Этап. Нахождение и привлечение сторонников (создание интереса к общественному объединению как товару).

Для продвижения сложного и интеллектуального товара важную роль играет информационная составляющая: распространение новостей, связанных с запуском новых программ, проектов; продвижение уже реализуемых программ, проектов; изучение общественного мнения; освещение результатов акций, собраний, конференций. Есть много способов, которыми люди могут поддерживать служение как денежно, так и физически участвуя в проектах. Для получения гранта и тем самым для увеличения своих финансовых ресурсов необходимо найти то общее, что связывает грантопросителя (благополучателя) с целями и задачами грантодателя (благотворителя). Необходимо проявлять заботу о спонсорах: писать им письма, приглашать посетить мероприятия, донести до них, насколько ценна их поддержка. Возможно направление им благодарственных писем от себя лично, организации, руководителей власти, добровольцев. Нужно пытаться дать спонсорам так много рекламы и признания, насколько возможно. Можно попытаться привлечь их к планированию специальных акций, типа благотворительного обеда (ужина) или церемонии награждения, где предприниматели могут произнести важную речь на церемонии. Хотя спонсоры изначально заинтересованы в развитии сообщества, они также хотят быть признанными. Необходимо подумать о потенциальных деловых партнерах, которые извлекут выгоду из маркетинга и большой рекламной кампании общественной деятельности (поставщики спортивных товаров, магазины одежды, универсамы, игрушечные, книжные и канцелярские магазины и др.).

В партнерстве очень важна связка "общественная организация - спонсор - СМИ". Современные меценаты, как и сто лет назад, придают большое значение появлению информации об их фирмах в журналах, газетах, книгах. "Не понимая в искусстве ничего и поэтому им не удовлетворяясь, купцы руководствовались в своем меценатстве отнюдь не эстетическими соображениями: тут играла роль мода, стремление заставить о себе говорить, сомнительное удовольствие видеть свое имя на обложках непонятных книг и журналов" (8, 48).

Потенциальным сторонникам необходимо сообщить о деятельности объединения и планируемом проекте (полный бюджет, описание) и предложить профинансировать часть проекта или некоторые из них. Необходимо показать, какую выгоду они извлекут, участвуя в служении (реклама, общественное признание, расширение рынка, привлечение молодых кадров, налоговые льготы и т.п.).

Для налаживания партнерских отношений после нахождения нужной организации или человека необходимо послать письмо, содержащее:

- краткую информацию об общественном объединении (название, где, кем, когда, зачем создано, на какие средства существует);

- краткий отчет (резюме) о проделанной работе;

- отличительные особенности объединения, черты его уникальности;

- предложение сотрудничества, конкретные идеи по его воплощению.

Фандрайзинг предполагает, например, что все пресс-релизы, информационные буклеты, газеты и журналы организации заканчиваются фотографией лидера, реквизитами организации и просьбой финансовой поддержки. Интересная идея - сделать бюджет проектов служения и информацию о них доступными всему сообществу. У организации должен быть максимум открытости и минимум секретов. Возможно проинформировать членов сообщества, что ведется поиск спонсоров на 1000 или 10000 рублей, которые будут отмечены на церемонии награждений как выдающиеся сторонники поддержки общественных инициатив молодежи. Можно устроить акцию «50 копеек на добро», установив в школе (вузе) копилку, куда все желающие будут сбрасывать 50-копеечные монеты.

Акции фандрайзинга организуются для привлечения внимания к учреждению, объединению, планирующему социальное служение, и дают возможность собрать небольшие вклады от большого количества людей. Они могут быть проведены в творческой, необычной форме и могут дать возможность молодым людям проявить свои лидерские качества в организации служения. Например, мойка автомобилей, распродажа пользованных книг, лотерея, турнир, викторина, КВН, продажа выпечки или маленький торжественный прием и т.п. Эти акции легко организовать, поскольку у большинства молодых людей есть опыт участия в подобных мероприятиях.

Иногда спонсорство может повредить имиджу организации, поэтому, прежде чем брать деньги, необходимо ответить на вопросы: может ли предлагаемое спонсорство усилить имидж организации; как отделить спонсорство мероприятия от общего имиджа организации; усиливает ли спонсорство имидж организации среди членов; помогает ли спонсорство построить реальный мост между организацией и другими секторами общества (175, 30).

