Обеспечение профессиональной ориентации учащихся 7-8 классов в Программе воспитания и социализации
С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня [9]:
1) когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);
2) мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);
3) деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).
Эти уровни задач соответствуют трем уровням воспитательных результатов, выделенных Григорьевым Д.В. [2]. Опираясь на его классификацию, представим их с точки зрения профориентации.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у младшего подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:
• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;
• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.
Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.
Представим примерное содержание профориентационной деятельности в 7-8 классах, распределив планируемые результаты и соответствующее содержание согласно выделенным выше трем уровням задач[1] (см.табл.1). Необходимо отметить, что подобное распределение производится относительно профориентационной деятельности, осуществляемой как на всей ступени образования, так и в пределах одного класса.
Таблица 1
Основное содержание и планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся 7-8 классов по направлению «Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии»
Планируемый результат | Содержание | Виды деятельности | Форма занятия; учебный предмет, курс; внеурочная деятельность | Ответст-венные | ||
7класс | ||||||
Знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений | Трудовые традиции семьи, трудовые подвиги старших поколений | Знакомство с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей и прародителей | классный час, презентация «Труд нашей семьи» | кл. рук-ли, родители | ||
Опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу | Формирование позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам | Участие в различных видах общественно полезной деятельности: оформление, озеленение класса; генеральные уборки; участие и проведение акций | классное самоуправление | кл. рук-ли | ||
экологические акции «Чистота школы/ города зависит от каждого» | Совет старшекл-ов, кл. рук-ли, учитель биологии | |||||
трудовые акции в школе, населенном пункте | кл. рук-ли | |||||
участие в осенних ярмарках | кл. рук-ли | |||||
сбор макулатуры | кл. рук-ли | |||||
Умение работать со сверстниками в проектных группах | Понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве | Участие в организации школьных мероприятий, проведение внеурочных мероприятий для младших школьников | перечень школьных мероприятий согласно Плану работы школы | кл. рук-ли, педагог-организатор | ||
школьная компания | учитель экономики | |||||
занятия по программе профориентации | кл. рук-ли, педагог-психолог | |||||
8 класс | ||||||
Самоопределение в области своих познавательных интересов | Осознание нравственных основ образования | Участие в подготовке и проведении школьных учебно-практических конференций | выступление на конференции | кл. рук-ли | ||
участие в олимпиадах по учебным предметам | учителя-предметники | |||||
Знакомство со спецификой работы промышленных и сельхоз. предприятий, научных организаций, учреждений культуры. Знакомство профессиональным становлением известных людей. | экскурсии на промышленные и сельхоз. предприятия, в научные организации, учреждения культуры | кл. рук-ли, ответ. за профориентацию, родители | ||||
встречи с известными людьми, прославившими свою профессию | кл. рук-ли родители, ответ. за профориентацию | |||||
встречи с выпускниками школы, показавшими пример высокого профессионализма | кл. рук-ли ответ. за профориентацию | |||||
занятия по программе профориентации | кл. рук-ли, педагог-психолог | |||||
Опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных учебно-исследовательских проектов | Осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ | Участие и проведение внеурочных мероприятий, трудовых акций | осенняя ярмарка | кл. рук-ли | ||
школьная компания, детская фирма | учитель экономики | |||||
трудовые акции | кл. рук-ли | |||||
конкурсы поделок | Проектная группа | |||||
экологические трудовые акции «Чистота школы/ города зависит от каждого» | Совет старшекл-ов, кл. рук-ли, учитель биологии | |||||
Очевидно, что планируя работу по воспитанию и социализации обучающихся, а также профориентационную работу в ее рамках, педагогический коллектив каждой конкретной школы наполнит эту программу своим конкретным содержанием: в соответствие с традициями своей воспитательной системы и возрастными особенностями обучающихся пропишет формы организации этой деятельности и, соответственно, исполнителей.