Организации и проведения конкурсных вступительных испытаний
МЕТОДИКА
Организации и проведения конкурсных вступительных испытаний
Кандидатов из числа несовершеннолетних граждан мужского пола,
Поступающих в суворовские военные, президентские кадетские,
Нахимовское военно-морское, Московское военно-музыкальное училища
И кадетские корпуса Министерства обороны Российской Федерации
1. Настоящая методика определяет организацию и порядок проведения конкурсных вступительных испытаний кандидатов из числа несовершеннолетних граждан мужского пола, поступающих в суворовские военные, президентские кадетские, Нахимовское военно-морское, Московское военно-музыкальное училища и кадетские корпуса Министерства обороны Российской Федерации (далее – училища).
2. При проведении конкурсных вступительных испытаний приемная комиссия обеспечивает соблюдение прав граждан в области образования, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы, объективность оценки способностей и склонностей поступающих.
3. В ходе конкурсных вступительных испытаний определяются:
- способность кандидата к обучению по общеобразовательным программам, обеспечивающим дополнительную профильную подготовку (предметное собеседование по русскому языку, математике и иностранному языку);
- уровень психологической готовности к обучению в училище (заключение о психологической готовности к обучению).
4. Определение уровня психологической готовности к обучению осуществляется с помощью вступительных тестов, утвержденных руководителем Департамента образования Минобороны России.
5. В ходе тестирования определяются уровень развития адаптационных способностей к условиям обучения в училище и нервно-психической устойчивости кандидатов.
6. На основании результатов тестирования готовится итоговое заключение о психологической готовности к обучению (рекомендуется или не рекомендуется), которое заносится в лист конкурсных вступительных испытаний (приложение №1).
7. Конкурсные вступительные испытания по общеобразовательной подготовке кандидатов, поступающих в училища (за исключением Московского военно-музыкального училища), проводятся методом собеседования по русскому языку, математике и иностранному языку (далее – собеседование), с учетом ряда качественных показателей, характеризующих освоение ими общеобразовательных программ за соответствующую ступень (класс) обучения.
8. Кандидаты прибывают на собеседование в составе групп численностью не более 30 человек, имея при себе листы конкурсных вступительных испытаний (Приложение № 1) и письменные принадлежности.
9. Лист конкурсных вступительных испытаний выдается каждому кандидату приемной комиссией.
10. Конкурсные вступительные испытания проводятся в специально выделенном и оборудованном помещении (помещениях).
11. В помещение, где проводятся конкурсные вступительные испытания, допускаются только кандидаты, члены приемной комиссии, а также представители центральной приемной комиссии, прибывшие для контроля соблюдения правил приема кандидатов в училища.
12. При входе в помещение, где проводятся конкурсные вступительные испытания, кандидат предъявляет ответственному члену предметной комиссии документы, подтверждающие его личность (паспорт, свидетельство о рождении или другие документы установленного образца).
13. После проверки личности и регистрации, кандидату выдается лист(ы) опроса (Приложение № 2), который должен иметь оттиск штампа соответствующего училища.
14. Для проведения собеседования Департаментом образования Минобороны России разрабатываются и утверждаются карточки-задания, имеющие порядковый номер.
15. Карточка-задание содержит по одному вопросу обобщающего характера по ключевым темам курса русского языка, математики и иностранного языка, изученным в соответствии с учебной программой (классом) и 3 небольших практических вопроса-задания по каждому предмету (слова и предложения для разбора, тексты для чтения, примеры и задачи по математике, знание основных формул, доказательств теорем и др.).
16. Порядок получения кандидатом карточек-заданий устанавливается приемной комиссией.
17. В листе опроса кандидат записывает ответы на вопросы карточек-заданий.
18. Время на подготовку ответов на вопросы карточек-заданий составляет не более 40 минут.
19. В процессе собеседования членами комиссии ведется лист собеседования (Приложение № 3), в который заносятся все вопросы и характеристика ответов кандидата на поступление.
20. Собеседование проводится индивидуально с каждым кандидатом, с соблюдением максимального такта и внимательного отношения к кандидату.
21. В процессе собеседования для уточнения уровня овладения материалом, членами комиссии могут быть заданы дополнительные вопросы по сути задания.
22. Члены комиссии, проводящие собеседование, должны убедиться в том, что заданный вопрос понятен кандидату.
23. Все заданные дополнительные вопросы должны быть вписаны в лист собеседования во время ответа.
24. По завершении ответа кандидата карточки-задания и лист опроса сдается приемной комиссии.
25. Правильность ответа кандидата на вопросы собеседования оценивается членами приемной комиссии по десятибалльной шкале.
