Тема: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Признаки высокой организации и оптимизации
Здоровьесберегающей деятельности школы как основа
Литература
Основная
1. Вайнер, Э. Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования [Текст] / Э.Н. Вайнер // Валеология. – 2004. – № 1. – С. 21-26.
2. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы [Текст] / Ю.В. Науменко // Педагогика. –2005. – № 6. – С. 37-44.
3. Петров, К. Здровьесберегающая деятельность в школе [Текст] / К. Петров // Воспитание школьников. – 2005. – № 2. – С.19-22.
4. Поляков, С. Не ходите, дети, в школу… [Текст]: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать? [Текст] / С. Полякова // Школьное обозрение. – 2004. – № 1. – С. 2-7.
5. Тверская, Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика [Текст] / Н.В. Тверская // Образование в современной школе. – 2005. – № 2. – С. 40-44.
6. Терновская, С.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С.А. Терновская, Л.А. Теплякова // Методист. – 2005. – № 4. – С. 61-65.
7. Халемский, Г.А. Школа – территория здоровья [Текст] / Г.А. Халемский // Педагогика. – 2005. – № 3. – C. 42-46.
Дополнительная
1. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения [Текст] // Школа. – 2005. – № 3. – С. 52-87.
2. Здоровьесберегающее образование: теоретические и прикладные аспекты [Текст]: сборник статей / Перм. гос. пед. ун-т; науч. ред. А.К. Колесников [и др.]. – Пермь: Кн. Мир, 2002. – 205с.
3. Колесникова, М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя [Текст] / М. Г. Колесникова // Естествознание в школе. – 2005. – № 5. – С. 50-55.
4. Лобанова, Е.А. Здровьесберегающие технологии на уроке музыки [Текст] / Е.А. Лобанова // Образование в современной школе. – 2005. – № 9. – С. 44-57.
5. Лукьянова, В.С. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея [Текст] / В.С. Лукьянова, А.А. Остапенко, В.В. Гузенко// Школьные технологии. – 2004. – № 1. – С. 76-84.
6. Науменко, Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната [Текст] / Ю.В. Науменко // Методист. – 2005. – № 2. – С. 45-49.
7. Петров, К. Здровьесберегающая деятельность в школе [Текст] / К. Петров // Воспитание школьников. – 2005. – № 2. – С. 19-22.
Тема: ВОЗРАСТОСООБРАЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Литература
Основная
1. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст] /.В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2001.
2. Калужская, М.В., Уколова, О.С., Каменских, И.Г. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? [Текст] /.М.В. Калужская, О.С. Уколова, И.Г. Каменских. – М.: Чистые пруды, 2006.
3. Педагогический контроль в процессе воспитания [Текст]: методические рекомендации / под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160с.
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 1998.
Дополнительная
1. Сергеева, В.П., Каскулова, Ф. В., Гричненко, И.С. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учебно-методическое пособие /.В.П. Сергеева, Ф.В. Каскулова, И.С. Гричненко. – М.: АПКиППРО, 2005.
2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
3. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М, Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Тема: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1. Сущность понятий «здоровьесберегающая педагогика», «здоровьесберегающая технология», «здоровьесберегающая среда» в образовательном учреждении
Здоровьесберегающая педагогика – 1) педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитать у учащихся и реализовать при проведении учебно-воспитательного процесса; 2) образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию при организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей; 3) область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов (Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренникова). Здоровьесберегающая педагогика связана со школьной гигиеной, лечебной педагогикой, санологией, педагогической психологией, социальной психологией, возрастной психологией, валеологией и др.
Усиление внимания к состоянию здоровья подрастающих поколений, появления здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях вызвано значительным ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы, увеличением физических и психических нагрузок на ребенка в школе, ростом числа детей с различными врожденными и приобретенными за годы учебы в школе патологиями в развитии, а также увеличением молодых людей, страдающих зависимостью от табака, алкоголя и наркотиков.
Основными причинами ухудшения здоровья школьников, по мнении. А. Андреевой, являются:
- нарушение гигиенических и психогигиенических требований к организации учебного процесса;
- нарушение полноценного отдыха у детей;
- отсутствие достаточной двигательной активности;
- стрессы, вызванные учебными перегрузками, переутомлением, дидактогенией;
- ошибки в применении педагогических технологий;
- авторитарный стиль общения;
- недостаточный уровень знаний у педагогов по возрастной психологии и физиологии;
- слабая учебно-воспитательная работа с учащимися по укреплению их здоровья, формирования установки на здоровый образ жизни;
- отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний по сохранению и укреплению здоровья детей.
