Межведомственное взаимодействие в работе социального педагога

Массовая школа должна ответственно и продуктивно выполнять только те функции, которые возложены на нее государством и обществом, находясь в тесном сотрудничестве с другими государственными учреждениями, работающими с детьми и подростками.

При ослаблении нормативного контроля возрастает вероятность девиантного поведения. К девиантному поведению чаще всего склонны дезадаптированные дети, социализация которых протекала неблагоприятно, либо в условиях чрезмерного поощрения взрослыми, либо в условиях игнорирования элементов девиантного поведения (насилие, аморальность) как в отношении к детям взрослых, так и в отношении детей к сверстникам и взрослым.

Социально отклоняющиеся формы поведения требуют применения адекватных исправительных мер, согласованных участниками образовательной среды (педагогами, психологами, родителями). Если родители отказываются заниматься проблемами ребенка, школа обращается в комиссию по делам несовершеннолетних, поскольку от проблемы агрессивного (социально опасного для жизни и здоровья других людей) поведения нельзя отмахнуться как от несуществующей и малозначительной проблемы.

Т.о., школа обращается с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) по следующим вопросам:

- о проведении профилактической работы с несовершеннолетним, употребляющими спиртные напитки, наркотические вещества, психотропные вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений закрытого типа, освободившимися из мест лишения свободы;

- о рассмотрении материала в отношении несовершеннолетнего, совершившего деяние, за которое установлена административная ответственность;

- об оказании помощи в организации занятий дополнительным образованием несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в объединениях муниципального уровня;

- об оказании помощи в организации летнего отдыха несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете;

- об исключении необучающегося несовершеннолетнего, достигнувшего 18-летнего возраста, из образовательного учреждения; о переводе обучающегося на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение;

- о рассмотрении материала в отношении родителей (законных представителей), не выполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению несовершеннолетнего;

- об административных мерах воздействия на родителей несовершеннолетних и самих несовершеннолетних, уклоняющихся от выполнения Закона РФ «Об образовании»;

- о постановке обучающегося на учет в ОДН.

Для этого требуется определенный набор документов:

- ходатайство;

- характеристика на несовершеннолетнего;

- выписка из протокола заседания Совета профилактики ОУ;

- копии актов посещения семьи;

- общая справка о проведенной профилактической работе с несовершеннолетним и его семьей (если материал очень большой, тогда необходимо объединить характеристику со справкой о профилактической работе в один документ – характеристику несовершеннолетнего».

РАБОТА социального педагога в РАМКАХ межведомственных профилактических акциЙ «Образование всем детям», «Защита», «Дети улиц», «ПОДРОСТОК»

1. Выявление, учёт несовершеннолетних, не посещающих или систеатически пропускающих по неуважительным причинам занятия;

2. Организация работы в соответствии с Регламентом межведомственного взаимодействия по оказанию выявленным детям и семьям группы риска социально-педагогической и социально-психологической помощи в соответствии с планом мероприятий по реализации программы реабилитации семьи и ребенка (детей) группы риска;

3. Корректировка банка данных детей микрорайона;

4. Корректировка банка данных несовершеннолетних, систематически самовольно уходящих из семей и госучреждений;

5. Корректировка банка данных о семьях и детях, находящихся в социально-опасном положении;

6. Корректировка банка данных детей и подростков группы риска;

7. Выявление, учет и принятие необходимых мер в отношении необучающихся несовершеннолетних, учащихся МОУ, выяснение причин пропусков занятий, определение форм их дальнейшего обучения и воспитания;

8. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога и выявленных в ходе акции беспризорных и безнадзорных детей;

9. Разработка и утверждение программ социально-педагогической реабилитации;

10. Обеспечение условий реализации программ;

11. Консультирование.

