Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи
Челябинск, 2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Направление: 44.04.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: магистратура
Магистерская программа:
Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи
Челябинск 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………..5
2. Содержание дисциплины………………………………………………………6
3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………10
4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине……………………..11
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины………16
6. Перечень информационных технологий………………………………………..17
7. Описание материально – технической базы…………………………………….17
8. Иные сведения и материалы……………………………………………………...17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Дисциплина «Сравнительная специальная педагогика» разработана в соответствии с ОПОП 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование» для магистрантов факультета иклюзивного и коррекционного образования, обучающихся по магистерской программе «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи». Данная дисциплина относится к базовым дисциплинам, изучается на очной форме обучения на 2 курсе в 3 семестре и заканчивается экзаменом. Трудоемкость дисциплины в зачетных единицах составляет 3 з.е. (108ч). Из них 22 часа аудиторной нагрузки (8 часов лекционных и 14 семинарских занятий) и 50 часов самостоятельной работы студентов. На промежуточный контроль в форме экзамена отводится 36 часов.
На заочной форме обучения имеет трудоемкость 2 з.е. (72 часа). Из них 14 часов – аудиторная нагрузка (4 часа – лекционные занятия, 10 часов – практических занятий), 49 часов отводится для самостоятельной работы студентов. На промежуточный контроль в форме экзамена отводится 9 часов.
1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в других дисциплинах образовательной программы.
Данный курс связан с усвоенными ранее такими дисциплинами как «История педагогики», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «История и философия специальной педагогики и психологии», «Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность».
Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ специальной педагогики и психологии, основных закономерностей развития ребенка в норме и с ОВЗ, представления о структуре дефекта и особенностях психического развития детей с ООП; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов развития специальной педагогики. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.
1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
Учебная дисциплина «Сравнительная специальная педагогика» направлена на формирование аналитических компетенций магистрантов. Этому способствует изучение в сопоставительном плане состояния, закономерностей и тенденций развития педагогической теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями развития в различных странах, а также соотношения как всеобщих тенденций, так и национальной специфики. В ходе изучения дисциплины студенты выявляют позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, приобщаются к ценностям, которые лежат вне узко понимаемых социальных и национальных интересов. Данная дисциплина является основой для формирования открытого педагогического мышления, когда осваивается все целесообразное, что накоплено в педагогике отдельных стран, и выявляются перспективы развития отечественной системы специального образования.
Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Современные проблемы логопедии как науки», прохождения практики и написания магистерской диссертации.
1.4. Цель изучения дисциплины:
Цель изучения дисциплины: формирование у магистрантов готовности к анализу и сопоставлению достижений российской и мировой практики специального образования и самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий.
Задачи изучения дисциплины:
1.формирование у магистрантов теоретических подходов прогностического характера на основе сопоставления педагогических идей и практик.
2.формирование способности изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний;
3.формирование знаний и умений по организации инклюзивного образования и проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ
Реализация поставленной цели предполагает формирование у магистрантов следующих компетенций, предусмотренных ФГОС специального (дефектологического) образования:
ОПК-3: готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования
ПК-2 -способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ
ПК-8: готовность к консультированию педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ
ПК-9: способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
Знать | Уметь | Владеть | ||
1. | ОПК-3: готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования | З.1: российские и международные периодические издания по ССП | У.1: получать, анализировать и сравнивать полученную информацию | В.1: владеть методами анализа и сравнения полученной информации |
2. | ПК-2: способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ | З.2: нормативные документы организации инклюзивного образования в РФ и в странах мира. | У.2: уметь сравнивать практику инклюзивного образования в РФ и в странах мира | В2: алгоритмом проектирования индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ |
ПК-8: готовность к консультированию педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ | З.3. - особенности организации инклюзивного образования | У.3- осуществлять консультативную помощь педагогам образовательных организаций | В.3 навыками консультирования | |
2. | ПК-9: способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний | З.4: -достижения отечественной и зарубежной науки по проблемам специальной педагогики и психологии. | У.4: -проводить анализ условий и факторов специального образовательного процесса с целью его оптимизации; | В.4: - методами анализа достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
2.1.Разделы дисциплины, виды учебной деятельности на очной форме обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
Раздел 1. Место сравнительной специальной педагогики в системе научного знания. | ||||||
