АЛГОРИТМ социально-педагогической работы с детьми девиантного поведения в школе

Человек есть не что иное, как ряд его поступков.

Г. Гегель

Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм.

Дивиантное поведение – отклоняющееся от принятых в обществе норм, не обусловленное психическими заболеваниями.

Дезадаптация – затруднённое, осложнённое какими-либо факторами приспособление к меняющимся условиям, выражающаяся в неадекватном реагировании и поведении личности.

Психологическая дезадаптация выражается в

- эмоционально- личностном нарушении,

- нарушении взаимоотношений с одноклассниками,

- низкой успеваемости.

Диагностическая работа

Диагностический этап работы с детьми девиантного поведения:

- Выявление трудновоспитуемости

- Личностно – ориентированная диагностическая работа с детьми девиантного поведения.

- Беседы с классными руководителями.

- Беседы с родителями.

- Беседы социального педагога непосредственно с трудновоспитуемыми.

- Диагностическая работа психолога школы с детьми девиантного поведения:

Изучение личностных характеристик учеников.

Изучение познавательного развития учащихся.

Изучение характера взаимоотношений в классе.

Изучение проблем класса с точки зрения учителя.

Изучение проблем класса с точки зрения учащихся.

Определение отношения «отвергаемых» к школе, к семье.

Работа с родителями, с семьей.

Оформление личных социально-психологических карт на каждого учащегося

Коррекционно-профилактическая работа

- Работа в микрогруппе:

Работа по программе «Дети группы риска».

Кружки по интересам и внеклассная работа с детьми, проявляющими те или иные признаки дезадаптированности.

Микрогрупповые психотренинги и психокоррекционные занятия.

Коррекционно – развивающая работа с ребёнком.

Нарушение эмоциональной сферы ребёнка:

1. Состояние психического дискомфорта.

2. Враждебность.

3. Тревожность.

4. Агрессия.

Враждебность. НАПРАВЛЕНИЯ коррекционной работы:

Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Формирование адекватных форм поведения.

Эмоциональное осознание своего поведения.

Нравственное воспитание.

Работа над выразительностью движений.

Обучение приемам ауторелаксации.

Регулирование поведения в коллективе.

ЗАДАЧИ коррекционной работы :

Снижение эмоционального напряжения.

Уменьшение тревожности.

Помочь справится с негативными переживаниями, которые препятствуют нормальному самочувствию.

Снятие страхов.

Воспитание уверенности в себе.

Тревожность. НАПРАВЛЕНИЯ коррекционной работы:

Ι. Повышение самооценки;

ΙΙ. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;

ΙΙΙ. Снятие личностного напряжения.

Агрессивность. НАПРАВЛЕНИЯ коррекционной работы:

Ι. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

ΙΙ. Обучение детей навыкам распознания и контроля негативных эмоций, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

ΙΙΙ. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

ЗАДАЧИ коррекционной работы:

Снижение эмоционального напряжения.

Формирование у детей моральных представлений.

Тренаж психомоторных функций.

Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое.

Коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Обучение ауторелаксации.

Личностно-ориентированная направленность:

Беседы и консультации с родителями.

Беседы с ребёнком.

Посещение семьи и обследование взаимоотношений её членов.

Вовлечение в кружковую и другую внеклассную деятельность детей с проявлениями той или иной дезадаптированостью.

Контролирование посещаемости и успеваемости учащегося.

Работа по программе «Дети группы риска».

Тематические классные мероприятия:

Умеем ли мы общаться?

Дети разных поколений. Давайте поймём взрослых.

Кому сегодня нужна любовь?

Классное мероприятие по сплочению коллектива «Что такое дружба?».

Мой характер и темперамент.

Конфликт. Как его разрешить?

Профориентационное мероприятие «Мир моих увлечений».

Оказание консультативной помощи ребёнку, родителям, учителям (индивидуальные, групповые):

Консультирование классных руководителей и учителей-предметников по результатам исследований классов.

Комплексная работа по воспитанию здорового образа жизни.

Самоопределение учащихся и профориентационная работа.

Тематические классные часы.

Консультации учителям:

«Как работать с ребенком агрессивного поведения?».

«Как строить свою работу с тревожным ребенком?».

Выступления на методическом совете;

Индивидуальные консультации.

Совместное обсуждение причин, трудностей обучающихся и их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Рекомендации родителям:

«Как строить взаимоотношения с тревожным ребенком?».

«Причины возникновения негативного поведения».

Выступления на родительском собрании, направленные на профилактику и предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании:

«Взаимоотношения в семье».

«Конфликт в семье. Как его избежать?».

ПРОГРАММА сопровождениядетей группы «риска».

Содержание

Пояснительная записка.

Цели и задачи.

План работы с обучающимися «группы риска».

Используемые диагностические методики.

Список обучающихся «группы риска», состоящих на внутришкольном учете.

Программы работы.

Индивидуальная карта обучающегося «группы риска».

Приложения

5.12. Схема работы с детьми «группы риска»(работа классного руководителя, социального педагога и психолога)

1. Выделение детей «группы риска» методом «просвечивания», или социального анкетирования. Специалистами заполняется матрица по определённым параметрам на всех детей учреждения. Происходит это при интервьюировании учителей-предметников, воспитателей, родителей. Выделяются четыре группы критериев: социальные, медицинские, учебные, поведенческие. В результате определяются дети, которые имеют неблагоприятные показатели в совокупности. Они-то и составляют «группу риска». Такую работу проводит классный руководитель, социальный педагог.

2. Социальный педагог собирает сведения о взаимоотношениях таких детей в школе, классе, семье, используя метод наблюдение на уроках, переменах, обследуя домашние условия.

3. Психолог проводит углублённую индивидуальную диагностику по параметрам личностного, интеллектуального развития, а также групповую – с целью прояснения взаимоотношений в коллективе сверстников.

4. Психолог и социальный педагог вместе ведут картотеку, занося в индивидуальную карту ребёнка «группы риска» различные сведения социально-психологического характера. При необходимости организуют психолого-медико-педагогические консилиумы для определения маршрута обучения и воспитания ребёнка.

5. На основании полученных сведений строится коррекционно-
развивающая работа:

ü Позитивной и критичной самооценки, познания и принятия себя;

ü Терпимого и принимающего отношения к окружающим;

ü Развитие социально адекватного видения своих возможностей, способов взаимодействия с окружающими;

ü Нахождение конструктивных способов реализации потребностей в дружбе, любви самореализации и самоуважении.

Наиболее предпочитаемые формы работы с детьми группы риска:

• Групповые занятия с элементами тренинга, социодрамы и т.д.;

• Индивидуальные консультации;

• Включение в активную учебную, внеучебную деятельность;

• Семейное консультирование.

Наши рекомендации