Четвертое занятие «рассказы о профессиях»
Цель: знакомство с практическим опытом, ощущениями реальных людей от выбранной профессии, сплочение коллектива, создание доверительных отношений.
Для проведения классного часа на тему «рассказы о профессиях» необходимо заблаговременно дать домашнее задание учащимся – написать доклад на тему выбранной профессии одного из родителей. В докладе должно присутствовать описание профессии (как называется, чем занимается, плюсы и минусы профессии, а также какими качествами, по мнению родителя, должен обладать человек, выбирающий данный вид деятельности). Дополнительно можно принести фотографию с рабочего места для того, чтобы учащиеся могли визуально представить условия труда.
Рассказы профессионалов – распространенная практика в профориентационной работе, они дают возможность исследовать впечатления, оценку тех, кто прошел значительный профессиональный путь и имеет знания и опыт относительно выбранного пути.
В следующем разделе представлены те игры и упражнения, проведение которых требует целого урока или классного часа. В изложенных играх и упражнениях может участвовать весь класс. Преимуществами подобных упражнений являются: 1) сплочение класса вокруг одной темы; 2) получение опыта обсуждений с педагогом «серьезных» тем наравне (поскольку основным новообразованием подросткового возраста является «чувство взрослости», то, как правило, подростки откликаются с готовностью на подобные мероприятия). Это, в свою очередь, положительно влияет на общение педагога с детьми; 3) развитие речи и мышления подростков – игра предполагает общение, высказывания по темам; 4) решение профориентационных задач, в интерактивной игровой форме можно обсудить важные вопросы профессионального становления, не вызывая сопротивления (цель игр и упражнений скрыта, «не лежит на поверхности»).
ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ
Профориентационная игра «Пришельцы»
Цель игры:помочь подросткам в осознании труда как человеческой и общественной ценности.
Время проведения– 45 минут.
Основные этапы
1. По желанию из класса выбираются 2-3 человека, которые будут гостями с дальней планеты, неожиданно оказавшимися в данном городе и в данной школе. Предполагается, что из-за технических трудностей время пребывания на Земле ограничено 15 минутами. На срочно созванной пресс-конференции необходимо за это короткое время, как можно лучше познакомиться с неизвестной цивилизацией, в живом контакте постараться понять друг друга.
Гостям будет предоставлено короткое слово, где они сообщат главные сведения о своей планете, уровне развития культуры и производства, а также об основных занятиях ее жителей. После этого журналисты (остальная часть класса) постараются задать наиболее важные вопросы.
В течение 3-4 минут пришельцы готовятся в коридоре (думают, что им рассказать о своей цивилизации, а может, даже и думают о своем внешнем виде, который можно было бы изобразить на доске). Ведущий (педагог) объясняет остальным участникам (журналистам в классе), как надо вести себя на конференции. В частности, каждый журналист должен придумать, какой информационный орган он представляет, и перед тем как задавать вопрос, обязательно сказать об этом (данное условие дисциплинирует участников игры и делает ее более солидной, т.е. более похожей на настоящую пресс-конференцию). Естественно, вопросы должны быть краткими и понятными. Сами вопросы могут относиться к разным сторонам жизни, но задаваться в тактичной и вежливой форме.
2. Далее в класс приглашаются инопланетяне, и сразу начинается сама игра: сначала гости кратко (в течение 3-5 минут) делают свое сообщение, а затем отвечают на вопросы журналистов.
В ходе игры может возникнуть опасность перерастания игрового конфликта в межличностный. Например, если журналистам вдруг не понравится образ жизни чужой цивилизации. Если это потребительское общество (потребительский рай, царство наслаждений и т.п.), то в адрес гостей нередко могут отпускаться язвительные реплики, типа дегенераты, идиоты, свиньи... При таком развитии игры ведущий не должен радоваться «сознательности» класса и, тем более поощрять участников, иначе неизбежны настоящие (неигровые) обиды. Педагог может извиниться перед пришельцами за недостаточную дипломатичность отдельных представителей прессы и предложить участникам игры вести себя более солидно.
3. Через 15 минут гости (по условию игры) просто исчезают, т.е. садятся на свои места в классе.
Ведущий предлагает всем срочно написать сообщения в свои агентства о первых впечатлениях от встречи.
В течение 5-7 минут каждый журналист и каждый пришелец на отдельном листочке бумаги должны кратко написать:
1) каков, по их мнению, общий уровень развития новой для них цивилизации (пришельцы пишут о своих впечатлениях о жителях Земли);
2) стоит ли иметь дело с новой цивилизацией, стоит ли развивать с ней сотрудничество (если стоит, то по каким линиям).
При этом важно предупредить ребят, что сообщения должны быть короткими – не более одной трети страницы. Активизированные школьники иногда готовы за короткое время исписать до двух страниц, что в дальнейшем может отрицательно повлиять на общую динамику игры (при подведении ее итогов). Сами листочки можно подписать, можно написать название агентства (или название своей планеты - для пришельцев).
4. Листочки с сообщениями быстро собираются и зачитываются перед классом. (При проведении игры с большой аудиторией зачитываются либо некоторые мнения, отобранные в случайном порядке, либо наиболее интересные, быстро отобранные помощниками ведущего.)
Такое знакомство с различными мнениями участников игры является подготовкой к основному ее обсуждению.
Обсуждение
В ходе обсуждения нужно определить, какой же критерий развития общества является самым важным. Ведущий выписывает все предложения учащихся на доске, после чего они поочередно обсуждаются. Возможно, путем обобщения удастся получить 2-3 самых важных критерия, однако в столь сложном вопросе такое достигается редко (даже при игре со взрослыми).
В заключение ведущий может ненавязчиво, как бы наравне с другими критериями, предложить и свои критерии. Например, это может быть возможность самореализации, предоставляемая обществом для каждого члена, а не только для лучшей его части - элиты. При этом путь (способ) самореализации у каждого человека уникален и потому бесценен. Если, конечно, этот путь не предполагает ущемление возможностей самореализации других людей. Идеальным способом такой самореализации является свободный, творческий, общественно-полезный труд, который может и не укладываться в общепринятые (формальные или «нормальные») рамки существующих профессий.
Если общество ограничивает возможности самореализации определенной части своих членов, то оно как бы ограничивает перспективы собственного развития. Но поскольку общество состоит из конкретных людей, то эти люди не должны оправдывать свою пассивность плохими условиями, плохим правительством, непониманием коллег и близких и т.п., а должны действовать, стремясь к самовыражению, одновременно улучшая и само общество, членами которого они являются.
ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