Данные О.М. Панюкова свидетельствует о том, что за последние 10-15 лет у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний; только 10% школьников относятся к числу здоровых; 50% имеют патологию; 40% составляют группу риска. Около 85% современных учителей испытывают в школе состояние устойчивого стресса. Это является причиной неврозов и различных соматических заболеваний, прежде всего, сердечно-сосудистой системы, что негативно сказывается на их отношениях с учащимися. Из этого следует, что здоровьесберегающие технологии должны быть известны учителям, здоровьесберегающие технологии от отдельного специалиста должны перейти к деятельности всего коллектива, здоровьесберегающие технологии должны носить системный, а не случайный характер.
Основная цель здоровьесберегающей педагогики – сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания.
Принципы здоровьесберегающей педагогики (по Л.Ф. Тихомировой):
- принцип персонификации учебной нагрузки для учащихся требует от учителя в процессе обучения детей сохранения их здоровья, ориентирования на конкретную личность, на конкретного ребенка со своими физическими и психическими особенностями, потребностями, способностями, интересами, ценностными ориентациями. Этот принцип базируется на идеях гуманизма и природосообразности;
- принцип компетентной ответственности определяет уровень готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- принцип фасилитации предполагает умение учителя выбрать из педагогических средств и методов наиболее адекватные, наиболее целесообразные и в отношении соответствия содержанию предмета, и в отношении соответствия уровню обученности учащихся, а также их уровню способностей и здоровья. Также данный принцип определяет ограниченность педагогических действий в зависимости от физиологических особенностей, здоровья ребенка;
- принцип субъектности. С ростом самосознания ребенок должен сам учиться сохранять свое здоровье, следовать принципам здорового образа жизни, укреплять свое здоровье, занимаясь физической культурой, соблюдая режим дня и т.д.;
- принцип интеграции предполагает, с одной стороны, взаимодействие различных институтов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся в образовательном учреждении, а с другой стороны, сочетание направленности деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья школьников и активной работы по устранению негативных воздействий различных факторов (экономических, педагогических, психологических, социальных);
- принцип вариативности содержания здоровьесберегающей деятельности выражается в том, что сохранением и укреплением состояния здоровья детей и подростков должны заниматься разные институты, на разных уровнях в зависимости от складывающихся условий, от действия факторов риска, от уровня подготовки специалистов.
Понятие «здоровьесберегающая технология» появилось в образовании в последние 5-6 лет и, не являясь самостоятельной педагогической технологией, выступает в роли качественной характеристики любой из них. Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящая ущерба здоровью его участников (Е.В. Советова).
В содержании здоровьесберегающих технологий выделяются следующие направления:
1. Социально-ориентированное направление (охрана прав детей в области здоровья, формирование здорового образа жизни, нормальное питание, режим, борьба с вредными привычками, психогигиена, половое просвещение).
2. Медико-психологическое (медико-гигиенические диагностики и мониторинг, профилактика заболеваний, помощь в лечении, психогигиена и психотерапия).
Г.К. Селевко выделяет следующие структурные компоненты технологии физического воспитания:
1. Физкультурно-спортивные организации (учреждения дополнительного образования, центры спортивно-оздоровительной работы, спортивные комплексы, бассейны, стадионы, спортивные клубы, секции, ДЮСШ).
2. Виды физкультурно-спортивной деятельности (режим ЗОЖ, утренняя гимнастика, бег, легкая атлетика, гимнастика, плавание, аэробика, спортивные игры, туристские походы и др.)
3. Организационные формы:
1) физическая культура:
- занятия, проводимые по твердому расписанию с постоянным контингентом занимающихся (урок физической культуры, секция общей физической подготовки, секции по видам спорта, занятия по лечебной физкультуре);
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня:
- в школе (гимнастика перед занятиями, физкультпаузы на уроках, подвижные игры на переменах);
- дома, в группах продленного дня (утренняя гимнастика, водные процедуры, здоровый образ жизни, физкультпаузы во время приготовления уроков, прогулки, подвижные игры);
- внеклассные и внешкольные массово-физкультурные мероприятия (соревнования по школьной программе, соревнования по видам спорта, спортивные вечера, праздники, сборы, туристские походы).
2) современный спорт:
- общедоступный спорт (базовый спорт в системе образования, профессионально-прикладной спорт, спортивные способы рекреации, спортивные способы реабилитации);
- спорт высших достижений (профессиональный, профессионально-коммерческий).
4. Методы: теоретическое освоение, упражнения, тренировки, игры, соревнования, закаливание, контроль, самоконтроль.
Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении – это гигиенически рациональные, соответствующие возрасту детей учебные нагрузки, занятия в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил.