Основные причины асоциальных форм поведения педагогически запущенных детей
Педагогически-запущенные дети – не только дети, не имеющие дома, ушедшие из дома, но и те, которые не имеют опоры в семье, оказались ненужными своим родителям. В последнее время побеги из дома совершают дети даже из материально обеспеченных семей.
К основным причинам асоциального поведения детей можно отнести следующие:
1. Отсутствие четких социально-экономических перспектив развития (стабильного заработка и определенного социального статуса родителей), низкий прожиточный минимум на каждого из членов семьи. Эта проблема не только невротизирует взрослых, не исполняющих родительский долг перед своими детьми, но и отрицательно сказывается на физическом и душевном здоровье самих подростков, чье детство проходит на фоне болезненных переживаний за своих родных.
2. Попустительское отношение родителей к воспитанию детей приводит к отсутствию у них своевременно сформированных представлений о нормах поведения, не усвоенных в младенчестве и дошкольном возрасте. В результате такие подростки нуждаются в помощи психологов, психотерапевтов, психиатров, куда их вынуждены направить школа, родители или органы опеки, чтобы восполнить «пробелы» воспитания и развития в раннем детстве.
3. Жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и в школе формирует у ребенка отрицательное отношение к окружающим. Некоторые родители категорически отказываются уважать своих детей, навязывают унизительный, оскорбляющий человеческое достоинство, социально-ролевой статус. Взрослые забывают о том, что практически завтра (всего через несколько лет) закончится период детства, но отношение к себе и способы межличностных взаимодействий ребенок усвоит и будет реализовывать в дальнейшем. Самооценка, уровень притязаний, тревожности, общей культуры и многое другое формируются у человека с детства и сохраняются на всю жизнь.
4. Определяющую роль играет психогенный фактор (наличие психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств), который имеет различную природу и степень выраженности у разных детей. Для детей с подобными проблемами обязательно медицинское сопровождение, согласованное с психолого-педагогической поддержкой.
5. Наконец, имеют место индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную адаптацию подростка (акцентуации характера, неадекватные проявления самооценки, нарушения в эмоционально-волевой сфере, наличие неосознаваемых регуляторов поведения (подсознательные комплексы, фиксированные установки), фобии, тревожность, агрессивность). Чаще всего нарушения поведения у подростков связаны не с одним из факторов (биологическим, психологическим или социальным), а с комплексом «внутреннего хода самого развития».
Синонимами асоциального (аномального) поведения принято считать девиантное, делинквентное, диссоциальное, дезадаптивное поведение. Проявление аномальных форм поведения определяется педагогами как педагогическая запущенность ребенка, которая вызвана отсутствием адекватных условий воспитания и имеет три степени сложности. Степени сложности определяются психолого-педагогическими возможностями коррекции отклоняющегося поведения детей.
1. Корректируемое состояние – это такое состояние воспитанности ребенка, при котором существуют возможности коррекции асоциальных форм поведения подростка. Как правило – это дети с низким уровнем общечеловеческой культуры, обученности, воспитанности.
2. Пограничное состояние воспитанности ребенка характеризуется последовательным ростом девиантных, агрессивных форм его поведении, когда отдельные поступки ребенка носят социально опасный, угрожающий жизни и здоровью других детей и педагогов, характер.
3. Необратимое состояние для дальнейшего воспитания и развития выражается наличием аддиктивных форм поведения, характеризуется определенным аддиктивным ритмом, частотой обращения к аддикции. Это поведение определяется сознательным уходом подростка от реальности, путем изменения психологического состояния искусственным образом, например при помощи алкоголя, наркотиков, транквилизаторов и т.п. На этой стадии обычная школьная жизнь, которую ведут сверстники, кажется бессмысленной и ненужной. Наступает момент, когда подросток ограничивает круг общения с людьми, выбирая жизнь, гарантирующую удовольствия без всякой ответственности, без напряжений и усилий над собой. Паразитическое существование определяет основу его поведения и смыслоценностных установок своей судьбы.
Степень сложности проявляемых подростком аномальных (девиантных, делинквентных, диссоциальных, аддиктивных) форм поведения показана в таблице.
В зоне риска еще существует возможность психолого-педагогической коррекции поведения ребенка, а группа риска указывает на необходимость работы с ним в специализированных медицинских и правовых учреждениях.