Примерная номенклатура дел социального педагога ОУ

Индекс дела Заголовок дела Срок хранения
07-01 Утвержденная номенклатура дел социального педагога до замены новой
07-02 Нормативно-правовая документация
  § «Конвенция о правах ребенка» § Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1 (в действующей редакции) § Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ § Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120-ФЗ § Пр. в течение срока действия
07-03 Организационно-распорядительная документация
07-03.1 Нормативные и инструктивные документы Министерства образования и науки Российской Федерации в течение срока действия
07-03.2 Нормативные и инструктивные документы Министерства образования и науки Челябинской области в течение срока действия
07-03.3 Нормативные и инструктивные документы Управления по делам образования г. Челябинска в течение срока действия
07-03.4 Нормативные и инструктивные документы Управления образования Калининского района в течение срока действия
07-03.5 Внутренняя документация, регламентирующая деятельность социального педагога ОУ в течение срока действия
07-04 Дислокация ОУ Калининского района 1 год
07-05 Документация по организации деятельности социального педагога
07-05.1 Годовой план работы социального педагога (в т.ч. планы профилактических рейдов) 5 лет
07-05.2 Циклограмма работы социального педагога (годовая, недельная) 1 год
07-05.3 Рабочие журналы социального педагога (журнал индивидуальных консультаций, журнал групповых форм работы, и др.) ДМН
07-05.4 Картотека (паспорт) кабинета социального педагога до замены новой
07-05.5 Входящая документация в течение срока действия
07-05.6 Исходящая документация в течение срока действия
07-05.7 Социальный паспорт ОУ, классов до замены новыми
07-05.8 Отчетная документация о результатах работы социального педагога по сопровождению обязательных видов деятельности (текущая и итоговая) 5 лет
07-05.9 Документация по организации и проведению в ОУ межведомственных профилактических акций: § Акция «Образование всем детям» § Акция «Защита» § Акция «Дети улиц» § Акция «За здоровый образ жизни» § Акция «Подросток» до замены новыми
07-05.10 Акты обследования жилищно-бытовых условий до замены новыми
07-05.11 Банк данных семей и детей группы риска до замены новыми
07-05.12 Документация заседаний Совета профилактики (Приказ о создании, Положение, состав совета профилактики, протоколы заседаний) 5 лет
07-05.13 Документация по работе с Регламентом межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению семей и детей группы риска и их реабилитации в городе Челябинске в течение срока действия
07-05.14 Индивидуальные информационные карты обучающихся ОУ до замены новыми
07-05.15 Индивидуально-ориентированные профилактические программы на обучающихся группы риска до замены новыми
07-06 Программно-методическое обеспечение деятельности социального педагога ОУ  
07-06.1 Социально-педагогический инструментарий: § анкеты; § опросники; § тесты по мере необходимости
07-06.2 Просветительско-профилактические, коррекционно-развивающие программы по работе с участниками образовательного процесса (УМК, КТП) постоянно
07-06.3 Методические материалы по просветительско-профилактической работе с участниками образовательного процесса по мере необходимости
07-06.4 Материалы по приоритетным направлениям деятельности социального педагога ОУ: § профилактика необучения несовершеннолетних; § профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; § и др. по мере необходимости
07-06.5 Программы, материалы конференций, семинаров, педагогических чтений ДМН

Планирование работы социального педагога

Организационная деятельность социального педагога в образовательном учреждении начинается с изучения и анализа особенностей социокультурной среды, в которой оно расположено, условий социального формирования личности в нем, а также в семье, знакомства с детскими и педагогическими коллективами, отдельными личностями, требующими повышенной заботы, внимания и защиты, вычленения наиболее значимых социально-педагогических проблем, которые необходимо решать в первую очередь. Социальный педагог изучает особенности воспитательного процесса, собирает информацию о нуждах и потребностях детей, выявляет проблемы взаимоотношений в классных коллективах, кружках, объединениях, группах, в системе межличностных отношений, устанавливает связи с социальными институтами микросоциума.

Это позволит составить социально-педагогическую характеристику социума, картотеку детей и семей, наиболее нуждающихся в социально-педагогической помощи, обобщить поступающие предложения и пожелания, определить адреса сотрудничества.

Проведя необходимые диагностические обследования, социальный педагог получит информацию о дифференциации проблем, определении приоритетов в создании системы социального воспитания, социально-педагогической помощи в данном учреждении.

На основании этих материалов социальный педагог составляет годовой перспективный план работы, который утверждается руководителем учреждения.

Цель планирования работы социального педагога – координация действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом обучающихся, родителей, общественными структурами – с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

План работы социального педагога на учебный год

Согласовано Руководитель МОУ ЦПМСС _________________________ (И.О. Фамилия) «_____»____________20___г. (дата согласования) УТВЕРЖДАЮ Руководитель ОУ _________________________ (И.О. Фамилия) «_____»____________20___г. (дата утверждения)

Планирование деятельности социального педагога ОУ №_______

_____________________________________________________________

(Ф.И.О. полностью)

на 20____ - 20____ учебный год

Цель ОУ:____________________________________________________________

Методическая тема ОУ: _______________________________________________

Цель деятельности социального педагога_________________________________

Задачи деятельности социального педагога_______________________________

Приоритетные направления деятельности социального педагога ОУ:

  1. оптимизация здоровьесберегающей среды

- профилактика СПИДа

- профилактика употребления ПАВ

2. профилактика социальных патологий:

- профилактика необучения

- профилактика безнадзорности и правонарушений

Наши рекомендации