Поведение. Технология осознания действия
Всякое действие после
долгих речей отдохновение
Р. Роллан
С поведением, действием связана категория характер. В психологии и педагогике она достаточно глубоко разработана и определяется как внешнее проявление внутренней сущности. Человек совершает действия, им свойственны некоторые особенности, которые присущи поведению. Некоторые особенности проявляются устойчиво, выступая характеристикой поведения, характером человека. А поскольку осознание действия состоит из компонентов: потребностных (мотивы, цели, интерес), содержательных (интеллектуальных, эмоциональных, материальных) и осознанных способов, постольку каждый из них, неоднократно повторяясь, становится характерной чертой поведения, характером субъекта поведения. Здесь нельзя не учитывать ситуативный фактор. Бывают ситуации, в которых поведение имеет несвойственные особенности, они не повторяются в других ситуациях и, стало быть, не характерны для данного субъекта. Особенности, а их великое множество, различаются по силе, широте, глубине, по степени твердости и постоянства. И тогда о характере говорят «сильный» — «слабый», «твердый» — «мягкий», «спокойный» — «противоречивый», «устойчивый» — «неустойчивый».
Основанием для классификации черт характера может служить система отношений с окружающим миром:
• с природой в широком смысле слова, в том числе с собой как индивидом, — способность осознавать себя частью природы, отношение к здоровью и жизни;
• с социумом, с другими людьми (общительность — замкнутость, отзывчивость — равнодушие, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т.д.), с коллективом (отношение к делу — профессионализм, трудолюбие, доброжелательность), с обществом (патриотизм, гражданственность);
• с собственным Духом: разумность, уверенность, понимание ценностей, творчество, гуманизм, демократичность, толерантность.
В науке существует несколько воззрений на отношения характера и темперамента:
• отождествление характера и темперамента;
• их противопоставление как антагонизмов;
• признание темперамента ядром характера, неизменным элементом;
• признание темперамента природной основой характера.
Обусловленность характера темпераментом утверждается материалистическим пониманием явлений, объясняется зависимостью характера от физиологических особенностей. Однако существует множество примеров, опровергающих эту точку зрения. Вопрос об обусловленности характера либо природой, либо социумом неправомерен: люди с одним и тем же темпераментом имеют различный характер; люди, сформировавшиеся в одном и том же социуме, тоже могут иметь разный характер. Безусловно, отдельные черты характера передаются по наследству от родителей, бабушек и дедушек; говорят: «Дед у него был такой же отчаянный, или паникер, или самовлюбленный, или деликатный» и т.д. Безусловно и то, что люди, сформировавшиеся в одном социуме, имеют некоторые общие черты характера.
По преобладающим качествам можно провести классификацию характеров, при которой выделяются доминирующие отношения с окружающим миром:
• волевой (деятельный);
• эмоциональный (порывистый, импульсивный);
• рассудительный (разумный, осознающий, просчитывающий свои действия).
Существует классификация по обращенности к окружающему миру:
• экстраверт;
• интроверт.
Структура деятельности
Три пути у человека, чтобы
разумно поступать: первый, самый
благородный, - размышление,- второй,
самый легкий, - подражание; третий,
самый горький, - опыт
Конфуций
«Единицей» деятельности можно назвать действие — своеобразную «молекулу», несущую в себе все свойства данной деятельности. Ее дальнейшее расчленение на составные части («атомы») приводит к другой сущности (другое «вещество»).
Деятельность считается философской категорией и определяется в философии как специфический человеческий способ отношения к миру.
Попытки определить понятие деятельности наблюдаются у всех ведущих философов. Начиная с XVIII в. у И. Канта, они продолжаются в трудах Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса. Разработанная философами концепция деятельности, получила психологическую интерпретацию в трудах ведущих психологов, в том числе советских — А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
Внутренняя диалектика категории деятельность, представленная как единство и противоположность двух процессов («опредмечивание» и «распредмечивание»), проявляется во всех видах деятельности. Ее осмысление как совокупности осознанных действий включает осознание собственных потребностей, обусловливающих направление активности в поисках «предмета». «Предпосылкой всякой деятельности служит та или иная потребность. Сама по себе потребность, однако, не может определить конкретную направленность деятельности. Потребность получает свою определенность только в предмете деятельности: она должна как бы найти себя в ней. Поскольку потребность находит в предмете свою определенность («опредмечивается» в ней), данный предмет становится мотивом деятельности, тем, что побуждает ее» (А.Н. Леонтьев).