3. Продажа организации (проектов).

Деньги для реализации проектов общественного объединения могут поступить из следующих источников:

Крупные пожертвования: компании, фонды, правительство - немного участников. Сумма: более 10000 рублей.

Средние пожертвования: частники и бизнесмены - большее количество участников. Сумма: от 1000 до 10000 рублей.

Мелкие пожертвования: население - большое количество участников. Сумма: от 10 коп. до 1000 рублей.

Финансирование социального служения может осуществляться за счет:

- отчислений из бюджета соответствующего уровня;

- поступлений из фонда социальной поддержки населения;

- средств из федерального бюджета;

- перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию программ;

- дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий;

- доходов от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий;

- доходов от приватизации государственной собственности, а также специсточников (доходы от видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии), коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

- благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных объединений и частных лиц, фондов, поступлений от благотворительных акций и др.

Потенциальными источниками финансирования проектов могут быть: руководство образовательных учреждений, местные, областные, городские и районные администрации, органы управления образования, социальной защиты и молодежной политики - все они имеют доступные фонды для поддержки общественных инициатив детей и молодежи.

Гарантом финансовой стабильности общественных объединений на федеральном и региональном уровнях служит государственная поддержка. Так, Федеральный Закон РФ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (1995 г.) предполагает: 1) предоставление субсидий на организационную деятельность и дотаций на реализацию программ (проектов) общественных объединений, получение государственных грантов и др.; 2) наделение правом пользования государственным имуществом, предоставление налоговых льгот, 3) полное или частичное освобождение от платы за услуги государственных предприятий, налоговые льготы коммерческим организациям, вкладывающим деньги в деятельность детско-молодежных общественных объединений; 4) выделение помещений для работы. Поддержка оказывается не управленческому аппарату объединения, а для реализации конкретных программ. На уровне субъектов Федерации и на местном уровне могут быть приняты специальные нормативные акты, посвященные налогообложению и налоговым льготам для общественных объединений.

Частные пожертвования общественным объединениям - это денежные суммы:

- собираемые объединениями на своих мероприятиях, в общественном транспорте, на улице (в коробки, вскрываемые по специальной процедуре с обязательным составлением официального протокола);

- отчисляемые из зарплаты и собственных сбережений жертвователей на расчетные счета или адреса объединений (с получением полного отчета об их использовании);

- от бизнесменов, банкиров, коммерческих структур.

Кроме денежных сумм, частные благотворители могут оказывать любые не запрещенные законом виды поддержки общественных объединений.

Коммерческая фирма может в порядке спонсорской помощи взять на себя часть реализации программы общественного объединения, например, подготовить информационные буклеты, разослать (вместе со своей рекламой) письма в структурные подразделения организации, выкупить часть билетов в кино или театр и т. д.

Ходатайство к местному бизнесу предполагает предоставление физической помощи в виде продовольствия, канцелярских товаров, воздушных шаров, фотопленки и т.д. Возможна поддержка рекламной кампании служения в виде покупки рекламного времени или проплаты объявления на ТВ или радио.

Также местные предприниматели могут пожертвовать временем работы их персонала и внести вклад в виде своего профессионального опыта, как, например, проектирование и печать бумажных объявлений или брошюры, бухгалтерские и юридические консультации и т.п.

В партнерстве очень важно оформлять все отношения юридически, особенно если возникают финансовые обязательства; обмениваться информацией и обсуждать совместные шаги.

Для налаживания партнерских отношений с бизнесом необходимо: определить отношение к партнеру со стороны его клиентов, финансовых аналитиков, правительственных чиновников, законодателей; создавать события, в которых бизнес-партнеры смогут внести решающий вклад; поддерживать постоянные связи, направляя регулярную информацию о своей деятельности, готовя пресс-релизы, ответы на запросы; приглашать лидеров бизнеса возглавить оргкомитеты, проекты, кампании, акции; приглашать лидеров бизнеса к управлению общественным движением в размещении вклада корпорации; определять вклад корпорации в развитие организации; договариваться о встречах, подготовке совместных информационных материалов для собраний и презентаций (101, 382).

