Указ Президента Российской Федерации о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.
Национальная стратегия предусматривает реализацию следующих основных направлений: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия. Необходимо иметь в виду, что не только взрослые, но и дети – участники реализации Национальной стратегии.
С 2007 года на базе ООДТДМ им. В.П. Поляничко действует Центр поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя. Помощь классному руководителю в его деятельности, методическая поддержка – одна из основных задач Центра.
В этих целях Центром разработан комплект программно-методических материалов «Классный руководитель ХХI века», в который входят опыт работы лучших классных руководителей области, информационно-справочные материалы для мониторинга деятельности классных руководителей, диагностики воспитательного процесса и др.
Опыт работы классных руководителей представлен на портале ООДТДМ интернет-сайтом «Классный руководитель ХХI века» (www.orenklass.narod.ru),в областной газете «Классная работа»; сборнике материалов ежегодно проводимой ООДТДМ международной интернет-конференции «Образование: вчера, сегодня, завтра»; журнале «Внешкольник Оренбуржья» и приложении к журналу «Библиотека «Внешкольника Оренбуржья».
Заслуживает внимания педагогический опыт, представленный на областной конкурс «Классный руководитель ХХI века» ОУ г. Орска и опубликованный в данном издании. В нем нашли отражение реорганизация системы повышения квалификации классных руководителей на принципах сетевой организации и маркетинга распространения передовых образовательных практик, совершенствования существующей разветвленной инфраструктуры методических служб в форме творческих площадок, лабораторий перспективного опыта, педагогических мастерских на базе инновационных образовательных учреждений.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования в Оренбургской области (письмо министерства образования Оренбургской области от 20.09.2010 г.) призваны помочь руководителям районных методических объединений выстроить систему работы с классными руководителями в соответствии с современными требованиями, обозначить стратегию движения к новому уровню профессиональной компетентности педагогов.
В связи с введением в систему начального общего образования федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения актуальным является вопрос совершенствования подготовки классных руководителей к реализации воспитательной функции в образовательном процессе.
Разработанная коллективом авторов программа повышения профессионального мастерства классных руководителей отражает последовательное содействие педагогам в формировании их профессиональной компетентности в области классного руководства. Критерии и показатели профессионального мастерства классных руководителей обозначают требования к уровню профессиональной квалификации педагога, осуществляющего классное руководство в современных условиях.
В тематическом плане указаны основные вопросы, знание которых необходимо для осуществления функций классным руководителем. Сделан акцент на современные требования к проектированию и планированию деятельности классного руководителя, составляющие ядро его профессиональной деятельности, представлены современные воспитательные технологии, используемые в работе классным руководителем.
Деятельность классного руководителя в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования определила целесообразность введения в содержание методических рекомендацийвопросов формирования культуры здорового образа жизни учащихся, психолого-педагогического сопровождения развития личности и духовно-нравственного воспитания учащихся, взаимодействия классного руководителя с различными социальными институтами.
Методическое объединение классных руководителей в школе создается на основе нормативно-правового локального акта. Деятельность ШМО может быть построена только с учетом выполнения следующих функций:
1. Научно-методическая.
2. Организационно-координирующая.
3. Планирование и анализ.
4. Инновационная.
Организационно-координирующую функцию МО классных руководителей осуществляет через:
- разработку электронного варианта классного проекта;
- карту реализации классных проектов;
- разработку критериев оценки проектов;
- образовательно-воспитательный результат классного проекта.
Одним из основных рабочих документов классного руководителя является классный проект, его продукционный результат может быть представлен в виде открытого мероприятия, коллекции, альбома, акции, и формы проектов по содержанию и оформлению достаточно многообразны.
Функции планирования и анализапредставляют свои особенности и интересные формы:
- планирование с помощью организационно-деятельностной игры;
- экспертиза воспитательного пространства школы;
- самоанализ компонентов воспитательной деятельности;
- самоанализ работы классного руководителя согласно должностным обязанностям.
Инновационная функцияможет быть представлена следующими формами:
- использование информационных технологий, введение ФГОС как системной инновации в воспитательном процессе;
- применение технологии «открытое пространство»;
- социальное проектирование;
- собственная издательская деятельность.
Социальное проектирование прочно вошло в нашу жизнь, например школьный конкурс проектов «К школе с любовью». В реализации областного проекта «Сиреневый город» участвовали дети, родители, руководители города, области.
Тема проекта может быть любой, но суть его (т.е. проекта) во всех случаях одна – реализация проекта направлена на решение проблем школы и ближайшего социума.
Свобода выбора темы классного проекта, вариативность направлений, соревновательный аспект – все это освобождает классного руководителя от жесткого контроля и дает поле для творческой деятельности. А творчество – одно из слагаемых успеха.
Образовательное учреждение может самостоятельно разработать подходящую для него организационно-управленческую модель документального и научно-правового сопровождения воспитательного процесса. Наличие сопровождающей внутриучрежденческой документации по вопросам воспитания выступает одним из важнейших критериев оценки высокого профессионализма административно-управленческого звена образовательного учреждения, является условием целенаправленного развития воспитательной системы образовательного учреждения.
Основываясь на анализе опыта образовательных учреждений региона, предлагаем следующие научно-методические материалы для использования в работе классного руководителя.