочувствию.
Снятие страхов.
Воспитание уверенности в себе.
Тревожность. НАПРАВЛЕНИЯ коррекционной работы:
Ι. Повышение самооценки;
ΙΙ. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
ΙΙΙ. Снятие личностного напряжения.
Агрессивность. НАПРАВЛЕНИЯ коррекционной работы:
Ι. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
ΙΙ. Обучение детей навыкам распознания и контроля негативных эмоций, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
ΙΙΙ. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
ЗАДАЧИ коррекционной работы:
Снижение эмоционального напряжения.
Формирование у детей моральных представлений.
Тренаж психомоторных функций.
Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое.
Коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
Обучение ауторелаксации.
Личностно-ориентированная направленность:
Беседы и консультации с родителями.
Беседы с ребёнком.
Посещение семьи и обследование взаимоотношений её членов.
Вовлечение в кружковую и другую внеклассную деятельность детей с проявлениями той или иной дезадаптированостью.
Контролирование посещаемости и успеваемости учащегося.
Работа по программе «Дети группы риска».
Тематические классные мероприятия:
Умеем ли мы общаться?
Дети разных поколений. Давайте поймём взрослых.
Кому сегодня нужна любовь?
Классное мероприятие по сплочению коллектива «Что такое дружба?».
Мой характер и темперамент.
Конфликт. Как его разрешить?
Профориентационное мероприятие «Мир моих увлечений».
Оказание консультативной помощи ребёнку, родителям, учителям (индивидуальные, групповые):
Консультирование классных руководителей и учителей-предметников по результатам исследований классов.
Комплексная работа по воспитанию здорового образа жизни.
Самоопределение учащихся и профориентационная работа.
Тематические классные часы.
Консультации учителям:
«Как работать с ребенком агрессивного поведения?».
«Как строить свою работу с тревожным ребенком?».
Выступления на методическом совете;
Индивидуальные консультации.
Совместное обсуждение причин, трудностей обучающихся и их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Рекомендации родителям:
«Как строить взаимоотношения с тревожным ребенком?».
«Причины возникновения негативного поведения».
Выступления на родительском собрании, направленные на профилактику и предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании:
«Взаимоотношения в семье».
«Конфликт в семье. Как его избежать?».
ПРОГРАММА сопровождениядетей группы «риска».
Содержание
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
План работы с обучающимися «группы риска».
Используемые диагностические методики.
Список обучающихся «группы риска», состоящих на внутришкольном учете.
Программы работы.
Индивидуальная карта обучающегося «группы риска».
Приложения
5.12. Схема работы с детьми «группы риска»(работа классного руководителя, социального педагога и психолога)
1. Выделение детей «группы риска» методом «просвечивания», или социального анкетирования. Специалистами заполняется матрица по определённым параметрам на всех детей учреждения. Происходит это при интервьюировании учителей-предметников, воспитателей, родителей. Выделяются четыре группы критериев: социальные, медицинские, учебные, поведенческие. В результате определяются дети, которые имеют неблагоприятные показатели в совокупности. Они-то и составляют «группу риска». Такую работу проводит классный руководитель, социальный педагог.
2. Социальный педагог собирает сведения о взаимоотношениях таких детей в школе, классе, семье, используя метод наблюдение на уроках, переменах, обследуя домашние условия.
3. Психолог проводит углублённую индивидуальную диагностику по параметрам личностного, интеллектуального развития, а также групповую – с целью прояснения взаимоотношений в коллективе сверстников.
4. Психолог и социальный педагог вместе ведут картотеку, занося в индивидуальную карту ребёнка «группы риска» различные сведения социально-психологического характера. При необходимости организуют психолого-медико-педагогические консилиумы для определения маршрута обучения и воспитания ребёнка.
5. На основании полученных сведений строится коррекционно-
развивающая работа:
ü Позитивной и критичной самооценки, познания и принятия себя;
ü Терпимого и принимающего отношения к окружающим;
ü Развитие социально адекватного видения своих возможностей, способов взаимодействия с окружающими;
ü Нахождение конструктивных способов реализации потребностей в дружбе, любви самореализации и самоуважении.
Наиболее предпочитаемые формы работы с детьми группы риска:
• Групповые занятия с элементами тренинга, социодрамы и т.д.;
• Индивидуальные консультации;
• Включение в активную учебную, внеучебную деятельность;
• Семейное консультирование.