Важна позиция общественной организации: не просителя, а партнера бизнес-структуры: вы не просите организовать праздничный обед для волонтеров, а позволяете им сделать это.

При проведении переговоров с бизнес-структурами важно занизить имидж противоположной стороны. "Мы будем воспринимать их действия как неприемлемые, глупые и смешные. Мы обнаружим у них мелкие слабости, будем в карикатурном виде изображать их поведение, придумаем им смешные прозвища. Эти кажущиеся детскими привычки выполняют важные психологические и социологические функции, усилят однородность нашей группы. Легче вести дело с тем, кто тебя ниже. Если он даже формально выше, мы всегда найдем множество черт, занижающих его, позволяющих нам внутренне бороться с его имиджем, превосходящим нас" (87, 189). Уместным будет здесь напомнить совет одного известного актера своему сыну-подростку: "А ты представь этого начальника сидящим на унитазе - и страх пройдет".

Для расширения сферы деятельности проектов служения, внедрения новых идей, обеспечения оплаты аренды помещений, коммунальных услуг и др. возможно создание малых коммерческих предприятий, занимающихся торговлей одеждой, продуктами, рассадой, цветами (и другим, что создано собственными руками) по льготным ценам для малообеспеченных слоев населения, или включение в свои проекты новых участников (проведение дискотек и развлекательных шоу для молодежи, репетиторство, заказные социологические исследования, обучение шейпингу, разрисовка помещений, футболок, бейсболок, создание плакатов и вывесок, издание собственной газеты, компьютерный набор текста, фотографирование, видеосъемка, проведение экскурсий, уборка помещений и др.) на платной основе. Обычно в этих "производствах" заняты сами волонтеры и члены их семей: многодетные и безработные родители, инвалиды и пенсионеры. Сделать нуждающихся в помощи полноправными участниками и организаторами общественного значимой деятельности - одна из основных задач служения.

Зарубежная помощь общественным объединениям оказывается в виде:

- грантов (финансирование или предоставление оборудования) на программы, проекты;

- разработки совместных проектов;

- консультирования и обучения актива;

- возможности обмена опытом.

Одним из механизмов реализации проектов социального служения является система малых грантов. Заявка на грант - письменная просьба о финансовой поддержке в фонд, банк или другое учреждение. В заявке объединение предлагает использовать свои возможности в решении какой-либо актуальной проблемы. Некоторые частные и государственные грантодатели просят заполнить для предоставления финансовой помощи специально разработанные анкеты, заявка произвольной формы обычно не превышает 10 - 15 страниц машинописного текста. Дающая сторона заинтересована в финансировании проектов, которые принесут им известность, представят их в выгодном свете. Найти грантодателей можно через Европейский союз, Совет Европы, ЮНЕСКО, американские, британские, французские, немецкие библиотеки, торговые палаты США и Великобритании, электронную почту и ИНТЕРНЕТ, газеты, журнальные статьи, телевидение, радио, министерства и ведомства, фонды корпораций, представительства зарубежных государств, ресурсные центры, сайты ДИМСИ, налоговые инспекции, фонды социального страхования, администрации города, района, в рекламах местных изданий и т.д.

Грантодающие организации предоставляют финансирование либо по результатам тематических конкурсов, либо по приоритетным программам. В первом случае, надо найти объявление о конкурсе, в котором оговорена тематика и основные требования к проекту (объем и форма подачи, сроки, адреса и пр.) и переделать проект в соответствии с этими требованиями. Во втором случае ограничений сроков и формы проекта нет, важны только приоритеты данного фонда. Заявка-письмо на проект может быть послана в любой срок, а поступившие заявки будут рассмотрены по соответствующим правилам (1 раз в год, полгода, квартал - в зависимости от внутренних правил фонда). Если заявка их заинтересует - будут присланы требования к форме проекта.

Любой фонд получает ежегодно гораздо больше заявок на гранты, чем может их предоставить. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы подаваемая заявка выгодно отличалось от многих других. А это очень трудно сделать, если она будет отредактировано в духе "всем, кого это может заинтересовать". Гораздо лучше попытаться описать проект в рамках интересов фонда.

