Становление психологической науки
Высшей власти достигает тот, кто
видит во всех существах себя
и все существа в себе
Мудрость Древней Индии
Возникновение психологии как самостоятельной отрасли научного знания можно рассматривать как длительный период сближения философии и физиологии. Появление физиологических обоснований процессов, происходящих в сознании — одной из основополагающих категорий философии — позволило создать эмпирически подкрепленную теорию, названную учением о душе, науку о психике, о процессах и явлениях человеческого сознания. Всю историю становления психологической науки можно рассмотреть в соответствии с изменением ее предмета, т.е. той сферы реальности, которую она изучает. Сначала таким предметом была «анима» (лат. — душа), которая, по мнению ученых античности (Платон, Аристотель), как сущность, как содержание наполняла все живые и неживые предметы априори. Затем психология расширила свой предмет до понятия «сознание», которое как духовная реальность, как накопляющееся знание есть субъективный образ объективного мира. Этот образ тем ближе к истине, чем гармоничнее сочетание знания — чувства, знания — мышления, знания — воли в процессе порождения, приобретения новой информации. По мере накопления знаний о сознании опять появилась необходимость расширить предмет исследования с учетом проявлений сознания, психических процессов, обусловленных взаимовлиянием внутреннего и внешнего. Внутреннее рассматривается и как природой данное («в себе»), и как приобретенное («для себя») и как их соединение в духе («в себе для себя») (Г.Ф. Гегель).
Особое влияние на формирование психологической науки оказывало состояние философского вопроса о соотношении материи и сознания. Материя как объективная реальность и сознание как субъективная реальность в своих отношениях не могут рассматриваться в логике «либо, либо». Всегда и везде это отношение взаимопроникновения. Признание первичности одной из названных субстанций, абсолютизация ее значимости приводит к противопоставлению духовного и материального, к разрушению единства целостного мира и самым непосредственным образом влияет на психологические парадигмы, обнаруживает их недостаточность. Именно этим объясняется многообразие психологических учений, каждое из которых, обнаружив некоторую недостаточность в состоянии науки, осознавало ее и попыталось разрешить как проблему. Влияние философии на становление психологической науки проявляется и в аспекте познания. История философии располагает эволюцией теории познания как пониманием превращения объективной информации в субъективное знание.
Сознание — прежде всего знание о ближайшей окружающей Среде и о себе в ней, осознание связей и отношений с ней. Целостное восприятие окружающего мира невозможно без целостного восприятия себя как единства: индивида, личности, человека; мысли, слова, движения в контакте с окружающим миром. Сознание — накопленное знание, познание — процесс накопления знания, в котором сознание выступает как результат и средство в процессе познания. Процесс познания направлен не только на материальную реальность, но и на духовную, на самопознание, на творчество, на продуктивное знание, новое собственное содержание.
Процесс познания совершается в суждениях, умозаключениях и понятиях.
Суждения носят более субъективный характер и выражают свое отношение к информации. Они не лишены эмоциональности, содержат утверждение (принятие) или отрицание (непринятие) чего-либо и признаются либо истинными, либо ложными.
Умозаключения основаны на взаимосвязи нескольких суждений, исключают их противоречивость, могут быть индуктивными (от частного к общему), дедуктивными (от общего к частному).
Понятия — отражение существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений. Понятия могут быть единичными и общими, конкретными и абстрактными, соединяют в себе субъективное и объективное.
Психологические теории в своем становлении шли параллельно с эволюцией философских подходов к пониманию отношений между материей и сознанием, между материальной и духовной субстанциями. Склоняясь то в сторону материализма (первичности бытия), то в сторону идеализма (первичности сознания), психологическая наука прошла сложный путь в определении своего предмета, пережила целый ряд экстремальных состояний, крайностей в оценках своего предмета, а также немало попыток примирить их, проявляя приверженность дуализму («двойственности»).
XVIII в. отличается зарождением эмпирической психологии (X. Вольф — немецкий философ), в основе которой изучение конкретного опыта, наблюдение, обобщение, установление связей и отношений между психическими явлениями. В XVIII в. сформировалась ассоциативная психология, основателем которой считается английский ученый Д. Гартли, развивший идею о том, что внутренний мир складывается постепенно в результате психических процессов, связанных ассоциативно.
