Работа над мимикой и просодией
Чтение шутки-потешки.
Говорит попугай попугаю:
— Попугай, попугай, я тебя попугаю
Попугаю в ответ попугай:
— Не пугай, не пугай, не пугай1
Дети повторяют шутку-потешку. Одна группа изображает сердитого попугая, другая — испуганного.
Попугаи, чем пугать друг друга, вы лучше посмотрите, какие полоски у наших детей. Дети, что вы ими обозначаете? (Слова.)
П. Анализ словесного состава предложения
Придумайте предложения со словами Пик, Пак, Пок, попугай.
Дети придумывают предложения. Проводится анализ одного предложения.
Чтение сказки Г. Юдина «День поросенка»
Послушайте, какую историю рассказал нам Пок о своем знакомом поросенке.
После прослушивания сказки дети «кладут» слова со звуками п, п' в коробочку.
13. Знакомство с буквой п
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
А Шибаев
Дети изображают турник, имитируют подтягивание. Чтение слогов па, пу, пи. Таблички с написанными словами Пик, Пак, Пок дарят поросятам.
Итог занятия
Тема «Звуки к, к', буква к»
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Материал.Картинки домашних животных (корова с теленком, лошадь с жеребенком, кошка с котятами, собака со щенками, коза с козлятами, ослик, кролики, поросенок, утки, куры, индюки); цветовые символы звуков; домики для определения позиций звуков.
Ход занятия
Оргмомент
Психогимнастика
Изобразите ласкового котенка, который просит молочка. Изобразите сердитого козла. Покажите, как испугалась маленькая девочка. Изобразите походку утят, важного индюка. Покажите огорчение маленького цыпленка, который хотел запеть как петух, но у него ничего не получилось.
Сообщение темы занятия
Дети, отгадайте мои загадки и вы узнаете, какие звуки будем сегодня изучать: «Ходят вразвалочку, плавают, ныряют, на дне пруда корм добывают» (утки); «С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица» (козел); «Часто умывается, а с водой не знается» (кот); «Впереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, а на ней щетинка» (поросенок).
Выделение звуков к, к' из слов утки, козел, кот, поросенок.
3. Характеристика звуков к, к* по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение цветовыми символами
Развитие фонематического восприятия
Занятие продолжается на основе игры «Поймай звук». Логопед произносит слова-названия животных, а дети хлопают в ладоши, если в словах есть звуки к, к'.
5. Анализ и синтез слогов ак, ук, ик
6. Произношение звуков к, к' в словах
Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в деревню.
Выставляются картинки с изображениями животных. Дети называют их, определяют позиции звуков к, к' в словах, перекладывают кружочки в домике звуков, исходя из позиции звуков в словах.
Падежное управление. Согласование числительных с существительными
Кого мы увидели? (Корову с теленком. Утку с утятами. Кошку с котятами.)
Дети считают, сколько утят, котят и телят.
Кого мы еще увидели? (Козленка, поросенка, жеребенка, ослика, кроликов и др.)
Физминутка
Пение песни «Цыплята» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко). Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
Вышла курочка гулять, Съели толстого жука,
Свежей травки пощипать, Дождевого червяка,
А за ней ребятки, Выпили водицы
Желтые цыплятки. Полное корытце.
— Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Ходят цыпки целый день,
Не ходите далеко. Нагибаться им не лень.
Лапками гребите, Зернышек не видно,
Зернышки ищите! Малышам обидно.
9. Произношение звуков к, к' в предложениях. Словообразование
Дети распределяются на две подгруппы. Одной дают карточки с изображениями детенышей животных, а другой — их мам.
Помогите детенышам отыскать своих мам.
Дети встают парами Затем выставляются картинки на наборном полотне, и дети называют ответы.
(У крольчихи — крольчата. У коровы — теленок. У лошади — жеребенок. У козы — козлята. У утки — утята.) Скажите ласково о каждом детеныше. (Теленочек, козленочек, утеночек.)
За кем бы вы хотели ухаживать? Чем будете их кормить? Ответы детей.