Воспитание: потребности — цели —
Самоопределение
Искусство воспитания имеет особенность,
что почта всем оно кажется делом знакомым
и понятным, а иным - даже легким, а тем понятнее
и легче кажется оно, чем менее человек
с ним знаком, теоретически или практически
К,Д, Ушинский
Воспитание — самая устойчивая, самая древняя проблема педагогической теории и практики. Но так и хочется поаплодировать Л.Н. Толстому: «Нет проблемы как воспитывать детей; есть только один вопрос: как жить всем вместе, взрослым и детям». Поставленный таким образом вопрос более труден, как и всякая любая ситуация, в которой надо посмотреть прежде всего на себя. Если глубоко проанализировать причины наказания детей, то ставить в угол и лишать сладкого надо взрослых, не замечающих какую атмосферу они создают вокруг, что можно «впитать» из этого «рассола». Но у них и без того много проблем и недосуг постоянно отвечать себе на вопросы: «А управляю ли я своими потребностями? Какие имею предпочтения и что ценю больше всего? И как проявляю их в каждом действии и каждом взаимодействии с другими?»
Вспомним, в доказательство, как много в недавней нашей истории уделяли внимания приему пищи. Многократный ежедневный ритуал упражнял в сдерживании самой неодолимой, самой жизненно-необходимой потребности в приеме пищи.
Управлять своими потребностями, ограничить их (свою свободу), учесть другого (и его свободу) — основа воспитания. Учебное заведение в данном контексте — тренировочная площадка, на которой под руководством специалистов (преподавателей) можно поупражняться в этом. Грамотный преподаватель прежде всего выращивает цель у каждого обучающегося из его потребностей, создает условия для управления ими.
Цели рождаются из наших потребностей с разной степенью зрелости: «так, чего-то хочется»; «знаю для чего»; «управляю внутренним, учитываю внешнее и принимаю решение (и ответственность!)». Это разные уровни работы с системой собственных потребностей. Если попытаться почаще ставить себе вопрос «для чего?» и вразумительно себе на него отвечать в жанре «для какого результата?», то можно заметить, что это упражнение не из легких. И потому так часто идет процесс ради процесса, без установки на оптимальность достижения результата, и тогда средства тратятся впустую. Ориентация на результат тут же ставит вопрос о том, что надо делать и как его достичь с наименьшими затратами, в чем и состоит процедура самоопределения. Не она ли составляет одну из проблем нашего общества, проявляющуюся повсеместно?
Изменения потребностей — это понимание актуальности, интерес, мотив к действию — активность, принятие решения. И не забудем, что каждый из нас — все еще крайний материалист, и если направление изменения потребностей будет только в сторону материального, нас погубит противоречие — несоответствие между материальным и духовным. Если каждый из нас в режиме самообразования научится управлять своими потребностями, овладеет стремлением к соответствию, гармонии — уйдут из жизни нашей агрессивность, алчность, рвачество; к нам вернется разум. Именно эта составляющая сознания регулирует уровень духовности в собственной жизни, т.е. самоопределение на добро или зло, на творческое созидание или безумное разрушение, на любовь или ненависть по отношению к другим. А по отношению к себе — задает степень свободы как свободу в д у х е (разуме, мыслях) и ее ограничение нормами (социумом) и способностями, данными от природы и развитыми в действиях. Именно эта составляющая сознания определяет гуманизацию жизнедеятельности, образования через позицию — «человек разумный» в каждом действии.
Итак, если все сложившиеся в педагогической науке определения «воспитания» обобщить и вложить в уста того, кого пытаются воспитывать — субъекта, то воспитание как процесс можно определить как процесс управления собственными потребностями. А воспитание как результат, т.е. степень воспитанности, можно измерить степенью управления субъектом собственными потребностями.
В педагогическом процессе управление собственными потребностями происходит под руководством преподавателя, который технологично создает условия для выращивания целей каждым обучающимся.