В XIX в. на смену психологии души пришла психология сознания, которое рассматривалось обособленно, представляло интерес своим внутренним наполнением, процессами, закономерностями.
Попытки разомкнуть внутренний круг сознания, рассмотреть его проявление в действиях, поведении осуществило психологическое направление, получившее название бихевиоризм. Бихевиоризм объявил тщетными попытки изучить, понять сознание без его внешних проявлений в поведении, исходя из посыла о недоступности сознания для изучения, из утверждения, что изучать сознание можно непосредственно через поведение, в котором проявляются особенности сознания. Это бесспорно, как бесспорно и то, что поведение детерминировано не только сознанием, но и внешней ситуацией, и, что еще более значимо, их взаимопроникновением. Влияние сознания на ситуацию, влияние ситуации на сознание есть процесс осознания, самоопределения, принятия решения, проектирования осознанного действия.
Изучение поведения как внешнего проявления особенностей сознания позволяет делать обобщения и выводы, исходя из его мотивации, норм, способов, т.е. требует систематизации, создания психических образов, форм. Так оказалось востребованным новое психологическое направление, предложившее механизм разрешения проблемы, — гештальт. Гештальтпсихология разработала определенные закономерности структурирования образов. Отвергая бихевиоризм, Гештальтпсихология встала на путь возвращения к замкнутости сознания, объявила процесс восприятия, соединяющий внутреннее и внешнее, как «чистый» феномен сознания. Восприятие позволяет создать образ объективной реальности, который обусловлен особенностями ощущений индивида, его прошлым опытом, субъективным видением окружающего мира.
В XIX в. психология становится самостоятельной наукой, появляются соответствующие учреждения, лаборатории, кафедры, институты, в которых организуется научная работа, проводятся эксперименты. Появляются научные направления:
• физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920);
• структурная психология американского психолога Э. Титченер (1867-1927);
• физиологическое направление по изучению рефлексов головного мозга И.М. Сеченова (1829—1905);
• экспериментальное направление В.И. Бехтерева (1857—1927);
• учение И.П. Павлова (1849—1936), направленное на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма и сформировавшее понимание физиологических основ психической деятельности.
Эмпирическая психология. Термин введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души.
Главная идея эмпирической психологии — психологическое познание должно базироваться на внешнем и внутреннем опыте. Эмпирическая психология предполагает переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению. Размежевание между сторонниками естественно-научного подхода (контролируемое наблюдение — эксперимент) и сторонниками «чистого» опыта, сводимого к субъективным феноменам, имело широкое распространение и влияние на другие школы.
Первые идеи ассоциативной психологии были высказаны еще Аристотелем, утверждавшим, что образы, возникающие опосредованно без очевидной внешней причины, без непосредственного участия ощущений, являются продуктом ассоциаций. В XVII в. идею ассоциаций подтверждало механико-детерминистское учение о психике, в которой запечатлеваются следы внешних предметов и явлений, одно впечатление влечет за собой другое.
В XIX в. была сделана попытка подойти к вопросу ассоциаций системно (Т. Браун, Д. Милль) и были сформулированы следующие выводы:
• психика состоит из простейших чувствований, элементарных ощущений;
• элементы первичны, сложные психические образования — вторичны и возникают в процессе их взаимосвязи, посредством ассоциаций;
• условием возникновения ассоциаций служит особое отношение смежных психических процессов;
• закрепление ассоциаций, их устойчивость обусловлена частотой их повторения в опыте, а также живостью ассоциируемых элементов, воздействующих на эмоции.
В последующих исследованиях ассоцианизм преобразовывался на базе научных достижений биологии и нейрофизиологии:
• в исследовании органов чувств (Г. Гельмгольц);
• при объяснении эмоций (Ч. Дарвин);
• в учении о рефлексах головного мозга (И.М. Сеченов);
• в учении об условных рефлексах (И.П. Павлов).