Дальнейший процесс осознания состоит в предвосхищении результата, т.е. в целеполагании. Так, Л. Фейербах особо подчеркивает специфику деятельности человека, который «имеет в голове идею, образ, согласно которому он строит, который он осуществляет...».
Категория «деятельность» имеет методологическое значение для многих наук и особенно для социологии, психологии, педагогики. Деятельность в психологии — понятие, характеризующее «функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром»[2].
Можно рассмотреть огромное многообразие видов деятельности, но полезнее рассмотреть основания для их классификации, которыми может служить многообразие потребностей, норм, способностей, позиций. Самая общая классификация потребностей по координатам: «био», «социо», «дух», позволяет изначально рассматривать три вида деятельности, направленные на преобразование природы, общества, человека. Можно провести классификацию деятельности по субъектам: личность, группа, коллектив, общность, общество, мировое сообщество. Возможна классификация деятельности по целям (потребление, производство, обмен); по содержанию процесса обмена совокупным продуктом (эмоциональным, интеллектуальным, материальным); по способам деятельности; по результату и др. Существует деление деятельности на внутреннюю и внешнюю, на теоретическую и практическую, заметим — в их взаимопроникновении.
Структурировать деятельность, как всякую систему, можно по разным основаниям. Рассмотрим некоторые из них.
1. Исходя из внутренней структуры действия как единства и целостности мысли, слова, движения, деятельность есть совокупность мыследеятельности, коммуникативной деятельности, предметной деятельности. Они находятся в состоянии взаимопроникновения; ни одна из них не существует в отдельности, хотя может преобладать.
• Если преобладает мыследеятелъностъ, то деятельность называют теоретической, хотя она, безусловно, предполагает наличие коммуникативной (непосредственное или опосредованное общение, обмен информацией через живое слово с современниками или через текст с личностями любого исторического периода — Л. Толстым и Г. Гегелем, Платоном и Аристотелем и т.п.). Безусловно — это и предметная деятельность, труд, в котором предмет труда, производство новой информации, продуктивного знания или переработка информации, ее преобразование.
• Если преобладает коммуникативная деятельность, деятельность по обмену информацией — она, безусловно, осмыслена и также труд, от которого мы устаем не меньше, чем от труда физического.
• Если преобладает предметная деятельность, в которой преобразуются материальные предметы, то она выполняется тоже осмысленно, даже если рутинна и тоже коммуникативна.
Человек всегда стремится к оптимизации своего труда, к достижению результата с наименьшими затратами, на что и направлена его мыследеятелъность. Деятельность всегда социально значима, даже если это наведение порядка в собственном доме, на собственном участке. Стало быть, и предметная деятельность предполагает наличие коммуникативной деятельности (обмен информацией в виде обсуждения, советов, использования устных или письменных рекомендаций). Она преобразует деятеля, что всегда социально значимо.
Положенное в основу наших рассуждений синергетическое основание позволяет представить дополнительность этих видов деятельности. Их взаимопроникновение (континуум) столь же объективно, как и дополнительность в субъекте деятельности позиций «человек» — «личность» — «индивид».
Мыследеятельность предполагает процесс производства собственных мыслей и преобразования созданных кем-то в их дополнительности; процесс, в котором продуктивное знание дополняет репродуктивное. Продуктивное знание (самим произведенное) рождается в поисках связей и отношений элементов какой-то системы путем дополнения, уточнения имеющейся информации и ее преобразования. Мышление потому и процесс, что в нем преобразуется «материал», которым является информация. Продукт процесса мышления, как всякий другой, требует «упаковки», оформления, привлекательного для других. Придание смыслам знаковости, языковой формы можно считать переходом в коммуникативную деятельность, в которой произведенный «продукт» предъявляется другим людям и принимается ими, если понятен. Законы взаимосвязи мыследеятельности и коммуникативной деятельности описываются семантикой, семиотикой, логикой. По всеобщему признанию выразить свои мысли в словах — нелегкая работа. Помните предостережение, поэтически выраженное Ф. Тютчевым: «Мысль изреченная есть ложь».
