Распределение обученных по городским округам и муниципальным районам, чел.
Распределение обученных вопросам охраны труда по видам экономической деятельности показано на диаграмме 7:
Диаграмма 7
Распределение обученных в 2016 году по видам экономической деятельности
Из числа обученных в 2016 году в Самарской области 56% приходится на категорию «специалист по охране труда» – 20817 человек, 35 % на категорию «руководитель» – 13449 человек, 6% на категорию «уполномоченные (доверенные) лица по охране труда» – 2189 человек и 3% на категорию «член комитета (комиссии) по охране труда» – 1036 человек (диаграмма 8).
Диаграмма 8
Распределение по категориям обученных, %
Если рассматривать вид собственности и категорию предприятий, чьи работники проходят обучение по охране труда, то большую часть составляют предприятия, находящиеся в частной собственности (диаграммы 9, 10).
Диаграмма 9
Распределение обученных по видам собственности предприятий, %
Диаграмма 10
Распределение обученных по категориям предприятий, %
В 2016 году департаментом условий и охраны труда министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области (далее – департамент министерства) была продолжена работапо согласованию учебных планов и программ обучения по охране труда в соответствии с «Порядком организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.
В 2016 году департаментом министерства согласовано 56 программ обучения по охране труда.
Анализ представленных на согласование в департамент министерства программ обучения показывает, что в некоторых обучающих организациях в процессе обучения используется неактуальная (утратившая силу) нормативная правовая база, регламентирующая сферу охраны труда.
В целях недопущения в процессе обучения использования утративших силу нормативных правовых актов департамент министерства проводит постоянную работу по информированию руководителей и специалистов обучающих организаций об актуальных изменениях в законодательстве по вопросам охраны труда, в том числе во время проведения совещаний.
Следует отметить, что некачественная система обучения влияет на профессиональный уровень специалистов и руководителей организаций, на которых возложена обязанность по организации работ по охране труда на предприятии, и в конечном итоге приводит к неправильной организации работ по охране труда, невыполнению требований действующего законодательства, необеспечению безопасности на рабочих местах и к происшествиям (несчастным случаям), в том числе с тяжелыми последствиями.
По оперативным данным Государственной инспекции труда в Самарской области в 2016 году зарегистрировано 146 несчастных случаев с тяжелыми последствиями (групповых, тяжелых и со смертельным исходом), в 2015 году таких случаев было на 9% больше – 159. Общее количество погибших на производстве в 2016 года составило 50 человек, что на 4% меньше, чем в 2015 году, когда на производстве погибло 52 человека. Также начиная с 2013 года наблюдается увеличение количества погибших женщин. Количество групповых несчастных случаев снизилось на 21% (было 14 случаев).
К сожалению, в последние годы количество смертей на работе вследствие общего заболевания возросло, и количество внезапных смертей на рабочем месте по причине общего заболевания примерно в 1,5 раза больше смертей по причине травмы. Тем не менее, взаимосвязь многочисленных смертей работников по причине общего заболевания с формальным проведением медицинских осмотров, с вредными условиями труда, с нарушениями режима работы, во многих случаях просматривается довольно очевидно.
Кроме того, говоря о снижении зарегистрированного, в том числе смертельного травматизма, нельзя не учитывать, что реальный травматизм несколько выше, так как учитываемый травматизм не попадают случаи, произошедшие с работниками, с которыми не были оформлены трудовые отношения, или когда отношения регулировались, договором гражданско-правового характера. Кроме того, сохраняется тенденция сокрытия от расследования несчастных случаев. По 7 случаям возбуждены уголовные дела по статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Самыми травмоопасными видами экономической деятельности остаются обрабатывающие производства, строительство и транспорт.
Основными видами несчастных случаев с тяжелыми последствиями явились:
- падение с высоты (28,6%);
- воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей машин, в том числе защемление между неподвижными и движущимися предметами, деталями машин (17,6%);
- транспортные происшествия (17,6%);
- удары случайно падающими предметами (10%);
- падение на ровной поверхности одного уровня (7,6%);
- воздействие дыма, огня и пламени (4,2%);
- повреждения в результате противоправных действий других лиц (3,4%).
По результатам анализа материалов расследования несчастных случаев с тяжелыми последствиями установлено, что 62,1% от общего числа расследованных несчастных случаев произошли по причинам организационного характера: неудовлетворительная организация производства работ – 47%, недостатки в обучении и подготовке работников по охране труда – 4,2%, неудовлетворительное содержание и недостатки в содержании рабочих мест – 5%, нарушение трудового распорядка и дисциплины труда – 1,7%.
С целью координации и повышения качества обучения по охране труда на территории Самарской области департаментом министерства проводятся следующие мероприятия:
организация и проведение совещаний (круглых столов) с представителями обучающих организаций Самарской области, в том числе с целью своевременного обновления обучающими организациями учебно-методической базы по охране труда;
проведение работы по согласованию программ обучения руководителей и специалистов по охране труда, представляемых обучающими организациями;
оказание консультативной и методической помощи руководителям и специалистам обучающих организаций и работодателям Самарской области;
координация работы уполномоченных представителей обучающих организаций Самарской области в сфере охраны труда в государственной информационной системе Самарской области «Система мониторинга состояния условий и охраны труда на территории Самарской области» с целью предоставления ежеквартальной отчетности.
С целью дальнейшего совершенствования системы обучения по охране труда, повышения его эффективности на территории Самарской области министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области рекомендует обучающим организациям Самарской области:
обеспечить соблюдение требований Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, в части, не противоречащей действующему законодательству;
обеспечить предоставление уполномоченными представителями обучающих организаций ежеквартальной отчетности (до 5 числа месяца, следующим за отчетным периодом) в государственной информационной системе Самарской области «Система мониторинга состояния условий и охраны труда на территории Самарской области»;
непрерывно повышать качество обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций;
обеспечить достижение положительной динамики количества обученных по охране труда работников организаций на территории Самарской области;
предусмотреть включение в программы обучения по охране труда региональной составляющей, отражающей состояние условий и охраны труда на территории Самарской области;
своевременно обновлять учебно-методическую базу по охране труда (мониторинг изменений в законодательстве Российской Федерации и Самарской области);
обеспечить взаимодействие с работодателями по организации обучения отдельных категорий работников в рамках реализации Приказа Минтруда России № 580н от 10 декабря 2012 года «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;
внедрять и использовать прогрессивные формы и методы обучения по охране труда (дистанционное обучение, сетевое обучение и другие);
повышать уровень информированности работодателей об услугах, предоставляемых в области обучения по охране труда, через средства массовой информации (интернет, печатные издания, радио, телевидение и другие).