В настоящее время ассоциативная психология используется при решении проблемы смысловых ассоциаций. Физиологическая основа ассоциаций, проявляющаяся в условных рефлексах, используется в бихевиоризме, объясняющем поведение физиологическими процессами.
Бихевиоризм — направление в американской психологии XX в., которое сводит поведение к различным формам проявления реакций организма на стимулы внешней среды. Новое направление возникло в противовес доминирующей в то время интроспективной психологии, основанной на самонаблюдении и не учитывающей ряд факторов внутреннего и внешнего характера.
Основоположник этого учения — американский психолог Уот-сон (1878—1958). Бивехиоризм исходит из посылки, что сознание недоступно для объективного изучения, что его изучение возможно только через поведение, обусловленное биологическими регуляторами. В исследованиях Уотсона отвергается роль сознания как регулятора человеческого поведения, деятельности. Основополагающей в поведении считается связь: стимул («на входе») и реакция («выход» — двигательный ответ системы организма); роль среды, внешних условий в поведении отвергается.
Идеи бихевиоризма оказали влияние на развитие лингвистики, антропологии, семиотики, социологии, способствовали зарождению кибернетики. Методы бихевиоризма, использованные в изучении поведения, послужили основой для методов научения — освоения организмом новых форм поведения.
Критика бихевиоризма, отрицание преувеличенной значимости биологических факторов в поведении нашла свое продолжение в гештальтпсихологии, в психоанализе, послужила стимулом в становлении новых психологических направлений. Последователи Уотсона — К. Халл и Б. Скиннер признали контролирующий механизм знаний в связях между стимулами и поведенческими реакциями в качестве «промежуточных переменных»; ортодоксальный бихевиоризм преобразовался в необихевиоризм.
Гештальтпсихология возникла в Германии (в начале XX в.) как результат работы Т. Вертгеймера, В. Келера, К. Левина, противопоставив себя ассоциативной психологии и бихевиоризму. Приверженная системному подходу, гештальтпсихология разработала понятие психологического образа целостных структур (гештальтов) и обосновала их первичность по отношению к компонентам.
Гештальт (образ, форма) — функциональная структура, объединяющая, определенным образом упорядочивающая многообразие отдельных явлений. Термин первоначально применялся в описании психических процессов и явлений, а позднее был распространен на физические, физиологические, социальные и другие явления.
Гештальтпсихология зародилась при изучении сенсорных образований и входящих в их состав отдельных ощущений. Логическим основанием для выводов послужили законы отношений части и целого:
• тяготение частей к образованию симметричного целого;
• группировка частей в направлении максимальной простоты, равновесия;
• внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей.
Основные положения гештальтпсихологии объясняют психические процессы законами отношений части и целого:
• построение образа объясняется особым психическим актом постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле (инсайт);
• процессы мышления рассматриваются как «реорганизация» познаваемых структур, благодаря чему они носят продуктивный характер;'
• зависимость образа предмета («фигуры») от его окружения («фона»);
• преобразование гештальтов есть свойство индивидуального сознания;
• принцип системности и приоритета целого в динамике психических образований обосновывает мотивацию поведения.
В противовес бихевиоризму Гештальтпсихология утвердила системный подход в изучении психических явлений. Понятие о гештальте введено в социальную психологию для объяснения межличностного восприятия.
Глубинная психология. Основоположником глубинной психологии считается 3. Фрейд (1856—1939), предложивший свою систему анализа душевной жизни, названную психоанализом. Его анализ («расчленение») состоит в делении психики на три функциональные подсистемы:
• бессознательное, называемое либидо или «Оно», которое составляют влечения, стремление к удовольствию — движущая сила поведения;
• предсознательное, латентное или «Я», как воспринимающее информацию о реальном мире;
• сознательное, «сверх-Я», в котором проявляется разум, рассудительность, ценности, идеалы.
Согласно глубинной психологии главные причины действий человека изначально заложены в его психическом динамическом устройстве, бессознательном по своей сущности, неподдающемся наблюдению (вопреки интроспективной психологии). Психоанализ предполагает совокупность способов выявления особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознанными мотивами. Выводы глубинной психологии о решающем значении в человеческом поведении иррационального, скрытого за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивидуальности пытались распространить на социальные явления.