Мыследеятельность обусловливает «духовное», ибо производство новых мыслей — творчество, обеспечивающее причастность к возвышенному, присущее человеку, формирующее разумность, со-зидательность, ориентированность на ценности добра и красоты.
В основе мыследеятельности лежит целеполагание, соединяющее внешнее и внутреннее. Во внешнем предполагаются реальные действия, процессы преобразования окружающего мира, ближайшего окружения в конкретной ситуации. В связи с этим необходимо понимание внешних условий, способствующих или препятствующих реализации идеи. Во внутреннем целеполагание влияет прежде всего на потребности, их преобразование во взаимосвязи с собственными способностями и внутренними нормами, учитывающими внешние условия. Результатом мыследеятельности на этом уровне является самоопределение на деятельность в реальном и идеальном. Самоопределение их соединяет, обеспечивает взаимопроникновение. Умение самоопределяться — быстро и правильно принимать решения — показатель организованности мышления.
Процесс и деятельность, находясь в отношениях взаимообусловленности, позволяют характеризовать мышление и как процесс, и как деятельность. Мышление как процесс предполагает преобразование «материала» — мысли, отличие входящего и выходящего, появление новой мысли. Организация процесса мышления — это особая деятельность, направленная на его реализацию, на воплощение идеального (идеи) в реальном. Как всякая деятельность предполагает активность, результативность. Она осуществляется с определенной целью, содержит определенные правила и способы. Данные компоненты имеют место и в мыследеятельности. Цели мыследеятельности как ее прогнозируемый результат в данном контексте — идеальный проект реального процесса. Содержание как осознание норм, правил деятельности представляет собой интеллектуальный вклад в сам процесс мыследеятельности («что содержит?»). Способы мыследеятельности — это способы преобразования мысли в процессе мышления. Они могут быть шаблонными и творческими, идти в чьем-то фарватере или быть новаторскими. Они несут на себе отпечаток менталитета, сложившегося исторически, географически. Известно, что западный способ мышления отличается от восточного, российский — от американского. Иногда специфика препятствует пониманию, если каждый неспособен воспринять другого как иного, если в отношениях не освоена толерантность, терпимость.
Процедура самоопределения обусловливает характер изменения потребностей под влиянием понимания внешних условий и себя в них. Управление собственными потребностями, регулирование их иерархии — мыследеятельность во внутреннем. Она также содержит компоненты: цели, содержание, метрды как компоненты саморегуляции. Мыследеятельность во внутреннем предполагает — самосознание, работу во внутреннем плане как процесс и результат. Данная работа включает преодоление препятствий, достижение того или иного результата. Мысли не всегда удается направить в нужное русло. Они могут взметнуться вверх и унести нас в заоблачную даль.
Процесс мышления не всегда поддается управлению. Степень организованности мышления — индивидуальная особенность. Кто-то этим процессом владеет и способен взнуздать своих «скакунов», кого-то они несут по рытвинам и ухабам, потеряв управление. Как и в приведенной аналогии со скакунами, мышление требует упорного труда, многочисленных тренингов, овладения мастерством, позволяющим свободно и красиво «гарцевать», вызывая внутреннюю гордость и внешнее восхищение.
Мышление как процесс предполагает производство и переработку некоторого «материала», каковым является мысль, идея, знание, информация. В процессе мышления производится новая мысль, порожденная поиском связей в уже известном знании. Усвоенная информация преобразуется в новое знание в творческом процессе рождения новой мысли, идеи. Мысль связана с движением, мышление — движение мысли, идеи. Мысль связана со словом, независимо от того проговаривается новая идея или нет.
В процессе мышления формируется понятие, в котором совмещаются субъективные представления (чувственная база) и объективные определения (интеллектуальная база). Формирование понятия предполагает обобщение, выявление общих свойств, существенных признаков, закономерных связей. Законы мышления описывает специальная наука — логика.
Коммуникативная деятельность предполагает производство слова для общения, обмена информацией, понимания. Это социальная деятельность, осуществляемая при наличии одной или группы личностей. Всякое социальное общение есть обмен, и, стало быть, коммуникативная деятельность главным своим критерием обмена имеет честное, правдивое слово как требование качественного продукта для обмена. Слово нечестное воспринимается как предложенное гнилое яблоко, заплесневелый хлеб, бракованный пиджак. В уценку их, в уценку! Неистинная, неправдивая, заведомо ложная информация утрачивает ценность, более того, приносит вред, ибо дезинформирует, унижает, оскорбляет, возмущает того, кому она предназначалась. Однако следует различать преднамеренно ложное суждение и то, что из серии «мысль изреченная есть ложь». Не зря говорят, что «истина не в устах говорящего, а в ушах слышащего». Именно поэтому коммуникативная культура предполагает проверку понимания формулируемой ответной фразой: «Если я Вас правильно понял...».
Коммуникацию определяют как обмен интеллектуальным и эмоциональным содержанием с целью понимания. Коммуникации эффективны, если понимание состоялось. В неэффективных коммуникациях стараются обнаружить барьеры, так называемые «шумы», которые можно разделить на механические, мешающие слышать, на языковые (разные языки, разные уровни культуры речи, смысловые), эмоциональные (раздражающие факторы), интеллектуальные (тип мышления) и др.
Для достижения понимания стараются использовать разные средства в их сочетании: вербальные (словесно-логические) и невербальные (мимика, жесты, поза), проявляющие эмоциональное состояние разной степени удовлетворения.
Коммуникативная культура составляет основу личностности. Личность воспринимается социумом не всегда объективно, в зависимости от восприятия, понимания. Восточная поговорка «Заговори, чтоб я тебя увидел» отражает всю мудрость межличностного общения. Слово привлекает внимание, обеспечивает восприятие, запоминается, является стимулом для размышления.
«Предметная деятельность» (понятие введено К. Марксом) представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления — объектом своей деятельности»[3].
Деятельность предметная (физический труд) генетически первична, ибо в основе ее — движение, присущее индивиду еще во внутриутробном состоянии. «Именно материально-преобразующей предметной деятельности, труду обязан человек как своим первоначальным становлением, так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств»[4]. Труд в любом его выражении в той или иной мере дополняется мыследеятельно-стью, коммуникативной деятельностью, представляя собой целостность и единство «мысли, слова, движения». В деятельности люди, по словам К. Маркса, создают «новые смыслы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык».
Все эти компоненты деятельности выделены для анализа (расчленения) с тем, чтобы четко представлять внутреннее наполнение понятия «деятельность», которая в любом проявлении содержит человеческое (мыследеятельность), личностное (коммуникации), индивидуальное (труд). Их равнозначность — условие гармонии, которая как всякий идеал не всегда присутствует в реальном. В каких-то проявлениях деятельность не ориентирована на мыследеятельность и коммуникативность, в ней преобладает материально-преобразуемая составляющая, и тогда это рутинная, механическая работа, изнуряющий физический труд. Если труд одухотворен пониманием полезности, вызывает удовлетворение, положительные эмоции, не унижает человека бессмысленностью, то он соотносится и с мыслью, и со словом, не лишает трудящегося индивида человеческого, личностного. Народная мудрость в известной присказке расставила эмоциональные акценты по нарастающей: «Проходя мимо стройки, человек спросил рабочих, несущих носилки: «Чем вы занимаетесь?». На что первый ответил уныло: «Камни таскаю», второй — спокойно: «На жизнь зарабатываю», а третий — гордо: «Храм строю».
2. Характер деятельности можно рассматривать по степени осознанности действий, ее составляющих, т.е. насколько осознаны:
• потребности; превратились ли они в цель; соотнесена ли цель с внешними условиями конкретной ситуации — состоялось ли самоопределение;
• собственная информированность по поводу критериев деятельности; какие использованы объективные правила и внутренние нормы, насколько они соответствуют реальной ситуации;
• собственные способности, позволяющие выбрать методы совершения действий, насколько учтена реальная ситуация в способах деятельности;
• соответствие целей, содержания, методов, их единство и целостность в проекте деятельности и в его реализации.
3. Деятельность можно структурировать по этапам: начальный, исполнительский, завершающий.
Начальный этап деятельности предполагает ориентировочные действия, направленные на проверку правильности самоопределения, обретение уверенности в собственном проекте, психологической установки на исполнение. Это начало реализации некоторого проекта, составленного с учетом внутреннего и внешнего. В процессе подготовки проекта, от начала до завершения, внешние условия изменяются в той или иной степени в зависимости от стабильности в окружающем мире. Многие российские предприниматели пережили трудности в связи с непривычностью социального проектирования и в еще большей степени в связи с чрезмерной нестабильностью ситуаций. Идеальные условия для реализации любого проекта — относительная стабильность внешних условий, предсказуемость их изменений. И в этой связи предназначение начального этапа состоит в соотнесении готового проекта с состоянием внешних условий, характером и тенденциями их изменений.
Исполнительский этап предполагает реализацию процессов, составляющих деятельность. Он также включает некоторые корректировочные действия в случае, если возникли непредвиденные затруднения. Невозможно представить себе деятельность, не испытывающую постоянного воздействия внешних условий. Каждое их изменение — большее или меньшее, значительное или незначительное либо тормозит процессы в деятельности, либо останавливает, либо ускоряет. Отслеживание изменений — необходимое условие успешной деятельности, ориентированной на результат.
В завершающем этапе проявляется результат, спрогнозированный в целях, завершается процесс производства, переработки, оформления некоторого продукта (материального, эмоционального, интеллектуального в их совокупности, единстве и целостности). Этот этап предполагает самооценку результатов собственной деятельности, соотношение качества продукта с нормативным, заданным. Возможные корректировки процесса, направленные на улучшение качества продукта, способствуют его реализации. На этом этапе деятельность в российских условиях также имеет дополнительные трудности. Менталитет, ориентированный на ценность материального, с трудом усваивает ценность эмоционального и интеллектуального. Продукт, ориентированный на положительные эмоции, удовольствие и радость от приобретения, производится по совести и с любовью. Услуга, как и продукт, произведенная в сочетании материального и интеллектуального, всегда разумна.
4. Деятельность можно характеризовать степенью ее технологичности, в зависимости от которой она будет либо жестко регламентированной, либо свободной, творческой, либо находиться в промежутке этого диапазона. Высшая степень технологичности предполагает продукт, точно соответствующий заданному образцу. В этом случае разрабатываются специальные допуски и посадки, регламентирующие отклонения от общего стандарта. Высокая степень технологичности востребована в деятельности, в которой преобладает предметная составляющая (труд). Именно это требование обусловливает уровень качества продукта. Здесь процесс прописывается в виде последовательных операций и требует навыка, ловкости. В последние годы психологи и методологи разрабатывают технологии коммуникаций и мыследеятельности. Обостряется вопрос о технологиях учебной деятельности, осуществляющей образовательные процессы, в которых преобладают коммуникативная деятельность и мыследеятельность со своими технологиями. Проблема педагогических технологий находится в состоянии осознания. Накопление приемов и операций требует обобщения, обоснования, систематизации. Разрешение проблемы усугублено отсутствием точного соотношения понятий «образование», «воспитание», «обучение», «развитие» как процессов, связанных тем или иным отношением с педагогическим процессом. Все более очевидным и доказательным становится понимание, что педагогический процесс — это специально организованный образовательный процесс, а процессы воспитания, обучения, развития — его составные части, находящиеся во взаимопроникновении и образующие единство и целостность. Тогда технологии образовательных процессов — это педагогические технологии, которыми владеют специалисты — педагоги (воспитатели, учителя, преподаватели, лекторы и т.д.), реализующие в своей педагогической деятельности технологии воспитания, обучения, развития в их единстве и целостности, в их взаимопроникновении.
Основными характеристиками деятельности психология считает предметность и субъектность. «В своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связи со значениями, фиксированными в закрепленных орудиях, схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, ценностях, социальных нормах. Субъектность деятельности находит свое отражение в следующих аспектах активности субъекта: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности: в личностном смысле («значение для меня»), придаваемом мотивами различным Событиям, действиям и деяниям»[5].
