Динамика самоорганизации социальных
Систем
Принято думать, что между крайними
точками лежит истина. Никоим образом!
Между ними лежит проблема
И.В. Гете
Актуальность синергетических подходов продиктована сегодня состоянием планетарного бытия и планетарного сознания, рефлексивным состоянием человечества, обеспокоенного степенью устойчивости собственной жизнедеятельности. Как никогда ранее опасны столкновения в реальной действительности, и потому востребована идеология согласия, сотрудничества, сотворчества. Положенный в основу самоорганизации социальных систем принцип дополнительности является новым методологическим основанием для формирования мировоззрения, в котором мир видится как взаимодополнение, взаимопроникновение трех сфер: «био» — «социо» — «дух»; природа, социум, ноосфера; в котором категории сознания: потребности, нормы, способности, соотносясь с внешним миром, соответствуют критериям: разум, совесть и любовь к природе. Их соотношение между собой, в зависимости от степени соответствия, определяет состояние сознания на шкале: «гармоничное» — «маргинальное» как противоречие, проблема, конфликт, столкновение.
Если начать рассмотрение самоорганизации социальных систем с самой сложной — отдельной личности как конкретного носителя континуума материального и духовного, сочетающихся в социальном, то социальное выступает как детерминация. Социум, формируя объективные определения из субъективных представлений, установил полезность конфликтов и столкновений, объявил нормальным проблемное состояние сознания как условие активности, как стимул деятельности.
Приложение принципа дополнительности к динамике состояний сознания позволяет представить данную шкалу более миролюбивой, принципиально иной. Абсолютное соответствие, гармония — это, безусловно, идеал, абстракция. Реальность есть стремление к ней, стало быть, определенное несоответствие — нормально. Какова же допустимая степень несоответствия, которая может признаваться нормальной в процессе самоорганизации, а применительно к сознанию — саморегуляции. Если приложить формулировку Н. Бора «Противоположности не противоречия, они дополнения» к элементам целостной системы «сознание», занимающим свое место, свое положение и, стало быть, относительно друг друга — противоположностям, то можно сделать исключительно интересные выводы из их дополнительности. Потребность должна быть дополнена усвоенной информацией (внутренней нормой) и способностью — в этом внутренняя самоорганизация, саморегуляция, владея которой можно не доходить до противоречия и тем более до внутреннего конфликта, столкновения, маргинального состояния. Способность требует реализации, но в соответствии с целесообразностью, востребованностью, потребностью и в соответствии с внутренними правилами, нормами — это другой вид самоорганизации. Внутренние нормы, соприкасаясь с внешними (информацией об окружающем мире), будируют собственные потребности и способности к усвоению новой информации (сделать своим). Источниками для дополнения, приращения в сознании можно рассматривать потребности, нормы, способности во внешнем, в культуре в соответствии с конкретной ситуацией, не доводя, таким образом, собственное сознание до состояния конфликта.
В социальной психологии существует немало обоснований полезности и необходимости конфликтных состояний. Предупредить возможную полемику можно уточнением понятий «противоречие» и «конфликт» в их психологическом аспекте. Если сознанию свойственно состояние противоречия (противо-речения, про-тиво-говорения), оно еще не ввергнуто в эмоциональное состояние волнения, раздражения, беспокойства, наблюдается попытка внутренне договориться самому с собой. Если не удается, если интеллект не обеспечивает достаточное количество аргументов — появляется неудовлетворение их недостаточностью. Неудовлетворенная потребность вызывает отрицательные эмоции, наступает состояние внутреннего конфликта. Его предотвращение — это вопрос отношений эмоций и интеллекта, которые также можно рассматривать не только в парадигме борьбы противоположностей, но и в парадигме их дополнения. Интеллект может выступать диктатором и подавлять движение души, а может повлиять на эмоции, одухотворяя их добром, созидательностью. Эмоции могут тормозить интеллектуальный процесс производства собственных мыслей, ожесточить его, порождая зло и разрушение, а могут стимулировать, придавать красоту процессу и результату мышления. Их дополнение не позволяет интеллекту быть холодным, а эмоциям — неразумными. Их взаимопроникновение регулирует состояние сознания, обеспечивает разумную самоорганизацию жизнедеятельности.
Промежуточное состояние между внутренним противоречием и внутренним конфликтом есть проблема: в идеальном — осознание несоответствий между потребностями, нормами, способностями (или внутри каждой из этих подсистем); в реальном — осознание собственных затруднений в деятельности, поведении, действиях. Взаимопроникновение идеального и реального в данном контексте может рассматриваться как проектирование осознанного действия до его свершения и как «отражение» в сознании реального действия после его свершения, как рефлексия. В том и другом случае процедура технологична. Осознанность предполагает внутренние вопросы и ответы относительно потребностей — «для чего?», относительно норм (содержания) — «что?», относительно способностей — «как?». Технологическая цепочка осознания: цель — содержание — метод — результат отражает их целостность, необходимость соответствия.