Некоторые советы по оформлению заявок:

- общественная (социальная) направленность: на улучшение жизни людей, а не на развитие и обогащение организации, привлечение потенциальных сторонников, их равноправие в управлении и реализации проекта;

- конкретность: решаемой проблемы, поставленных задач, планируемых действий, сроков и результатов;

- новизна: нестандартный, тонкий подход, адекватный поставленной проблеме;

- непрерывность: как собственные средства (помещение, оборудование и другие ресурсы, которые уже есть, труд волонтеров, оцененный в эквиваленте зарплаты) будут инвестированы в реализацию проекта по окончании дотирования проекта фондом, откуда будут поступать денежные средства из других источников для обеспечения непрерывности работы по проекту;

- контролируемость: как будут оцениваться результаты, какие будут использованы оценочные критерии;

- логичность: ясная, логическая связь между бюджетом и практической деятельностью, между задачами фонда и проекта;

- реальность, оправданность: соответствие планируемого и уже достигнутого организацией, доказательность, перспективность идеи, высокая квалификация и подготовленность привлеченных кадров;

- открытость: интересам фонда и людям, его представляющим, другим (смежным) организациям, СМИ, общественности.

Ни одна общественная организация не получает финансовые средства от фондов-грантодателей, частных спонсоров, государственных и муниципальных органов власти автоматически, только потому, что является хорошей, в ней работают высококлассные специалисты и много волонтеров. Статистика ДИМСИ показывает, что только одна из десяти финансовых заявок оказывается удовлетворенной. У начинающих организаций шансов удачного «попадания» еще меньше. Главное, не делать трагедии из отказа, а рассматривать это как шанс улучшить свой проект, повысить уровень знаний разработчиков, привлечь большее количество партнеров и сторонников. Необходимо сделать фандрайзинг неотъемлемой частью деятельности общественной организации, такой же, как, например, текущее планирование, пропаганда, привлечение волонтеров и др. Чтобы получить финансовую поддержку, необходимо проделать большую кропотливую работу. Лучше всего это сделать в кругу единомышленников, людей увлеченных и преданных идеалам социального служения.

У социального служения молодежи – большое будущее. Основные направления модернизации общественного движения с точки зрения экономики и менеджмента:

- преодоление отставания материально-финансового оснащения деятельности общественных объединений и переход на многоканальные источники их финансирования, государственно-общественную систему поддержки;

- децентрализация управления;

- дифференциация подготовки руководителей и волонтеров;

- ликвидации крупных структурных перекосов;

- переход к многоступенчатой деятельности;

- разграничение компетенции федеральных, региональных и местных органов поддержки;

- разработка системы социальной защиты лидеров организаций;

- подготовка менеджеров общественных объединений;

- введение преподавание курса маркетинга общественной деятельности и других специализированных курсов экономического характера при подготовке педагогов, социальных работников, особенно организаторов детско-молодежного движения и работников молодежной политики;

- систематизация практики оперативно-хозяйственной деятельности, структуры учёта и отчётности, нормативов, стандартов и регулирующих правовых установок деятельности, процессов финансирования и т.п., организационно-экономических структур общественной деятельности, их функций, инфраструктуры.

Проблематика исследований экономической эффективности деятельности НКО резко расширяется прежде всего за счёт наиболее острых хозяйственных проблем, теоретически необоснованных и решаемых практикой методом проб и ошибок; в первую очередь, это касается новых критериев определения места НКО в целом и их главных компонентов в структуре федеральных и местных приоритетов. Необходимо пересмотреть сам принцип подхода к определению величины необходимых средств для развития НКО, разработав надежные способы измерения индивидуального и социального ущерба от его отставания. С другой стороны, нуждается во всестороннем обосновании многоканальный принцип формирования источников НКО, удовлетворяющий критериям рациональности и социальной справедливости.

Возможные темы исследований экономики НКО: функции менеджеров НКО; специфические критерии для оценок и стимулирования их деятельности; способы стимулирования качества работы педагогов-организаторов; экономическая деятельность некоммерческих организаций применительно к образовательным учреждениям (её налоговый статус, возможности привлечения средств и использования доходов, формы ответственности и отчётности и др.); проектирование модели предпринимательского отношения волонтеров к обучению и воспитанию, включающей как индивидуальные стимулы, так и экономический аспект - насыщение отраслей народного хозяйства квалифицированными специалистами; создание системы индикаторов развития НКО, органически включающей представление о комплексном и долговременном характере ущерба от некачественного удовлетворения потребности, обучения волонтеров, их несоответствия потребностям общества. Общенациональная фундаментальная проблема - сохранение и накопление "человеческого капитала" России. Её экономический аспект неразрывно связан с проблемами народонаселения, генетики, социологии, педагогики, психологии.

Для решения этих задач имеется достаточно детально разработанный в западной литературе инструментарий: модели и критерии индивидуальных решений о вложениях времени и средств в добровольческую деятельность по сравнению с другими альтернативами инвестирования; методики исследований уровней окупаемости различных форм и уровней добровольческой деятельности и роли способностей наемных работников; модели запаздывающего спроса на специалистов, факторов выбора членами НКО различных образовательных учреждений и сфер профессиональной деятельности, зависимостей между уровнем образовательной подготовки волонтеров, способностями и опытом лидеров и организаторов, качеством образования и оплатой специалистов и др.

Вопросы к X главе

Для чего необходимо экономическое обоснование социального служения?

Как органы государственной власти могут использовать потенциал волонтеров в экономическом развитии страны?

Какие направления взаимодействия общественных объединений с рынком труда существует в настоящее время?

Что является конечным экономическим продуктом деятельности НКО?

В чем различие между внешней и внутренней экономической эффективностью НКО? Какие подходы используются для их анализа?

Назовите основные направления научных исследований экономической эффективности НКО.

Что такое «фандрайзинг»? Назовите основные этапы фандрайзинга.

Как рассчитать стоимость труда добровольца?

Как рассчитать стоимость общественной организации?

Что такое бюджет? Как педагогически грамотно подойти к его планированию?

Составьте требования к составлению бюджета проекта социального служения.

Перечислите акции фандрайзинга, представляющие интерес для организаторов социального служения.

Перечислите источники финансирования социального служения.

В каких формах выражается государственная поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений?

Что такое «частное пожертвование»? В чем его особенности применительно к общественному служению?

Назовите условия педагогически грамотного построения отношений общественных объединений с бизнес структурами.

Назовите источники и формы зарубежной поддержки деятельности общественных объединений.

Что такое грант? Кто для НКО Российской Федерации является главными грантодателями?

Чем общественное объединение может заинтересовать грантодающий фонд?

Составьте список грантодателей, поддерживающих деятельность НКО вашей местности.

Решение каких экономических проблем на государственном, региональном и местном уровнях необходимо для развития социального служения?

Какие направления исследований экономической эффективности социального служения перспективны в настоящее время?

ГЛАВА XI

МЕРОПРИЯТИЯ ПРИЗНАНИЯ

Во многих странах существенную поддержку координаторам социального служения оказывает правительство. В Австралии государство финансирует как обучение молодых добровольцев, так и ставки их педагогов-наставников. В Аргентине школа, достигшая наибольших результатов во взаимодействии с общиной, получает солидную премию Президента страны. В Великобритании спонсоры добровольческих организаций "стоят к ним в очереди", поскольку Правительство позаботилась о существенных льготах и налоговых послаблениях филантропам и меценатам. А тем молодым англичанам, которые отработали на благо Родины в год более 200 часов, причитается специальная премия. В Израиле служение молодежи имеет высокое общественное признание, разработана уникальная система государственной поддержки волонтерской деятельности. Ежегодно Правительство страны отмечает вклад 10 самых лучших волонтеров, достигших наиболее значимых результатов в разных социальных областях (образование детей, поддержка инвалидов, престарелых, работа в медицинских и социально-защитных учреждениях и т.д.). Торжественную церемонию вручения дипломов и наград (обычно это книги) волонтером проводят все министры социального блока Правительства на 10-тысячном стадионе, данная акция признания транслируется всеми государственными телеканалами.

Одобрение является важным элементом развития ресурсного потенциала детей, молодежи и взрослых. Необходимо продумать специальную систему поощрений участников общественно значимой деятельности. Важно всегда помнить, что участие в общественной работе - дело добровольное. Сегодня человек захотел помочь, завтра он вправе передумать. Но доброе слово, почетная грамота, памятный диплом - навсегда оставят в сердце человека приятные воспоминания. И кто знает, как вовремя сказанное "спасибо" отразится на судьбе человека. При этом, конечно же, нельзя делать ребенка, молодого человека вечным "молодцом". Хвалить необходимо за конкретно реализованную инициативу, за те вещи, которые действительно получились. Хорошей можно назвать похвалу, которая своевременна, публична, индивидуальна. Награждать за исполнение должного - значит затушевать понимание должного как такового. Поэтому продуманная система поощрения не должна быть определяющей в организации служения. Необходим элемент неожиданности, иначе работа ради награды дискредитирует общественно значимые и воспитательный эффекты служения.

Для профессий, относящихся к типу «человек-человек», свойствен «синдром сгорания» - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоцио­нальное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки (60). Наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»:

• монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

• вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

• строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

• работа с «немотивированными» людьми, постоянно сопротивляющимся усилиям по­мочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

• напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их из­лишний критицизм;

• нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспе­риментирование и инновации;

• работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

• неразрешенные личностные конфликты.

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление «синдрома сгорания», является приня­тие личной ответственности за свою работу.

Способы преодоления «синдрома сгорания»:

• культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью;

• внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкци­онирования со стороны официальных инстанций;

• поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

• удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий);

• стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности;

• способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

• открытость новому опыту;

• умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

• обдуманные обязательства;

• чтение не только профессиональной, но и другой литературы для своего удовольствия и без ориентации на какую-то пользу;

• участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

• периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

• участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные пробле­мы;

• наличие хобби, доставляющего удовольствие.

Чтобы избежать синдрома сгорания, профессионал должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь: живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов (60). Профессиональная деятельность должна способствовать личностному росту и иметь четкую систему признания и поддержки коллег, руководителя, всех участников служения (156, 84).

Система поощрения волонтера может включать:

- подарочные футболки, грамоты, значки, плакаты, книги и т.д.;

- удостаивание участников чести выступить по телевидению, на радио или в местных газетах;

- награждение участника перед группой специально приглашённых людей или индивидуально;

- подготовка публикации о достижениях участника, видеофильма или сайта о добровольцах-героях;

- награждение от официальных лиц;

- фотография с официальными лицами или известными людьми;

- запись в личное дело учащегося, трудовую книжку работающего; благодарственные письма и сертификаты признания (публично, на имя директора, ректора, декана);

- предоставление возможности дальнейшего обучения по проекту, выбранной специализации:

- объявление номинаций "Герои нашего времени" (лучшие организации, учреждения, проекты, спонсоры, люди, издания и т.д.);

- торжественный приём или обед добровольцев;

- участие в волонтерских съездах, слетах, лагерях (в том числе за рубежом);

- трудоустройство, рекомендации для трудоустройства;

- специальная стипендия, премия, приз и т.д. и т.п.

Ассоциация юных лидеров, основываясь на концепции американских специалистов (Sue Vineyard “Beyond Banguets, Plagues and Pines: The Art and Science of Innovative Appreciation”), предлагает систему признания добровольцев, исходя из их мотивации, направленной на участие, достижение или власть. Для определения типа мотивации, добровольцу задаются вопросы:

• Чем ему больше всего нравится заниматься, какая работа больше всего нравится?

• Опишите идеального руководителя.

• Опишите самую приятную и худшую награду.

Специалистами подмечено, что мотивации человека могут ме­няться на разных этапах жизни. Поэтому следует быть внимательным и действовать гибко в случае изменения мотивации.

Человек, чья основная мотивация — участие:

• Нуждается в межличностном взаимодействии.

• Работает, чтобы иметь друзей.

• Любит быть вовлеченным в групповую деятельность.

• Стремится иметь личные, дружеские отношения с начальством.

• Лучше всего взаимодействует с людьми, которых хорошо знает.

• Нуждается в положительной оценке.

• Стремится делать людей счастливыми.

• Нуждается в общении.

... и иногда пожертвует интересами организации ради того, чтобы быть популярным.

Человек, чья основная мотивация — достижения:

• Нуждается в конкретных заданиях, чтобы работать.

• Качественно работает.

• Стремится к ответственности.

• Нуждается в обратной связи.

• Доводит начатое до конца.

• Рассматривает проблемы как вызов.