Претензии фрейдизма на всеобщность в объяснении событий социальной жизни, причинно-следственном обосновании поведения не только личностей, но и коллективных субъектов обусловили критический настрой и необходимость дальнейшего исследования и реформирования учения. Последователи 3. Фрейда разработали ряд теорий, каждая из которых выглядит как самостоя-. тельное направление:
• индивидуальная психология (А. Адлер);
• аналитическая психология (К. Юнг);
• «гармоническая» концепция (В. Макдуталл);
• экзистенциональный анализ (Бинсвангер);
• неофрейдизм.
Когнитивная психология. Чрезмерная материализация в теории бихевиоризма подверглась критике и с позиций теоретико-информационного подхода. Возникла когнитивная психология, которая в поведении субъекта определяющим считает знание. Ее разработчики У. Найссер, А. Пайвио уделяют центральное место организации знания в памяти, его систематизации, средством которой признается схема. Исследуя познавательную деятельность, когнитивная психология выявляет ее основополагающие свойства: обусловленность средой, избирательность.
Когнитивная психология, занимаясь изучением преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа, проводила аналогию между процессами переработки информации у человека и в вычислительных устройствах.
Ее основные положения касались таких вопросов, как:
• решающая роль знания в поведении субъекта;
• организация знания в памяти субъекта, соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления;
• когнитивная функция эмоций, теория личности и индивидуальных различий;
• когнитивная психология — теоретическая база разработки педагогических технологий научная основа процесса обучения.
Психология XX века
Человек - единственное существо,
для которого собственное
существование является проблемой
3. Фрейд
Начало XX в. характеризуется как кризисное состояние психологической науки, когда проявилось несоответствие между научными теориями и данными экспериментальной работы. Разностороннее осознание этих несоответствий привело к формированию различных течений, направленных на разрешение обозначившихся проблем. Каждое из этих течений не разрешало общую проблему и порождало новые течения с теми же попытками разрешить противоречия, устранить несоответствия, приблизить к гармонии всю систему психологического знания. Таких направлений было несколько. Крайности в суждениях одного научного направления порождали другое, новое научное направление. Чрезмерная абсолютизация одной категории и недооценка значимости других, отсутствие целостности в объяснении явлений и процессов формирования человеческого сознания в отношениях внутреннего и внешнего мира обусловливали противоречия между разными психологическими школами, каждая из которых внесла свой вклад в становление системы психологического знания.
1. Идеалистическая психология постепенно стала сдавать позиции материалистической парадигме, где идеальные процессы изучаются в их реализации, в проявлениях через действие, поведение, состоящих из движения и реакций, несущих свойства материального бытия. Переход из крайности в крайность, абсолютизация то духовного, то материального характеризуют всю историю человеческой эволюции. В XX в. амплитуда этих колебаний сократилась, истина как всегда оказалась посередине. Принцип дополнительности, положенный в основу отношений духовного и материального, позволил понять, что движение содержит не только материальные процессы — движение тел, молекул, волн, но и духовные: переживание, эмоции, мышление, сомнения.
2. Вторая особенность становления психологии как науки XX века — объективизм, востребованный на определённом этапе, в современной психологии не абсолютизируется и, в соответствии с тем же принципом дополнительности, рассматривается в сочетании с неизбежным субъективизмом. Само понимание субъективизма стало ближе к субъективности как позиции во взаимодействии с окружающим миром, которая предоставляет субъекту право самостоятельности, свободы в суждениях и действиях.
3. Диалектика как универсальный метод исследования также претерпела некоторые изменения. Противоречия, предполагающие борьбу, преодоление и, как их следствие — развитие, утратили в методологии свою универсальность. Формула Н. Бора «Противоположности не противоречия, они — дополнения» свидетельствует о предпочтительности эволюции — постепенного развития путем дополнений, а не скачков, сопровождающихся столкновениями, конфликтами. Конфликты, противоречия неизбежны там, где сознание не поддается саморегуляции, где эмоции не управляются интеллектом, где дух более эмоционален, чем логичен.
