Раздел IV. Методический блок
Тема 14.Исследовательская деятельность классного руководителя.
14.1. Сущность, цель, задачи методического исследования.
14.2. Научно-методическое исследование.
14.3. Практическое применение и распространение результатов исследования.
Тема 15.Практическое применение и распространение результатов исследования. Исследовательско-продуктивная деятельность.
Тема 16.Педагогическое проектирование и планирование деятельности классного руководителя.
16.1. Основные функции проектирования: аналитическая, прогнозирующая, конструктивная.
16.2. Принципы планирования. Виды и типы программ воспитания.
Тема 17.Организация и планирование методического сопровождения деятельности классного руководителя.
17.1. Система работы классного руководителя в современных условиях. Цель и задачи деятельности классного руководителя.
17.2. Функции классного руководителя. Критерии оценки осуществления функций классного руководителя. Классный руководитель в малокомплектной сельской школе.
17.3. Планирование и диагностика воспитательного процесса.
Тема 18.Включение родителей учащихся в различные направления деятельности школы.
Тема 19.Аналитическая деятельность классного руководителя.
19.1. Содержание аналитической деятельности классного руководителя.
19.2. Самооценка и самоанализ.
19.3. Вариативность анализа образовательно-досуговых мероприятий.
Тема 20.Выставка разработок методической продукции по результатам обучения + пресс-час.
Тема 21.Выставка-консультация «Классный руководитель: личность и профессионал. Портфолио классного руководителя».
Тема 22. ИКТ в работе классного руководителя «Мой интеллектуальный блог». Навыки информационного поиска. Презентация опыта деятельности классного руководителя по материалам методических изданий и сети Интернет.
III. Результативно-оценочный этап
На данном этапе происходит оценка эффективности и результативности процесса повышения профессионального мастерства классных руководителей в соответствии с разработанными критериями и показателями. Используются те же методики, что и на организационном этапе.
На уровне РМО эффективность работы будет представлена:
- выстроенной (действующей) системой повышения профессионального мастерства классных руководителей сообразно современным требованиям;
- организованной муниципальной системой кадровой, информационной, научно-методической поддержки деятельности образовательных учреждений по вопросам классного руководства;
- разработанным (созданным) банком данных лучших педагогических практик классных руководителей образовательных учреждений области, в приоритете работы которых – национальный воспитательный идеал.
На уровне классных руководителей качественными показателями являются:
- система работы классного руководителя с детским коллективом, выстроенная в соответствии с новыми подходами и принципами, на основе осознанной и профессиональной трактовки нового стандарта (уровень личностного развития обучающегося, ценностные ориентации, уровень общей культуры и поведения, гражданская зрелость, личная успешность);
- наличие высокой мотивации классного руководителя на самообразование, совершенствование педагогической деятельности, участие в профессиональных конкурсах;
- наличие наград, поощрений и званий;
- уровень профессионального мастерства классного руководителя (личностные качества, профессиональная компетентность, педагогические способности) в соответствии с требованиями инновационного социально ориентированного развития общества, выдвинутыми в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (таблица 2).
Таблица 2
Критерии профессионального мастерства
Классного руководителя
1. | Обеспечение жизни и здоровья учащихся |
1.1 | Классный руководитель подробно осведомлен о посещении школы учащимися класса, о причинах пропусков (по уважительной и неуважительной причине). |
1.2 | Классный руководитель хорошо информирован о состоянии здоровья учащихся класса (заболевания, ограничения по здоровью), обладает официальными документами, полученными от родителей и подтверждающими заболевания учащихся. Классный руководитель систематически работает с листком здоровья в классном журнале. |
1.3 | Разработан и реализуется согласованный с врачом и родителями комплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечению учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью. Комплекс мер предполагает дифференциацию работы по состоянию здоровья учащихся, привлечение родителей в качестве организаторов мероприятий. |
1.4 | Доля учащихся, охваченных горячим питанием, составляет свыше 70% от общей численности учащихся в классе. |
1.5 | Систематически проводятся инструктажи по технике безопасности (вводный, целевые, повторные), ведётся классный журнал по ТБ класса. Классный руководитель своевременно оформляет документацию по ТБ при организации экскурсий, походов, своевременно информирует администрацию школы о своей деятельности. |
2. | Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями |
2.1 | Классный руководитель хорошо информирован о межличностных взаимоотношениях в классе (лидеры, аутсайдеры, предпочитаемые, микрогруппы), строит свою работу на основе диагностики межличностных отношений. |
2.2 | Классный руководитель хорошо информирован о характере взаимоотношений учащихся класса. Классный руководитель периодически осуществляет сбор информации о характере взаимоотношений и регулирует возникающие противоречия. |
2.3 | Определены точные цели оптимизации психологического климата в классе. Выявлены учащиеся, имеющие проблемы в сфере межличностных отношений. Классный руководитель тесно сотрудничает с психолого-педагогической службой школы (социальными педагогами, психологами) по выявлению и решению проблем учащихся. |
3. | Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования |
3.1 | Классный руководитель детально представляет особенности содержания образования, предусмотренные учебным планом, обладает подробными сведениями о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе. Разработан и реализуется комплекс мер по координации деятельности учителей-предметников, работающих в классе, и родителей. Составлен прогноз успеваемости. |
3.2 | Разработан и реализуется комплекс мер по мониторингу успеваемости учащихся класса, согласованный с администрацией, родительским комитетом класса. |
3.3 | Классный руководитель содействует разработке и реализации индивидуальных траекторий образования учащихся. |
3.4 | Разработан и реализуется комплекс мероприятий по формированию у учащихся общеучебных умений, культуры умственных действий, обучению научной организации труда, в работу включены учителя-предметники и родители. |
4. | Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся |
4.1 | Разработан годовой цикл мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, социальной и правовой компетентности учащихся. |
4.2 | Разработка и осуществление комплекса социальных практик и общественно полезной деятельности по воспитанию патриотизма и гражданственности, социальной и правовой компетентности учащихся. |
4.3 | Организация самоуправления обеспечивает формирование опыта гражданского поведения (ответственного, социально активного, законопослушного поведения учащихся). Самоуправление выстроено на основе принципов демократии, гласности, плюрализма. Самоуправление строится на основе периодически уточняемого договора между учащимися и педагогом. Определен возможный уровень общественной самоорганизации, разработан и реализуется поэтапный план развития самоуправления. |
5. | Определение целей и разработка плана работы с классом |
5.1 | Имеется характеристика класса, позволяющая определить перспективы воспитания учащихся, основные проблемы в становлении школьников. |
5.2 | Цели воспитания учащихся класса поставлены четко и диагностично, адекватны возрастным особенностям, социальной специфике контингента, согласованы с планом воспитательной работы школы. |
5.3 | Разработана и реализуется программа работы с классом (цели, системообразующая деятельность, направления, этапы, мероприятия), согласована с родительским комитетом, администрацией школы. |
5.4 | Классный руководитель регулярно ведет наблюдения и отчетную документацию, отмечает наиболее существенные события в жизни класса, проведенные мероприятия. Анализ осуществляется самостоятельно и регулярно. |
5.5 | Классным руководителем разработан и реализуется мониторинг эффективности собственной деятельности. |
5.6 | В соответствии с профильной системообразующей деятельностью класса организуется участие учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и всероссийского уровней. |
6. | Определение зон риска для учащихся класса. Планирование профилактической деятельности |
6.1 | Определен список учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальных нарушителей дисциплины. Разработан и согласован с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом комплекс профилактических мер. |
6.2 | К профилактическим мероприятиям привлечен широкий круг участников, используются возможности различных организаций. |
В целях изучения регионального опыта деятельности методических объединений классных руководителей, поиска эффективных механизмов и оптимальных моделей повышения социального и профессионального статуса классного руководителя министерством образования Оренбургской области, Центром поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя ООДТДМ им. В.П. Поляничко в 2011 г. проведен областной конкурс районных (городских) инновационных моделей повышения социального и профессионального статуса классного руководителя.
Решением жюри победителем областного конкурса инновационных моделей повышения социального и профессионального статуса классных руководителей признана «Инновационная модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя в образовательном пространстве г. Орска».
Инновационная модель повышения
социального и профессионального статуса
классного руководителя
в образовательном пространстве г. Орска
Руководитель – Е.Н. Абузярова, к.п.н., начальник отдела воспитания и дополнительного образования управления образования администрации г. Орска, (3537) 25-55-36.
Научный консультант –Н.Г. Полянских, к.п.н., доцент кафедры педагогики Орского гуманитарно-технологического института (филиал ГОУ ВПО ОГУ).
Разработчик проекта – С.Г. Садчикова, методист высшей квалификационной категории научно-методического центра управления образования администрации г. Орска, (3537)21-37-37, E-mail: [email protected]