Рассмотрение данных характеристик в синергетическом аспекте, предполагающем их дополнение, позволяет ввести еще одну характеристику — осознанность, которая проявляется в субъектности (проектирование деятельности) и в предметности (рефлексия). Введение новой характеристики обеспечивает единство и целостность субъектности и предметности как континуум духовного и материального, обосновывает функцию образования как процесса осознания:
• самого себя (внутреннего);
• окружающего мира, с которым осуществляется взаимодействие (внешнего);
• себя в конкретных ситуациях (проникновения внутреннего во внешнее), изменения самого себя и внешнего мира.
Вопрос о духе в философии рассматривается не только как о сущности, противоположной материи, но и в категории деятельности.
«Деятельность духа не ограничивается простым принятием в себя данного, а является творческой деятельностью, превращающей внешнее во внутреннее, и содержание становится разумным, поднимается до всеобщего, а затем в практическом духе начинает со своих далей и превращает их в нечто объективное. Деятельность духа состоит в подчинении мира мышлению, в прохождении свободным сквозь непосредственное в его идеализации, низводит до опосредованного, до имеющего свое понятие как цель и средство реализации себя» (Гегель).
Деятельность духа в мышлении, соединяющем синергийно представления («в себе») и определения («для себя»), образует понятие («для себя в себе»). Представленные ранее модели состояния сознания: естественное (Е), образовательное (О), деятельностное (Д), образуют единство и целостность, находятся во взаимопроникновении и могут быть представлены как структура жизнедеятельности.
Каждый элемент системы жизнедеятельности представлен в следующей модели как система.
Деятельность меняет естественное состояние: изменяются потребности в их устойчивой части, изменяются способы их удовлетворения — способности, усваиваются новые нормы, проверенные в деятельности как правила. Естественное состояние, изменившись, приобретает новый образ, образование проникает вглубь. Изменение носит сущностный характер, а не только предстает как явление. Дальнейшее осознание самого себя приводит к новому образу деятельности, соотнесенному с культурой — повторяется цикл жизнедеятельности, в котором содержатся три компонента:
1. Естественное состояние сознания (Е)
Внутреннее Внешнее
Естественное состояние характеризует субъекта как человека: какой он по жизни, что он понял, какие мысли посещают его голову, чего он хочет, какие цели ставит, каким видит окружающий его мир, который позволяет ему самоопределяться в самых разных ситуациях. Человеческое в нас характеризуется «духом как стержнем сознания». Во что верим, на что надеемся, что любим. Мы говорим о духе сильном и слабом, о духе противоречивом, о духе созидания или разрушения, о добре и зле, размышляя, ищем истину. Каждый по-своему, в зависимости от того, чем наполнено сознание, как все в нем расположено, чем укрепляется дух.
2. Образовательное (окультуривание) состояние сознания (О)
Внутреннее Внешнее
«Я — осознающий»
Социум
Слово
Определения
Нормы
Содержание
Критерии
Личность
Образовательное состояние сознания осуществляет взаимопроникновение внутреннего и внешнего, идеального и реального, субъективного и объективного, сознания и бытия, контакта между ними, их континуума. Происходит окультуривание внутреннего образа.
3. Деятельностное состояние сознания (Д)
Внутреннее Внешнее
«Я — действующий»
Взаимодействую с природой
Движение
Представления
Способности
Метод
Способ деятельности
Индивид
Деятельностное состояние характеризует субъекта как индивида, способного к движению, действию. В деятельности соединяется психическое и физическое; она обусловлена здоровьем и обусловливает психическое и физическое здоровье. Представления индивида на данном этапе его развития составляют его взгляд на мир и отношение к нему, к взаимодействию с ним. В соответствии со способностями и внешними условиями выбирается способ деятельности.
Всякая деятельность состоит из множества процессов, которые можно разделить на базисные и сервисные. Чтобы выделить базисный процесс, следует четко представить предназначение деятельности и обслуживающих ее процессов.