• Нуждается в ощутимом поощрении.

• Нуждается в индивидуальных, особенных критериях для измерения успеха его деятельности.

• Любит решать проблемы.

... и иногда пожертвует интересами других ради своих целей.

Человек, чья основная мотивация — власть:

• Представляет собой комбинацию всех трех мотиваций.

• Нуждается в высоком уровне влияния на других людей.

• Может эффективно работать как один, так и в команде.

• Любит обучать других.

• Может действовать в интересах людей или организации.

• Стремится занять кресло начальника.

• Убедительный.

• Самообучаем и самонаправляем.

... и иногда пожертвует интересами других людей и всей организации ради своих целей, применяя при этом диктаторский стиль лидерства, руководства.

Способы удовлетворения потребностей людей с различными мо­тивациями.

Человек, чья основная мотивация — участие:

• Любое признание заслуг, сделанное в присутствии друзей или семьи.

• Приглашение на банкет, вечеринку.

• Упоминание в местной прессе.

• Знаки внимания от начальника.

• Персональные поздравления от начальника с праздниками.

• Возможности для общения на работу.

• Деятельность, позволяющая общаться, знакомиться с новыми людьми.

• Письменная благодарность.

• Неожиданные благодарности.

• Просто личные разговоры с начальником.

Человек, чья основная мотивация — достижения:

• Возможность быть вовлеченным в процесс принятия решений.

• Предоставление возможности быть ответственным за отдельный участок работы.

• Возможности подавать собственные идеи о путях достижения це­лей.

• Деятельность, не позволяющая терять время понапрасну.

• Вовлечение в процесс принятия решений, которые напрямую на него влияют.

• Возможность знать о плане и желаемом результате.

• Представление его новым людям с указанием поля ответственно­сти.

• Документы от начальника, признающие его достижения.

• Задания, предлагающие возможности выполнить или перевыпол­нить какие-либо установленные нормы.

• Возможности для совершенствования или продвижения.

• Задания с четко обозначенными целями.

Человек, чья основная мотивация — власть:

• Рабочее задание, которое позволило бы организовывать других.

• Задание, которое позволило бы взаимодействовать с властными структурами.

• Задания, позволяющие обучать других.

• Солидное название должности.

• Возможность быть узнаваемой персоной в официальных кругах.

• Возможность провести свободное время с людьми, облеченными властью, в неофициальной обстановке.

• Статья в прессе с рассказом о вкладе данного человека в успех проекта, организации.

• Возможность внедрять новое в деятельность организации.

• Возможность высказать собственные идеи по важным для органи­зации вопросам.

• Возможность принять участие в переговорах.

• Возможность внесения собственных идей о том, как можно повы­сить статус и уровень известности организации (5, 72-73).

Церемония награждения может проводиться в виде торжественного приёма или обеда членов сообщества и добровольцев. Помочь в этом могут местные столовые и рестораны. Лидеры сообщества, местные правительственные должностные лица (сенаторы, депутаты, главы районных администраций, члены муниципалитета или знаменитости области) могут произнести речь и вручить награды. Молодых людей, которые получат награды, следует также попросить произнести небольшую речь во время церемонии. Установив контакт с местными образовательными и культурно-развлекательными учреждениями, можно обеспечить творческую программу. Призовой фонд могут пополнить дружественные общественные объединения.

Возможна организация конкурса «Молодые Герои»: назначаются номинанты от каждой молодёжной организации и образовательного учреждения, или молодые люди выдвигают кандидатуры своих сверстников. Одной из номинаций награждения мог бы быть "Лучший социальный проект".

Возможно включение в мероприятия признания религиозных услуг. Так, церковная служба может быть организована для пробуждения духа служения в молодых людях.

Возможно организовать бесплатный концерт с выступлением местных школьных музыкальных или театральных групп. Тема - "служение обществу". Молодые люди, которые участвуют в мероприятиях служения, могут, например, прочитать свои любимые цитаты о служении или представить свои собственные идеи и мысли по этой теме.

Возможен вариант организации публичного обсуждения с добровольцами, выпускниками, администраторами, политическими деятелями и лидерами сообщества, где в центре внимания будет тема значения служения для общества. Презентации могли бы включать видео-показы, демонстрацию слайдов или чт

Наши рекомендации