Раздел 1. работа социального педагога
Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для профессионального саморазвития обучающихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций.
Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.
Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Социальный педагог в современных общественных условиях должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом, как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого.
В течение учебного года основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.
Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:
Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Контролирует движение обучающихся и выполнение всеобуча;
Предупреждает отсев обучающихся из школы;
Поддерживает тесные связи с родителями;
Изучает социальные проблемы учеников;
Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; потерявших кормильца; неполных; военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий; малоимущих.
Осуществляет меры по трудоустройству обучающихся;
Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.
Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраниях, педсоветах и совещаниях;
Осуществляет контроль за сохранением здоровья обучающихся и формированием у них культуры здоровья.
Социальный педагог взаимодействует с администрацией школы, учителями, педагогом-психологом, педагогом-организатором, воспитателями, обучающимися и их родителями (законными представителями).
Для достижения своих профессиональных целей он устанавливает контакт с представителями государственных органов управления, общественных объединений, со всеми организациями, в которых необходимо представлять интересы обучающихся и выпускников, участвует в работе педагогического совета образовательного учреждения и Совета профилактики школы, осуществляет контакт с местными органами власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства.
Руководство деятельностью социального педагога осуществляется руководителем образовательного учреждения.
Деятельность социального педагога осуществляется в соответствии с Положением и Уставом образовательного учреждения.
1.1. Функции и роли социального педагога:
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:
ü аналитико-диагностическую;
ü прогностическую;
ü организационно-коммуникативную;
ü коррекционную;
ü координационно-организаторскую;
ü функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;
ü охранно-защитную;
ü психотерапевтическую;
ü социально-профилактическую;
ü реабилитационную.
Реализуя аналитико-диагностическую функцию,социальный педагог:
ü изучает и оценивает особенности социальной микросреды образовательного учреждения, прогнозирует возможные влияния среды на школьников;
ü выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»;
ü изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника;
ü устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей;
ü содействует выявлению особо одаренных школьников;
ü выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он:
ü на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности школьника, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспективы развития обучающегося в процессе социализации;
ü планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы.
Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной функции:
ü способствует включению субъектов воспитательной деятельности — общественности, учреждений дополнительного образования и др. в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых;
ü позволяет ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также оказывать влияние на отношения детей, подростков и взрослых.
Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он:
ü старается оградить обучающихся (воспитанников) от негативных влияний социальной среды;
ü осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек.
Реализуя координационно-организаторскую функцию,социальный педагог:
ü организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде;
ü включает обучающихся в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней;
ü организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых;
ü координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;
ü взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникампобуждает социального педагога:
ü оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации;
ü устанавливать доверительные отношения с клиентом.
Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он:
ü использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников) и их объединений;
ü содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;
ü взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
Реализуя психотерапевтическую функцию,социальный педагог:
ü заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников;
ü оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;
ü содействует в создании ситуаций успеха школьников.
Выполнение социально-профилактической функции предполагает, что социальный педагог:
ü организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;
ü влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости;
ü организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска».
Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он:
ü организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.
Роли социального педагога
- Посредник;
- Эксперт;
- Советчик;
- Адвокат;
- Общественный деятель;
- Друг;
- Тренер;
- Помощник;
- Психотерапевт.
1.2. Этический кодекс социального педагога образовательного учреждения
Общие положения.
1.1. Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении.
1.2. Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности социального педагога. Кодекс служит ему ориентиром при планировании и организации работы:
- решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
- защиту законных прав людей, с которыми социальные педагоги вступают в профессиональное взаимодействие;
- сохранение доверия между социальным педагогом и клиентом;
- укрепление авторитета социально-педагогической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
2. Основными этическими принципами деятельности социального педагога являются:
· принцип конфиденциальности и информированности клиента;
· принцип компетентности;
· принцип ответственности;
· принцип этической и юридической правомочности;
· принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики;
· принцип благополучия клиента;
· принцип профессиональной кооперации.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе социальных педагогов в международном сообществе.
Принцип конфиденциальности и информированности клиента
1. Полученная информация не подлежит сознательному или случайному разглашению. При необходимости передачи ее третьим лицам, информация предоставляется в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.
2. Участие обучающихся, воспитанников, их родителей, педагогов в социально-психолого-педагогических процедурах, таких как диагностика, консультирование, коррекция и др., должно быть осознанным и добровольным.
3. Лица, участвующие в социально-педагогических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, проводимых социальным педагогом, должны быть осведомлены об объеме и характере работы. Социальный педагог обязан информировать участников о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать или не участвовать в предстоящей работе. К таким аспектам могут относиться физический дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.
4. При работе с обучающимися, воспитанниками, их родителями и педагогами специалист использует доступный для понимания язык.
5. Отчеты социального педагога о профессиональной деятельности, описания результатов его работы и публикации представляются в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с обратившимся.
6. Присутствие третьих лиц во время консультации допускается только с предварительного согласия консультируемого или лиц, несущих за него ответственность (родителей или лиц, их заменяющих).
Принцип компетентности
Социальный педагог обязан четко определить и учитывать в своей деятельности степень собственной ответственности за выбор процедур и методов работы.
Принцип ответственности
1. Социальный педагог несет ответственность за соблюдение «Этического кодекса» независимо от того, проводит он социально-педагогическую, коррекционную работу сам или она идет под его руководством.
2. Проводя исследования, социальный педагог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
3. Социальный педагог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания (определения).
4. Социальный педагог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и степени компетентности.
5. При принятии решения об оказании социально-педагогической помощи несовершеннолетним, лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии, социальным сиротам, несовершеннолетним матерям, недееспособным лицам и т.п. социальный педагог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.