Обеспечение профессиональной ориентации учащихся 7-8 классов в Программе воспитания и социализации

С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня [9]:

1) когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);

2) мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);

3) деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).

Эти уровни задач соответствуют трем уровням воспитательных результатов, выделенных Григорьевым Д.В. [2]. Опираясь на его классификацию, представим их с точки зрения профориентации.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у младшего подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:

• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.

Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.

Представим примерное содержание профориентационной деятельности в 7-8 классах, распределив планируемые результаты и соответствующее содержание согласно выделенным выше трем уровням задач[1] (см.табл.1). Необходимо отметить, что подобное распределение производится относительно профориентационной деятельности, осуществляемой как на всей ступени образования, так и в пределах одного класса.

Таблица 1

Основное содержание и планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся 7-8 классов по направлению «Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии»

Планируемый результат Содержание Виды деятельности Форма занятия; учебный предмет, курс; внеурочная деятельность Ответст-венные
7класс
Знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений Трудовые традиции семьи, трудовые подвиги старших поколений Знакомство с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей и прародителей классный час, презентация «Труд нашей семьи» кл. рук-ли, родители
Опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу Формирование позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам   Участие в различных видах общественно полезной деятельности: оформление, озеленение класса; генеральные уборки; участие и проведение акций   классное самоуправление кл. рук-ли
экологические акции «Чистота школы/ города зависит от каждого» Совет старшекл-ов, кл. рук-ли, учитель биологии
трудовые акции в школе, населенном пункте кл. рук-ли
участие в осенних ярмарках кл. рук-ли
сбор макулатуры кл. рук-ли
Умение работать со сверстниками в проектных группах   Понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве Участие в организации школьных мероприятий, проведение внеурочных мероприятий для младших школьников перечень школьных мероприятий согласно Плану работы школы кл. рук-ли, педагог-организатор
школьная компания учитель экономики
занятия по программе профориентации кл. рук-ли, педагог-психолог
8 класс
Самоопределение в области своих познавательных интересов Осознание нравственных основ образования Участие в подготовке и проведении школьных учебно-практических конференций выступление на конференции кл. рук-ли
участие в олимпиадах по учебным предметам учителя-предметники
Знакомство со спецификой работы промышленных и сельхоз. предприятий, научных организаций, учреждений культуры. Знакомство профессиональным становлением известных людей.   экскурсии на промышленные и сельхоз. предприятия, в научные организации, учреждения культуры кл. рук-ли, ответ. за профориентацию, родители
встречи с известными людьми, прославившими свою профессию кл. рук-ли родители, ответ. за профориентацию
встречи с выпускниками школы, показавшими пример высокого профессионализма кл. рук-ли ответ. за профориентацию
      занятия по программе профориентации кл. рук-ли, педагог-психолог
Опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных учебно-исследовательских проектов     Осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ   Участие и проведение внеурочных мероприятий, трудовых акций осенняя ярмарка кл. рук-ли
школьная компания, детская фирма учитель экономики
трудовые акции кл. рук-ли
конкурсы поделок Проектная группа
экологические трудовые акции «Чистота школы/ города зависит от каждого» Совет старшекл-ов, кл. рук-ли, учитель биологии
             


Очевидно, что планируя работу по воспитанию и социализации обучающихся, а также профориентационную работу в ее рамках, педагогический коллектив каждой конкретной школы наполнит эту программу своим конкретным содержанием: в соответствие с традициями своей воспитательной системы и возрастными особенностями обучающихся пропишет формы организации этой деятельности и, соответственно, исполнителей.

Наши рекомендации