Выявление и систематизация подходов к решению.
Цель: выбрать методы исследования. Учащимся младших классов доступны следующие методы исследования:
oПодумать самостоятельно,
oПрочитать книги на эту тему,
oПосмотреть видео фильмы на эту тему,
oНайти информацию в Интернете (совместно со взрослыми)
oСпросить у других (беседа)
oПонаблюдать,
oПровести эксперимент.
В нашем случае:
Основным методом будет метод наблюдения; также применяются – чтение литературы на заданную тему, беседа, поиск информации посредством сети Интернет, размышление.
6.Определение последовательности проведения исследования (план).
Для того, чтобы составить план исследования, ребёнок должен знать ответ на вопрос «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» В плане определяются методы, способы, приёмы исследования. (Образец: Приложение 2).
7.Сбор и обработка информации.
Цель: зафиксировать полученные знания.
Записи наблюдений должны делаться в специальных журналах наблюдений или в дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель не надеялся на свою память. (Образец: Приложение 3).
Анализ и обобщение полученных материалов.
Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы. В силу юного возраста рекомендуется предоставлять детям готовый план для обобщения полученных знаний и проведенной работы, уточнив при этом, что они по собственному усмотрению могут внести 1-2 пункта дополнительно для подробного описания своих наблюдений. (Образец: Приложение 4).
Примечание: для ребёнка анализ и обобщение полученных данных очень сложная задача. Но именно это развивает мышление и творческие способности младших школьников. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть чёткими и понятными даже не специалисту. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.
9.Подготовка отчета.
Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
Защита.
Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
Защита – один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Оценивание работ. Обсуждение итогов завершенной работы.
В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, ответы на вопросы. Время представления проекта не более 5-7 минут. Кроме того, отмечаются работы по номинациям: за самое интересное наблюдение, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т. д. Презентация работ должна стать праздником для учащихся, на котором дети получают оценку своего труда.
Таким образом, не зависимо от того, какой предмет и методы исследования выберет педагог, сам процесс такого обучения создаст в образовательной среде атмосферу увлеченности учением, доставляя учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечит развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.
В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже – как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Литература
1.Всероссийский образовательный сайт «Портал педагога».
2.Интернетпортал: Исследование.ru.
3. Infourok.ru - материалы для учителей.
4.И.А.Рублёва, М.М.Тулейкина. /Место и роль исследовательской деятельности как компонента в структуре педагогической деятельности, //Электронный научный журнал «Совремменные проблемы науки и образования», №6, 2013г.
5.Краевская М. В. /Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания школьников //Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 120-122.
6.life-school.ucoz.ru›: ФГОС Внеурочная деятельность.
7.Metod-kopilka.ru .
8.О.М.Сидорова. /Исследовательская деятельность школьника, 2016г. //Социальная сеть работников образования: nsportal.ru.
9.ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ».
10.http: Социальная сеть работников образования: nsportal.ru.