Подходы к определению сущности социального и профессионального статуса классного руководителя, причины его повышения
«Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 4 февраля 2010 г.).
Сегодня ребенок как никогда нуждается в совете, помощи, любви, защите. Без классного руководителя ему трудно идти к достижению главной внутренней цели детства – взрослению, так как чаще всего ученик не может самостоятельно разрешать проблемы из-за множества помех: незнания самого себя, неумения самостоятельно принимать решения, отсутствия опыта отношений со сверстниками и другими людьми, которые его окружают.
Учитель в отечественной системе образования всегда считался духовным авторитетом, в высшей степени подготовленным человеком и определял поле притяжения к себе во всем социуме. Инерция жертвенности во благо образования, как отмечает В.А. Сластенин, свойственная менталитету российского учительства, кажется, исчерпала себя. Доминирует отношение к учительству как к низкостатусной социальной группе, что сказывается на слабой мотивации к воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
Классный руководитель является ключевой фигурой воспитательного процесса. От уровня его профессионализма, духовности и нравственности зависит успех воспитательной работы всей отечественной системы общего образования. Механизм поддержки и повышения социального статуса классного руководителя должен предусматривать не только улучшение материального положения педагогов, но и системное повышение их профессионализма, соответствующего запросам реальной жизни.
В современных научных исследованиях накоплена значительная совокупность знаний, необходимых для осознания сущности профессионального статуса педагога.
Новое понимание задач школы заставляет шире использовать научный потенциал знаний о классном руководстве.
В педагогической науке актуальность изучения классного руководства как феномена сохраняется уже более столетия. Определены приоритетные направления деятельности классного руководителя в следующих исследованиях:
§ целостная теория классного руководства (Ф.А. Бобков, О.С. Богданов, И.С. Марьянко);
§ место и роль классного руководителя в воспитательной системе школы и класса (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиверстова, Е.Н. Степанов и др.);
§ вариативность классного руководства, должностной статус и сущностные характеристики классного руководителя (Л.В. Байбородова, Л.И. Маленкова, М.И. Рожков, Т.А. Стефановская и др.);
§ теория и методика педагогической поддержки в аспекте воспитательной деятельности классного руководителя в гуманистической парадигме образования (О.С. Газман, А.В. Иванов, Н.Н. Михайлова и др.);
§ вопросы истории становления института классных руководителей (Н.К. Гончаров и др.);
§ роль классного руководителя в формировании и развитии ученического коллектива (Н.П. Аникеева, Г.В. Винникова, Д.А. Измайлова, И.П. Иванов, Л.А. Каримова, Т.Е. Конникова, К.И. Мельникова, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, С.Д. Поляков и др.);
§ место деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы (В.В. Андреева);
§ роль классного руководителя в развитии личности школьников (Н.Е. Щуркова и др.);
§ организация классным руководителем процесса учения школьников (М.И. Гаврилова, В.Н. Зайченко и др.);
§ планирование и поиск эффективных форм работы с классом (Н.И. Болдырев, В.Р. Ясницкая и др.).
Особое место занимают исследования, связанные с изучением личности педагога-воспитателя, профессионального развития классного руководителя (А.С. Белых, А.В. Григорьева, Ж.И. Мицкевич, В.Г. Павленко, В.В. Полетаев, А.И. Тесля); определением профессионально значимых качеств классного руководителя (М.Р. Битянова, Н.И. Болдырев, Н.И. Полгородник, В.А. Сластенин и др.), социально-психологических аспектов его деятельности (Р.Л. Кричевский, В.А. Лебедева и др.).
В отечественной литературе по философии образования (Б.С. Гершунский, Э.Д. Днепров, В.Д. Шадриков и пр.) подчеркивается динамичность социального контекста и невозможность в связи с этим определения единых универсальных констант для воспитательного процесса в школе.
В педагогической науке разработана теория профессионально-педагогической деятельности (А.И. Мищенко, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, А.И. Щербаков и др.), наиболее концентрированное выражение получившая в педагогической праксиологии. Педагогическая праксиология, выступающая в качестве общей теории педагогической деятельности (И.А. Колесникова, Е.В. Титова и др.), изучает общие принципы и пути повышения эффективности профессиональных действий, закономерности и условия целесообразного и рационального построения деятельности педагога.
Философские и психолого-педагогические аспекты понятий «успех», «личностные достижения» разрабатывались как отечественными (К.А. Абдульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, Е.И. Казакова, А.Н. Леонтьев, А.Н. Майоров, С.Л. Рубинштейн и др.), так и зарубежными (Р. Бернс, К. Левин, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) учеными.
Профессионализм и профессионально-педагогическая компетентность педагога исследуются в трудах В.И. Андреева, М.А. Валеевой, Б.С. Гершунского, В.А. Горского, Т.В. Ильиной, И.В. Калиш, М.Б. Коваль, С.В. Сальцевой, В.А. Сластенина, А.Б. Фоминой, В.Д. Шадрикова, А.И. Щетинской и др. Проблема становления личностных достижений педагогов раскрыта в работах ученых и педагогов-практиков: В.А. Березина, Е.Б. Евладова, А.В. Золотарева, Л.Г. Логинова и др.
Существенный вклад в осмысление сущности личностных достижений внесли исследования Х. Хекхаузена (феномен мотивации достижений в деятельности), У. Глассера (актуализация ситуации успеха), А.К. Марковой, А.Б. Орлова (мотивация личностных достижений в образовательном процессе).
Требования, предъявляемые к классному руководителю, диктуются уровнем развития современного общества, педагогической наукой и практикой. В связи с этим важным является пересмотр существующих подходов к профессиональной подготовке и повышению статуса классного руководителя.
Определяя сущность социального и профессионального статуса классного руководителя, мы придерживаемся системного, личностно-деятельностного, компетентностного подходов.
Под социальным статусом классного руководителя нами рассматриваются его положение по отношению ко всем субъектам образовательного процесса, место и роль в системе межличностных отношений, определяющие его права, обязанности и привилегии. Социальный статус классного руководителя определяется по признаку его отношения к сфере профессиональной деятельности.
Под профессиональным статусом мы понимаем положение классного руководителя в системе профессионально-педагогических отношений, характеризующее его квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения задач классного руководства, мотивационную сферу и ценностные ориентации, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью.