II. Цель, задачи и принципы портфолио
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА В ОГБОУ СПО «РМСК»
Рязань 2013
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует требования к портфолио студентов в ОГБОУ СПО «РМСК» как способу фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений выпускника за период его обучения. Портфолио – это комплект документов в электронном и (или) печатном виде (документы, являющиеся основанием достижений, подтверждающие осуществленную деятельность, представляются на бумажном носителе), содержащий информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения выпускника.
1.2. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важнейшим элементом компетентностного подхода в системе непрерывного и опережающего обучения при получении медико-социального профессионального образования.
1.3. Портфолио дополняет основные контрольно-оценочные материалы по промежуточной и итоговой аттестации обучающихся ОГБОУ СПО «РМСК» и позволяет учитывать не только уровень освоения профессиональных компетенций студента, но и уровень всесторонней самореализации в образовательной среде.
1.4. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжения Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (до 2020 г.)», федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), Устава ОГБОУ СПО«РМСК», положений о создании комплекта контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю (дисциплине) в ОГБОУ СПО«РМСК».
1.5. Сбор материалов и фиксирование информации портфолио осуществляется студентом в период его обучения в колледже и является обязательным для каждого обучающегося.
1.6. Пользователями портфолио студента являются преподаватели колледжа, реализующие образовательную программу по специальности (оценивают, подписывают материалы портфолио), куратор учебной группы и заведующие учебными отделениями в группах, находящихся на самоопределении (отслеживает этапность и систематичность формирования портфолио), работодатель (оценивает уровень сформированности профессиональных умений, оформляет отзывы и рекомендации по дальнейшему профессиональному развитию и становлению студента), заведующие учебными отделениями, в филиалах – заведующие учебно-производственными отделами (осуществляют допуск к аттестации).
1.7. Показателями оценки портфолио, его презентации и защиты являются параметры показателей оценки результата сформированности компетенций или их сочетаний.
ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА
ОГБОУ СПО «РМСК»
Файл «Общая часть (сведения об авторе)»
Фото Фамилия________________________________________________
студента Имя ____________________________________________________
Отчество _______________________________________________
Дата рождения ___________________________________________
Контактный телефон _____________________________________
E-mail __________________________________________________
Образование (какую школу окончил, год окончания)
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Дополнительное образование (если есть: начальное профессиональное образование или музыкальная школа, спортивный разряд, тренинги, семинары, др.)
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Специальность ___________________________________________________________
Группа __________________________________________________________________
Общ. должность в группе__________________________________________________
_____________________________________________________________________________________Увлечения, хобби _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________Миссия и др. (согласно п.3.2.1. Положения и приложения D) ________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Папка «Накопительная часть»
Файл «Образовательные достижения»
(освоенные в процессе учебно-профессиональной деятельности компетенции)
ОГБОУ СПО «РМСК»
Индивидуальная ведомость квалификационного экзамена ПМ _____
________________________________________________
(название)
Группа № ФИО
Общие компетенции | Результат | ФИО педагога | Подпись |
OK 1. … | |||
… | |||
ПК 1. … |
Дата
Вид профессиональной деятельности:
Экзаменаторы: /
* Примечание: Согласно ФГОС СПО обозначаются все общие и профессиональные компетенции избранной специальности.
Освоение дополнительных образовательных программ
№ п/п | Название программы | Количество часов | Место и период обучения | Полученный документ |
Файл «Достижения в области использования
Папка «Портфолио отзывов»
В электронном (отсканированном) виде содержит все виды сгруппированных по темам отзывов и характеристик (п. 3.4. Положения), подтверждающих уровень познавательной активности, способностей, мотивации и др., а также папку оригиналов этих документов в печатном виде, являющихся основанием, подтверждением участия, деятельности и т.д. При отсутствии возможности отсканировать указанные документы достаточно указать их название, когда и кем выданы.
Папка «Портфолио работ»
Содержит электронный материал всех видов учебно- и научно-исследовательской продукции, обозначенной в п. 3.5. Положения. При возможности комплектуется папка этих материалов в печатном виде.
Основные понятия, используемые в Положении
Аутентичный – соответствующий подлинному, действительный, верный, основанный на первоисточнике.
Инновация – внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процесса. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, рационализации. Этапы инновации: разработка – процесс внедрения – получение качественного улучшения.
Компетенция –совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Методика –совокупность методов, приемов, изученных и опробованных в результате преподавательской деятельности.
Миссия – это более или менее объективная характеристика призвания, предназначения и сферы деятельности человека, личности. Для обучающегося она связана с качественным овладением общими, культурными и профессиональными компетенциями, развитием личностного потенциала, профессионального самосознания и т.д. с целью стать высококвалифицированным специалистом в определенной области, совершенствоваться в профессиональной сфере деятельности, приносить пользу людям, созидать на благо общества и государства. В зависимости от потенциала человека, его установок и стремлений миссия приобретает яркие индивидуальные черты.