Ответ на вопрос «Что в деятельности преобразуется?» выделяет процесс, в котором исходный материал изменяется. Все остальные процессы обслуживают это изменение материально, интеллектуально, эмоционально, обеспечивают все многообразие средств. Образовательный процесс в образовательной деятельности базисный, его предназначение — изменение исходного «материала», его преобразование, обеспечение позитивных приращений. Для этого существуют службы материального обеспечения (финансовые, экологические, технические и т.п.), интеллектуального обеспечения (кафедры, цикловые комиссии, методические объединения и т.п.), эмоционального обеспечения, направленные на удовлетворение от собственной деятельности (поощрения и наказания).
В системе образования на всех уровнях происходит процесс взросления — осознания собственных действий. Остановимся на этом подробнее. Под действием в данном контексте следует понимать контакт с окружающим миром, окружающим пространством «био» — «социо» — «дух», по каналам взаимодействия соответственно «движение» — «слово» — «мысль». Действие как единая и целостная система элементов «движение — слово — мысль» является осознанным, внутренне непротиворечивым, если составляющие его элементы находятся в соответствии или в несоответствии, не достигающем конфликта. Несоответствие между мыслью, словом и движением адекватно несоответствию между потребностями, нормами и способностями.
В пространстве потребностей господствует мысль. Там свобода духа (размышляю о чем хочу), там проявление естественного состояния (такой, какой есть) — человек есть то, о чем он думает, чего он хочет. Слово менее свободно, оно в пространстве норм, нормативных правил, установок, предписаний. Модель его проявления — «должен, надо». Оно для другого и ограничено представлением о его восприятии другим («...как слово наше отзовется»), о возможных последствиях («слово — не воробей...»), о результате. В пространстве способностей все определяет движение в самом широком смысле. Движение — это здоровье, движение — это способность к действию. Движение осмысленное, осознанное, соотнесенное с потребностями обретает активность, становится действием, соответствующим способностям («как могу»). Приведение в соответствие мысли, слова и движения — это определение их несоответствия, разрешения проблемы, которую необходимо осознать и найти пути решения: новую информацию, новый способ. Постоянные упражнения в этом обусловливают способность справляться с собственными проблемами, организовывать собственное сознание, приобретать самостоятельность. Так же, как взрослый человек справляется с координацией своего тела, он справляется с координацией своего сознания. Взрослый — это осознающий свои действия. В процессе осознания происходят изменения внутреннего образа, изменения потребностей (П), норм (Н), способностей (Сп), т.е. образовательный процесс. И происходит он везде и всегда. Если он происходит в культуре определенного социума, то под его влиянием меняется образ мысли, слова, движения, развиваются мыслетехнические, коммуникативные, рефлексивные способности.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие деятельности. Профессиональная деятельность.
2. Компоненты деятельности, их равная значимость.
3. Проблемы в профессиональной деятельности как несоответствие в ее компонентах.
4. Технология разрешения проблемы.
Контрольные вопросы
1. Действия как контакт с окружающим миром, их разнообразие.
2. Деятельность как совокупность действий, виды деятельности.
3. Осознанные действия. Поведение.
4. Компоненты деятельности: самоопределение (принятие решений), критерии (нормы, правила, предписания и т.д.), способы деятельности. Приведите примеры.
5. Несоответствия между компонентами деятельности как источники проблем в профессиональной деятельности.
6. Технология осознанного действия (на примерах).
7. Рефлексивные способности, их значимость.
8. Коммуникативные способности как основа понимания.
9. Мыслетехника (правила).
Упражнения
1. Проанализируйте собственное действие, значительное для Вас. Ответьте на вопрос: «Правильное ли решение я принял, соотнеся собственную цель с внешними условиями (совпал ли результат с целью)?» Если нет — поищите источник неудачи в нормах («что?») и способах («как?») деятельности. Вероятно, они не соответствовали поставленной цели.
2. Проструктурируйте собственную деятельность по составляющим: самоопределение, критерии деятельности, способы деятельности. Представьте каждый компонент как новую систему. Продолжайте этот процесс до нужного Вам уровня глубины и актуальности.
3. Получая оценку своим действиям от окружающих, не переносите ее на себя. Действия могут быть удачные и неудачные. Оценивая действия других, не высказывайтесь расширительно, характеризуйте действие, а не его автора. Это поможет Вам избежать испорченных отношений.
Опорные конспекты
2. Овладение технологией компонентов деятельности:
Глава 6