Таблица 7.
Педагогически запущенные дети | |
Зона риска | Группа риска |
- Дети с низким уровнем общечеловеческой культуры: обученности, воспитанности | - Аддиктивные, диссоциальные формы поведения |
- Дети с девиантными формами поведения |
Педагогически запущенные дети – это самая трудная группа риска, в которую попадают дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок. Как правило, это дети. Пережившие в раннем возрасте социальную депривацию, имеющие тяжелые, порою непоправимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, завись, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям – таков характер приобретенной и усвоенной формы поведения, являющейся адекватной реакцией на искаженное восприятие мира, привитое значимыми взрослыми.
Аддиктивное поведение определяется порочной склонностью, привычкой к порабощению при помощи каких-либо веществ: алкоголя. Наркотиков, транквилизаторов, азартных игр и т.п. Аддиктивность приводит к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений и реальных людей с их заботами, надеждами и страданиями. Аддиктивность является следствием понимания собственной несостоятельности, хронической неудовлетворенности жизнью, неуверенностью в себе. Желание ребенка любой ценой вернуть уверенность в собственных силах, уважение окружающих приводит к неадекватной форме аддиктивного поведения – самоубийству.
Подросток бежит от реальности, как правило, отрицая этот факт, пытаясь искусственным образом избавиться от проблемы при помощи алкоголя, наркотиков, транквилизаторов либо занимаясь азартными играми.
Виды зависимости различаются по видам «объектов», через которые подростки снижают неуверенность в себе, достигают нужных им переживаний.
Можно условно выделить следующие виды аддикции у подростков:
1. К употреблению химических веществ (никотин, алкоголь, наркотики).
2. К пище (переедание или упорное самоограничение).
3. К деньгам (навязчивое накопление или трата).
4. К определенным типам поведения:
- хобби (поглощенность поиском предметов коллекционирования);
- к играм (азартным или компьютерным);
- к Интернету («зависание» в глобальной информационной сети)»
- к экстремальным ситуациям с риском для жизни (в том числе ряд видов спорта)»
- к лидерству (поиск ситуаций, связанных с переживанием ощущения власти над кем-либо).
5. Эмоциональные зависимости (объектом является другой человек):
- сексуальная зависимость;
- романтическая зависимость (постоянный поиск состояния влюбленности);
- платоническая зависимость (эксплуатация собственных возвышенных чувств в адрес объекта, заведомо недоступного).
Таблица 8. Основные виды аддиктивного поведения подростков
Виды аддиктивного поведения подростков | |
Химические: | Нехимические: |
Зависимость от психоактивных веществ: - алкоголь; - наркотики; - таблетки (транквилизаторы, барбитураты); - никотин | Зависимость от видов деятельности, активности: - переедание; - голодание; - коллекционирование; - сексуальная зависимость; - азартные игры; - компьютерные игры; - Интернет; - религиозный фанатизм; - фанатичное движение в музыке, спорте; - просмотр сериалов, ток-шоу; - со-зависимость |
Виды и степень аддикции как формы порабощения индивида и способа его ухода от социально активной, общественно полезной деятельности школьным практическим психологам необходимо различать для организации индивидуальной работы с подростком, в тесном взаимодействии с иными государственными учреждениями и службами.
Суицид как форма аддикции
К группе психолого-педагогического риска относят подростков 14 – 16 лет, находящихся на пике подростковой суицидной активности. Многие специалисты считают, что суицид – это типичная реакция подростков на кризисные ситуации их жизни. Возрастные проявления суицида – аутоагрессии, «инстинкта смерти» (З.Фрейд), направленные на собственное «Я», могут появляться с 11 до 18 лет. Но до 11 лет реальных попыток уйти из жизни (за редким исключением) дети не совершают, несмотря на то, что их посещают трагические фантазии в минуты отчаяния.
Индивидуальные особенности ребенка и семьи, его воспитывающей, могут привести к угрозам и откровенному детскому шантажу типа: «Исчезну, и меня не будет, тогда поймете!», или еще более конкретно: «Брошусь под машину (с балкона и т.п.)». Старшие подростки, понимая тяжесть условий жизненной ситуации, задаются вопросом о собственной смерти как единственной возможности выхода из проблем.