1.1. Теоретические основы сравнительной специальной педагогики | ||||||
Раздел 2. Сравнительная специальная педагогика: этапы развития. | ||||||
2.1. Соотношение как всеобщих тенденций, так и национальной специфики развития специальной педагогики. | ||||||
Раздел 3. Развитие специального образования в современном мире. | ||||||
3.1.Реформирование национальных систем образования различных стран мира | ||||||
... | ||||||
Контроль | ||||||
ВСЕГО |
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности на заочной форме обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
Раздел 1. Место сравнительной специальной педагогики в системе научного знания. | ||||||
1.1. Теоретические основы сравнительной специальной педагогики | ||||||
Раздел 2. Сравнительная специальная педагогика: этапы развития. | ||||||
2.1. Соотношение как всеобщих тенденций, так и национальной специфики развития специальной педагогики. | ||||||
Раздел 3. Развитие специального образования в современном мире. | ||||||
3.1.Реформирование национальных систем образования различных стран мира | ||||||
... | ||||||
контроль | ||||||
всего |
2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Раздел 1. Место сравнительной специальной педагогики в системе научного знания. | ||||||
Требования к результатам освоения раздела: ОПК-3: готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования З.1, У.1, В.1 | ||||||
Содержание раздела 1. Объект, предмет и задачи сравнительной специальной педагогики. Основные понятия курса. Связь сравнительной специальной педагогики с другими отраслями научного знания. Методы сравнительно-педагогических исследований. | ||||||
План лекций | План семинарских занятий | |||||
Лекция 1. Тема 1.1. Теоретические основы сравнительной специальной педагогики (2) План: 1.Объект, предмет и задачи сравнительной специальной педагогики. 2.Основные понятия курса. 3.Связь сравнительной специальной педагогики с другими отраслями научного знания. 4.Методы сравнительно-педагогических исследований. Список литературы: [1] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Сравнительная специальная педагогика как наука». | Практическое занятие 1. Тема 1.1. Теоретические основы сравнительной специальной педагогики (2) Форма проведения: выполнение творческого задания Изучаемые вопросы: 1.Методы сравнительно-педагогических исследований. Список литературы: [1] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Сравнительная специальная педагогика как наука». | |||||
Самостоятельная работа | ||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |||||
1. Контрольная работа «Этапы ЭО государства и общества к людям с отклонениями в развитии» (10б) | 1.Обзор материалов сайтов. (3б) 2.Обзор российских и международных изданий по ССП (5б) | |||||
Паспорт оценочных средств по разделу | ||||||
ОПК-3: готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования | Наименование оценочного средства | |||||
З.1: знать российские и международные периодические издания по ССП У.1: уметь получать, анализировать и сравнивать полученную информацию В.1: владеть методами и технологиями исследования | 1.Контрольная работа «Этапы ЭО государства и общества к людям с отклонениями в развитии» | |||||
Раздел 2. Сравнительная специальная педагогика: этапы развития. | ||||||
Требования к результатам освоения раздела: ПК-9: способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний З.4,У.4, В.4 | ||||||
Содержание раздела 2. Состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями развития в различных странах. Особенности отечественной истории развития специальной педагогики. Задачи специальной педагогики на современном этапе развития ССО. Сравнительный анализ истории становления ССО в странах мира и России. Сравнительный анализ масштабов и структуры ССО в странах мира и России. Сравнительный анализ управления и финансирования ССС в странах мира и России. Сравнительный анализ системы направления и отбора в специальные образовательные учреждения. Сравнительный анализ проблемы взаимодействия специального образования с массовым. | ||||||
План лекций | План семинарских занятий | |||||
Лекция 2 2.1. Соотношение как всеобщих тенденций, так и национальной специфики развития специальной педагогики. (2) План: 1.Состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями развития в различных странах 2.Особенности отечественной истории развития специальной педагогики. 3. Общие и специфические особенности становления педагогической помощи людям с отклонениями в развитии. 4. Задачи специальной педагогики на современном этапе развития ССО. Список литературы: [1, 2,3] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Сравнительная специальная педагогика как наука». | Практическое занятие 2 2.1. Соотношение как всеобщих тенденций, так и национальной специфики развития специальной педагогики (4) Форма проведения: выполнение творческого задания: таблица «Сравнительный анализ специального образования в различных странах мира и России:». Изучаемые вопросы: 1.Сравнительный анализ истории становления ССО в странах мира и России. 2. Сравнительный анализ масштабов и структуры ССО в странах мира и России. 3. Сравнительный анализ управления и финансирования ССО в странах мира и России. 4. Сравнительный анализ системы направления и отбора в специальные образовательные учреждения. 5. Сравнительный анализ проблемы взаимодействия специального образования с массовым. Список литературы: [1,2,3,11,12] | |||||
Самостоятельная работа | ||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |||||
1. Контрольная работа «Общие и специфические особенности становления педагогической помощи людям с отклонениями в развитии в странах ЗЕ и в России» (10б). 2. Подготовка сравнительной таблицы по изучаемым параметрам (5б) 3. Выступление на семинаре (10б) | 1.Обзор материалов сайтов. (3б) 2.Обзор российских и международных изданий по ССП (5б) | |||||
Паспорт оценочных средств по разделу | ||||||
ПК-9: способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний | Наименование оценочного средства | |||||