Если учесть, что катастрофизм сознания приводит к катастрофам бытия, необходима новая методологическая парадигма изменения сознания, ориентирующая его на стремление к гардении, предотвращение конфликтов, столкновений, катастроф.
4. Биосоциальная модель поведения, усеченная на духовную составляющую, обретает свою целостность, ориентированную на адекватность целостной структуре окружающего мира «био — социо — дух», в которой субъект поведения, деятельности — «индивид — личность — человек».
Наметившиеся изменения в философских подходах к решению вопроса отношений сознания и бытия, духа и материи ставят психологию перед необходимостью пересмотреть свои основы, преодолеть существующую оторванность процессов в идеальном и реальном, психологически объяснить континуум сознания и бытия. Обострилась значимость понятия осознанности как сущности образовательных процессов. Оказались востребованными исследования субъектности в деятельности, обоснование самоорганизации на синергетических принципах.
5. Сегодня психология исследует психические процессы во внутреннем (психическая деятельность), внешнем (психические явления, поведение, практическая деятельность) и их континуум, взаимопроникновение (осознание собственных действий до их свершения и после).
Специальные отрасли психологии рассматривают практическую значимость фундаментальных знаний, осуществляют переход от общего к частному, носят прикладной характер, ибо «прикладывают» теорию к практике, объясняя суть происходящих явлений.
Понятию «душа» во все исторические периоды наука уделяла большое внимание. Начиная с тех времен, когда все научные знания объединяла философия, ученые пытались объяснить загадочный внутренний мир человека. Психика, сознание, душа, дух уже не воспринимаются как синонимы, они различимы. Наука продвинулась в изучении их сущности, в анализе процессов проявления.
Однако непостижимый феномен «душа» по-прежнему остается загадкой («чужая душа — потемки»).
Вопросы для обсуждения
1. Психологи прошлого и настоящего. Наиболее значимые психологические учения современности.
2. Различие представлений о сознании, духе Г.В.Ф. Гегеля и Л.Н. Толстого.
3. Как различаются понятия: сознание, душа, дух, духовность?
4. В чем особенности русской души, российского менталитета?
5. Что влияет и не влияет на состояние сознания, души, духа, духовности?
Контрольные вопросы
1. Психология как наука о психологических процессах, актах, состояниях.
2. Становление психологической науки.
3. Основные направления психологии XX века.
4. Психология в системе знаний о сознании.
5. Природная, социальная и духовная сущности сознания; связь психологии с физиологией, социологией и философией.
6. Понятие души и духа.
7. Различие понятий: сознание, душа, дух.
Упражнения
1. Попытайтесь применить полученную информацию о сознании, душе и духе для понимания себя. Различите в себе (собственном сознании) то, что от природы (родителей, родственников, рода, пола, возраста, темперамента и т.д.). Различите состояние лущи и состояние духа.
2. Сопоставьте собственную информированность о своем теле и своем сознании, душе, духе.
3. Сопоставьте свое собственное внимание к физическому и психическому здоровью. Осознайте их взаимосвязь. К кому Вы обращаетесь чаще: врачу или психологу?
4. Попытайтесь охарактеризовать собственное состояние души, духа, сознания в разных ситуациях. Делайте это почаще, выясняя, понимаете ли Вы себя.
5. Наблюдая за собой и своими родственниками, выявите общее в Вашем сознании — то, что от природы.
6. Находясь в обществе, подметьте общепринятое в поведении — то, что приобретено от социума, общества, общения.
7. Различение понятий дух, душа, сознание на предложенной модели.
8. В целях систематизации знаний о различных психологических школах заполните таблицу.
Основные характеристики | Античная психология | Ассоциативная психология | Эмпирическая психология | Когнитивная психология | Глубинная психология | Гештальт-психология | Бихевиоризм | Гуманистическая психология | Отечественная психология XIX в. | Отечественная психология XX в. |
1. Особенности исторического периода 2. Суть учения (психофизиологическая основа) 3. Основоположники и последователи 4. Основная психологическая категория 5. Доминирующий метод 6. Отношения с другими психологическими учениями 7. Современная оценка |
Глава 2