Экологического, физического и психического здоровья школьника
Под оптимизацией здоровьесберегающей деятельности школы понимается выбор и осуществление системы мер, которая позволяет педагогу получать не любые, не просто хорошие или лучшие, чем прежде, а наивысшие возможные для конкретных условий воспитательные результаты без перегрузки педагога и ученика за отведенный государством срок обучения и в соответствии с целями, поставленными обществом перед школой.
Совершенствование педагогического процесса может быть осуществлено за счет рационализации и модернизации. Рационализация педагогического процесса подразумевает более целесообразную его организацию, улучшение его структуры. Вариант оптимизации учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий представлена на схеме 22 (по Е.Н. Дзятковской). Модернизацияозначает обновление содержания, форм, методов педагогического процесса, приведение их в соответствие с современными требованиями.
Повышение эффективности педагогического процесса, как правило, отождествляется с повышением его результативности независимо от того, каким путем были достигнуты эти более высокие результаты (возможно, путем чрезмерной интенсификации труда или увеличения расхода времени на решение одной задачи, что может отрицательно сказаться на решении других задач). Следует отметить, что оптимизация, будучи явлением, качественно отличным от всех других, предполагает повышение эффективности не любыми средствами, а наиболее выгодным дляконкретной ситуации комплексом средств. Кроме того, повышение эффективности не требует достижения максимально возможного качества, а для оптимизации это обязательное условие.
К признакам высокой организации здоровьесберегающей деятельности школы нами отнесены следующие:
- эффективная диагностика психического и физического здоровья школьников и учителей;
- сформированность потребности здорового образа жизни у школьников и учителей;
- оптимальное сохранение здоровья школьников и учителей;
- высокая организация контроля за выполнением санитарно-гигиенических нормативов в школе;
- выполнение требований к здоровьесберегающему уроку:
а) гигиенические требования: проветриваемость помещений, их освещенность, внешний вид учащихся и т.д.;
б) психогигиенические требования: эмоциональный настрой учащихся и учителя, создание комфортных психологических условий для учащихся;
в) требования к структуре урока: смена деятельности; использование здоровьесберегающих форм деятельности на уроке; динамические паузы и др.;
- разработка содержания оздоровительных программ, оздоровительных дел на основе медицинского и валеологического подходов (схема 23)
Схема 22. Оптимизация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий
Схема 23. Валеологическое воспитание
Медицинский подходк обучению и воспитанию школьников представляет собой систему научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.
В настоящее время на основе потребностно-информационной теории воспитания (П.В. Симонов) разработана концепция валеологического («здравосозидающего») подхода к школьному образованию, сущность которого заключается в том, что учебные действия становятся для учащихся не целью учения (как это традиционно имеет место в школах), а средством удовлетворения их базовых доминирующих потребностей, в частности, потребности в самопознании (рефлексии) и смыслотворчестве (П.В. Симонов, В. Франкл, Д.А. Леонтьев, Г.К. Зайцев).
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем сущность понятий «здоровьесберегающая технология», здоровьесберегающая среда» в образовательном учреждении&
2. Какие существуют классификации здоровьесберегающих педагогических технологий?
3. Каковы пути эффективного здоровьесбережения школьников?
4. Какие признаки высокой организации и оптимизации здоровьесберегающей деятельности школы обозначены в научной литературе?
Задание 1. Выделите условияэффективного здоровьесбережения школьников.
Задание 2. Приведите примеры реализации в общеобразовательной школе следующих принципов формирования здоровья: принцип созидания здоровья, принцип сохранения здоровья, принцип укрепления здоровья.
Литература
Основная
1. Вайнер, Э. Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования [Текст] / Э.Н. Вайнер // Валеология. – 2004. – № 1. – С. 21-26.
2. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы [Текст] / Ю.В. Науменко // Педагогика. –2005. – № 6. – С. 37-44.
3. Петров, К. Здровьесберегающая деятельность в школе [Текст] / К. Петров // Воспитание школьников. – 2005. – № 2. – С.19-22.
4. Поляков, С. Не ходите, дети, в школу… [Текст]: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать? [Текст] / С. Полякова // Школьное обозрение. – 2004. – № 1. – С. 2-7.
5. Тверская, Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика [Текст] / Н.В. Тверская // Образование в современной школе. – 2005. – № 2. – С. 40-44.
6. Терновская, С.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С.А. Терновская, Л.А. Теплякова // Методист. – 2005. – № 4. – С. 61-65.
7. Халемский, Г.А. Школа – территория здоровья [Текст] / Г.А. Халемский // Педагогика. – 2005. – № 3. – C. 42-46.
Дополнительная
1. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения [Текст] // Школа. – 2005. – № 3. – С. 52-87.
2. Здоровьесберегающее образование: теоретические и прикладные аспекты [Текст]: сборник статей / Перм. гос. пед. ун-т; науч. ред. А.К. Колесников [и др.]. – Пермь: Кн. Мир, 2002. – 205с.
3. Колесникова, М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя [Текст] / М. Г. Колесникова // Естествознание в школе. – 2005. – № 5. – С. 50-55.
4. Лобанова, Е.А. Здровьесберегающие технологии на уроке музыки [Текст] / Е.А. Лобанова // Образование в современной школе. – 2005. – № 9. – С. 44-57.
5. Лукьянова, В.С. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея [Текст] / В.С. Лукьянова, А.А. Остапенко, В.В. Гузенко// Школьные технологии. – 2004. – № 1. – С. 76-84.
6. Науменко, Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната [Текст] / Ю.В. Науменко // Методист. – 2005. – № 2. – С. 45-49.
7. Петров, К. Здровьесберегающая деятельность в школе [Текст] / К. Петров // Воспитание школьников. – 2005. – № 2. – С. 19-22.