26. При выставлении баллов члены предметной комиссии руководствуются следующими критериями:
1-3 балла – отсутствие знаний или фрагментарные знания по вопросу собеседования;
4-5 баллов – достаточный объем знаний по вопросу собеседования, умение ориентироваться в базовых понятиях;
6 баллов – достаточно полные и систематизированные знания по вопросу собеседования, умение ориентироваться в базовых понятиях;
7 баллов – глубокие и полные знания по всем аспектам вопроса собеседования, умение ориентироваться в базовых понятиях, делать логически правильные выводы;
8 баллов – систематизированные, глубокие и полные знания по всем аспектам вопроса собеседования, умение ориентироваться в базовых понятиях и делать обоснованные выводы;
9-10 баллов – систематизированные, глубокие и полные знания по всем аспектам вопроса собеседования, умение ориентироваться в базовых понятиях, способность обосновывать решения в нестандартных ситуациях.
27. Баллы по каждому вопросу суммируются и выводится средний балл по каждому предмету собеседования – русскому языку, математике, иностранному языку. Сумма средних баллов составляет итоговую отметку кандидата за собеседование по общеобразовательной подготовке.
28. Кандидаты, поступающие во все училища, за исключением президентских кадетских училищ, с итоговой отметкой менее 15 баллов, считаются не прошедшими собеседование по общеобразовательной подготовке.
Л И С Т
А. Результаты собеседования
Наименование учебного предмета | Дата проведения собеседования | Баллы за задания | Общая отметка (средний балл по каждому предмету) | Подпись преподавателя, проводившего собеседование | Итоговая отметка по собеседованию (сумма средних баллов за три предмета) | Подпись члена комиссии | |||
Задание № 1 | Задание № 2 | Задание № 3 | Задание № 4 | ||||||
Математика | |||||||||
Русский язык | |||||||||
Иностранный язык |
С результатами собеседования ознакомлен ______________________
(личная подпись кандидата)
Б. Результаты по общеобразовательной подготовке
Итоговая отметка по собеседованию (сумма средних баллов за три предмета) | Повышающие показатели | Единая балльная оценка за общеобразовательную подготовку | Подпись секретаря приемной комиссии | |
Средний балл документа об образовании (успеваемости) | Участие в олимпиадах (конкурсах) | |||
В. Результаты определения физической подготовленности
______________________________________________________________________________________________________________________________________
(«зачет» или «незачет» с указанием годовой отметки по физической культуре, выставленной общеобразовательным учреждением)
Г. Результаты определения психологической готовности к обучению______________________________________________________________________________________________________________________________________
(«рекомендуется» или « не рекомендуется» для включения в конкурсные списки)
Л И С Т О П Р О С А
Фамилия ________________________________________
Имя ____________ Отчество _______________________
Группа № _____
Дата проведения собеседования __________________
Карточка-задание (русский язык, математика) № _____
Карточка-задание (иностранный язык) № _____
Русский язык
1. Теоретический вопрос
_________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(комментарии, замечания и краткие выводы преподавателя, проводившего собеседование)
2. Практическое задание № 1
_________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(комментарии, замечания и краткие выводы преподавателя, проводившего собеседование)
3. Практическое задание № 2
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(комментарии, замечания и краткие выводы преподавателя, проводившего собеседование)
4. Практическое задание № 3
_________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(комментарии, замечания и краткие выводы преподавателя, проводившего собеседование)
Математика
1. Теоретический вопрос
_________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(комментарии, замечания и краткие выводы преподавателя, проводившего собеседование)
2. Практическое задание № 1
_________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(комментарии, замечания и краткие выводы преподавателя, проводившего собеседование)
3. Практическое задание № 2
_________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(комментарии, замечания и краткие выводы преподавателя, проводившего собеседование)
4. Практическое задание № 3
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(комментарии, замечания и краткие выводы преподавателя, проводившего собеседование)
Карточка-задание № _____
Иностранный язык
1. Теоретический вопрос
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(комментарии, замечания и краткие выводы преподавателя, проводившего собеседование)
2. Практическое задание № 1
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(комментарии, замечания и краткие выводы преподавателя, проводившего собеседование)
3. Практическое задание № 2
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(комментарии, замечания и краткие выводы преподавателя, проводившего собеседование)
4. Практическое задание № 3
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(комментарии, замечания и краткие выводы преподавателя, проводившего собеседование)
Дополнительные вопросы
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Старший предметной комиссии_________________________________
(подпись, инициалы, фамилия)
Члены предметной комиссии____________________________________
(подпись, инициалы, фамилия)
____________________________________
(подпись, инициалы, фамилия)
____________________________________
(подпись, инициалы, фамилия)
МЕТОДИКА
организации и проведения конкурсных вступительных испытаний