Преподавателю важно понять, что с момента его взаимодействия с аудиторией идет процесс воспитания (а не в отдельное от учебного процесса время). По мере удерживания интереса, обеспечения мотивации, поддержания активности у обучающихся создается цель в педагогическом процессе, они упражняются в самоопределении, столь необходимом в их жизнедеятельности.
11.4. Обучение: норма — содержание —
Критерии деятельности
Достаточно, чтобы слова выражали смысл
Конфуций
Столько сказано об обучении! Можно ли что-либо добавить? Вот если только изменить ориентиры: с процесса на результат, с «знания, умения, навыки» на «знания, умения, навыки плюс убеждения, действия»; с формирования потребителя с усеченным интеллектом (внимание, восприятие, память — для экзамена достаточно!) на формирование производителя с полноценным интеллектом (внимание, восприятие, память, мышление), позволяющим производить мысль, слово, действие. Тогда можно привнести что-то новое и в обучение. Если надо создать условия для производства собственной мысли и если учесть, что мысль рождается в поисках связей между элементами, то эти условия — система в оформлении содержания.
Вступающие в учебный процесс обучающиеся обладают собственным внутренним содержанием (внутренними нормами), к которому должно добавиться содержание обучения, т.е. некоторые внешние нормы (информация) пока для них чужие, и как все чужое, вызывающие настороженное отношение. Содержание необходимо выстроить системно, т.е. некоторое научное знание преобразовать в цепочку: система (элементы и связи), подсистемы (элементы и связи) и т.д.; от некоторой системообразующей, от начала, прихватывающего опорные знания (имеющиеся внутренние нормы обучающихся) и продолженного небольшими дозами, оформленными как проблема для каждого обучающегося, и тогда ее разрешение — присвоение этой дозы содержания. Такое структурирование содержания — кропотливая, трудоемкая работа по преобразованию научного знания по некоторому, тщательно выбранному коэффициенту преобразования — модулю, и может быть названо модульным структурированием. Оно обеспечивает продвижение по содержанию не линейно (вперед и прямо), а как бы вокруг некоторого центра (системообразующей), и позволяет упражнять в свободе выбора элемента или связи, создает условия для индивидуального подхода, индивидуального результата как усвоения новой дозы содержания, самостоятельно (свободно) выбранной. Системное рассмотрение содержания упражняет в доказательности: по какому признаку? по какому основанию продолжаем дозирование содержания? Вопрос весьма не праздный! В профессиональном образовании (подготовке, переподготовке, повышении квалификации и т.д.) этим основанием являются квалификационные требования, профессиональные обязанности. Содержание, их охватывающее и выстроенное структурно, и есть критерии профессиональной деятельности.
Воздействие на нормы — выращивание их путем присвоения новой информации, которая востребована (моя потребность) и может быть усвоена (моя способность). Традиционные технологии в образовании взрослых ориентированы на подачу информации и тем самым не создают условий обучающимся освоить метод, способ, технологию разрешения собственных проблем, а это возможно на любом содержании. Здесь структура содержания не развивает мыслетехнических, а способ его передачи — коммуникативных способностей. В усвоенной нами модели взаимодействия преобладает норма — то, что ограничивает (это необходимо), но и подавляет, если ограничивает сверх меры (это насилие!). В нашем менталитете преобладает второе, и потому столь массовые действия-насилия, большие и маленькие, в зависимости от функций, которые повсеместно воспринимаются как собственная власть, а значит — подавление.
Итак, обучение только тогда преодолеет формализм и малоэф-фективность, когда в педагогических технологиях будет осуществляться выращивание внутренних норм обучающегося как его внутреннего содержания. Каждая доза содержания должна оформляться, адаптироваться к его потребностям («хочу») и способностям («могу»), т.е. структурирование содержания должно перейти от «линейного» к «планетарному», а преподаватель вместо позиции «следуй за мной» займет позицию: «Смотри вокруг, думай, выбирай, познавай с моей помощью».
Зачастую преподаватель видит свою цель в выполнении программы. Иногда программа «прогоняется» без оглядки на результативность, на индивидуальный результат каждого, тогда как истинное предназначение обучения — усвоение новых научных норм.