Митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, опросы
Эти формы участия в реализации непосредственной демократии используются в системе местного самоуправления для привлечения внимания органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления к проблемам местной жизни. Субъектами отношений, складывающихся по поводу проведения митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, опросов, являются граждане, общественные объединения, органы местного самоуправления.
На митингах граждане вправе обсуждать любые вопросы местного значения и принимать по ним соответствующие резолюции.
Резолюции могут быть направлены в органы местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления. Резолюции носят рекомендательный характер. Содержащиеся в них требования и предложения могут быть учтены при подготовке проектов решений и других документов органов местного самоуправления.
Закон «Об общих принципах…» (2003 г.) не предусматривает такую форму, однако он ее и не запрещает.
Для изучения мнения населения при подготовке программ, планов застройки, проектов решений по вопросам местного значения используется такая форма, как опросы граждан, проживающих в границах муниципального образования.
В соответствии со ст. 31 Закона «Об общих принципах…» (2003 г.) опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Опрос граждан проводится по инициативе:
– представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – по вопросам местного значения;
– органов государственной власти субъектов Российской Федерации – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Решение о назначении опроса граждан принимается органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:
– дата и сроки проведения опроса;
– формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
– методика проведения опроса;
– форма опросного листа;
– минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
– за счет средств местного бюджета – при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
– за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Данная форма волеизъявления граждан закреплена в нормах отдельных законов о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации, а также в уставах муниципальных образований. В одних законах об опросе только упоминается, в других имеются отдельные статьи, определяющие механизм проведения опроса.
Закон «О местном самоуправлении в Иркутской области» в ст. 50 устанавливает, что местный опрос – голосование граждан, проживающих на территории муниципального образования (части территории), по вопросам, представляющим общественный интерес, в целях выявления мнения населения.
Опросы бывают сплошные и выборочные. Сплошной опрос (анкетирование) означает, что все население или не менее 50 % граждан должны быть опрошены по тому или иному вопросу.
Выборочный опрос (анкетирование) предполагает изучение мнения небольшой группы респондентов.
В Законе «Об общих принципах…» (2003 г.) виды опроса не установлены. Это отнесено к компетенции муниципальных представительных органов.
Таким образом, обозначенные в законодательстве формы непосредственной демократии являются институтами муниципального права, представляющими собой совокупность норм муниципального права и регулируемых ими общественных отношений, складывающихся в результате осуществления власти непосредственно жителями муниципального образования.
Эти институты формируют систему муниципального права как отрасли права, и все они являются собственными институтами муниципального права.