З.3:достижения отечественной и зарубежной науки по проблемам специальной педагогики и психологии. У.3:проводить анализ условий и факторов образовательного процесса с целью его оптимизации. В.3:методами анализа достижений практики специального образования | 1. Контрольная работа «Общие и специфические особенности становления педагогической помощи людям с отклонениями в развитии в странах ЗЕ и в России» 2. Подготовка таблицы «Сравнительный анализ специального образования в различных странах мира и России». 3. Выступление на семинаре. | |||||
Раздел 3. Развитие специального образования в современном мире. | ||||||
Требования к результатам освоения раздела: ПК-2: способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ: З.2, У.2, В.2 ПК-8: готовностью к консультированию педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ: З.3, У.3, В.3 ПК-9: способностью изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний: З.4, У.4, В.4 | ||||||
Содержание раздела 3. Мировой кризис образования. Реформирование национальных систем образования различных стран мира. Раннее выявление детей с отклонениями развития и организация коррекционно-педагогической помощи. Интеграционные процессы в сфере специального образования. Инклюзия в системе образования.. Профильное образование в России и Западной Европе. Движение за независимый образ жизни инвалидов в России и за рубежом. | ||||||
План лекций | План семинарских занятий | |||||
Лекция 3 | Практическое занятие 3 | |||||
3.1. Реформирование национальных систем образования различных стран мира (4ч) План: 1. Мировой кризис образования 2. Реформирование национальных систем образования различных стран мира Список литературы: [1] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Мировой кризис образования». | 3.1. Реформирование национальных систем образования различных стран мира.(6) Форма проведения: выполнение творческого задания Изучаемые вопросы: 1.Сравнительный анализ проблемы раннего выявления детей с отклонениями развития и организации коррекционно-педагогической помощи. 2. Сравнительный анализ проблемы интеграции и инклюзии в сфере специального образования. 3. Профильное образование в России и Западной Европе. 4.Движение за независимый образ жизни инвалидов в России и за рубежом. Список литературы: [1, 2, 3, 4,11, 12] | |||||
Самостоятельная работа | ||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |||||
| 1.Обзор материалов сайтов. (3б) 2.Обзор российских и международных изданий по ССП (5б) | |||||
Паспорт оценочных средств по разделу | ||||||
ПК-2: способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ: З.2 - нормативные документы организации инклюзивного образования в РФ и в странах мира. У.2 - уметь сравнивать практику инклюзивного образования в РФ и в странах мира В.2 – владеть алгоритмом проектирования индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ | 1.1.Подготовка таблицы «Сравнительный анализ решения приоритетных проблем специальной педагогики в странах ЗЕ и в России». 2. Выступление на семинаре «Сравнительный анализ решения приоритетных проблем специальной педагогики в странах ЗЕ и в России». 3. Выступление на семинаре«Сравнительный анализ решения проблемы инклюзии в странах ЗЕ и в России». | |||||
ПК-9: способностью изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний | ||||||
З.4:достижения отечественной и зарубежной науки по проблемам специальной педагогики и психологии. У.4: -проводить анализ условий и факторов образовательного процесса с целью его оптимизации. В.4: - методами анализа достижений образовательных систем | ||||||
ПК-8: готовностью к консультированию педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ З.2. - особенности организации инклюзивного образования У.2- осуществлять консультативную помощь педагогам образовательных организаций В.2 - навыками консультирования | ||||||
ОПК-3: готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования У.1: получать, анализировать и сравнивать полученную информацию В.1: владеть методами и технологиями исследования | ||||||
Максимальное количество баллов по дисциплине 50 баллов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Список литературы
Основная литература.
- Сравнительная специальная педагогика: уч. пособие для студентов учреждений ВПО/ Н.М. Назарова, Е.Н. Моргачева, Т.В. Фуряева.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.-336с
- Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009.- 319с.
3. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009.- 320с.
Дополнительная литература
4. Мельник, Ю.В. Сравнительный анализ системы общего инклюзивного образования в странах Запада (США, Канада, Великобритания) и РОссии; авторефер. диссер.кан. пед. наук;специальность 13.00.01/ Ю.В. Мельник.- Пятигорск, 2012
5. Джуринский А.Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий. Сравнительно-исторический контекст [Электронный ресурс]: монография/ Джуринский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8279.html.— ЭБС «IPRbooks»
3.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
5.Витухина И.А. Система специального образования в Канаде // Дефектология._1994.-№1.-С78-82.
6.Вишневская С.Е. Обучение глухих детей в Англии // Дефектология. – 1985. - №3.-С.88-92.
7. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М.: Изд-во УРАО, 2003.
8.Джуринский А.Н.Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.
9.Марциновская Е.Н., Егорова В.В. Обучение и воспитание глухих в США// Дефектология. – 1989. - №1.-С.88-91.
13.Форман Н. Праттен А. Новый подход к обучению детей с особыми потребностями в Великобритании //Дефектология. – 1993. - №4.-С.53-59.
10.Фуряева Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии (зарубежный опыт)// Дефектология. – 1999. - №1.-С.64- 70.
11.Шипицина Л.И. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира / Л.И. Шипицина // хрестоматия. – С-П: Астрель, 1977.
12.Шипицына Л.М. Современные проблемы развития специального образования в России. Сб.: Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. СПб., 1995, с. 6.
3.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
Электронные журналы | ||
Альманах института коррекционной педагогики РАО | http://almanah.ikprao.ru/1/contents.htm | |
Вестник практической психологии образования | http://rospsy.ru/zhurnaly/vestnik |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