Образовательная технология –процессная система совместной деятельности студента и преподавателя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам процесса.
Рефлексия– размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий.
Социализация личности –процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе, который начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
Стратегия –система правил, выбираемых человеком в процессе решения любой задачи, а также это тот путь, по которому движутся рассуждения человека, приближаясь к решению или удаляясь от него.
Формализация –отображение результатов мышления в точных понятиях и утверждениях.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА В ОГБОУ СПО «РМСК»
Рязань 2013
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует требования к портфолио студентов в ОГБОУ СПО «РМСК» как способу фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений выпускника за период его обучения. Портфолио – это комплект документов в электронном и (или) печатном виде (документы, являющиеся основанием достижений, подтверждающие осуществленную деятельность, представляются на бумажном носителе), содержащий информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения выпускника.
1.2. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важнейшим элементом компетентностного подхода в системе непрерывного и опережающего обучения при получении медико-социального профессионального образования.
1.3. Портфолио дополняет основные контрольно-оценочные материалы по промежуточной и итоговой аттестации обучающихся ОГБОУ СПО «РМСК» и позволяет учитывать не только уровень освоения профессиональных компетенций студента, но и уровень всесторонней самореализации в образовательной среде.
1.4. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжения Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (до 2020 г.)», федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), Устава ОГБОУ СПО«РМСК», положений о создании комплекта контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю (дисциплине) в ОГБОУ СПО«РМСК».
1.5. Сбор материалов и фиксирование информации портфолио осуществляется студентом в период его обучения в колледже и является обязательным для каждого обучающегося.
1.6. Пользователями портфолио студента являются преподаватели колледжа, реализующие образовательную программу по специальности (оценивают, подписывают материалы портфолио), куратор учебной группы и заведующие учебными отделениями в группах, находящихся на самоопределении (отслеживает этапность и систематичность формирования портфолио), работодатель (оценивает уровень сформированности профессиональных умений, оформляет отзывы и рекомендации по дальнейшему профессиональному развитию и становлению студента), заведующие учебными отделениями, в филиалах – заведующие учебно-производственными отделами (осуществляют допуск к аттестации).
1.7. Показателями оценки портфолио, его презентации и защиты являются параметры показателей оценки результата сформированности компетенций или их сочетаний.
II. Цель, задачи и принципы портфолио
2.1. Основная цель портфолио – обеспечить отслеживание и доказательство прогресса индивидуального развития студента в широком образовательном контексте в рамках реализации компетентностной модели профессионально-личностного становления выпускника колледжа (индикатор усилий, личностных способностей студента в освоении профессиональных компетенций, компетенций в плане деятельности, социально-коммуникативных и личностных) по результатам, приложенным усилиям и продуктам деятельности.
2.2. Задачи портфолио:
- формирование, поддержка и стимулирование мотивации деятельности студентов в их профессионально-личностном становлении в рамках индивидуальных образовательных траекторий;
- поощрение активности и самостоятельности обучающихся, умения планировать и организовывать свою деятельность;
- развитие рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности студентов;
- расширение возможности самообучения, самоорганизации, самооценки, саморазвития студентов;
- формирование ответственности за становление своего профессионально-личностного статуса;
- осуществление мониторинга индивидуального прогресса студента в процессе обучения с дальнейшей экспертизой сформированности всех видов компетенций.
2.3. Принципы портфолио:
- оптимальности (создание наиболее благоприятных условий с помощью мотивации, исключая соперничество, сочетая индивидуальную и коллективную работу, предоставляя возможность выбора вида деятельности, способа представления результатов и др.);
- значимости и созидательности результатов;
- аутентичности (истинности, реальности) индивидуализированных оценок;
- формализации (отображения результатов мышления в точных понятиях и утверждениях);
- ориентации не только на результат, но и на процесс деятельности;
- ориентации на самооценку;
- профессиональной этики и открытости.
2.4. Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что является важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.
2.5. Портфолио в дальнейшем служит основой для составления резюме выпускника при трудоустройстве, продолжении образования и др.
III. Примерная структура и содержание портфолио
3.1. Содержание портфолио определяется студентом самостоятельно, с учетом выбранного вида портфолио:
- портфолио документов;
- портфолио отзывов;
- портфолио работ;
- комбинированное портфолио.
3.2. Структура портфолио студента ОГБОУ СПО «РМСК» включает в себя следующие разделы:
3.2.1. Общая часть (сведения об авторе: фотография, Ф.И.О., контактный телефон, специальность, группа, предшествующее образование – основное и если есть – дополнительное, общие сведения, представление о собственной миссии (приложение 4), жизненных и профессиональных ценностях, профессиональных планах и др., увлечениях, хобби; цель и задачи портфолио, его содержание) (приложение 2).
3.2.2. Накопительная часть (с указанием временных данных) (приложение 2):
- образовательные достижения – освоенные обучающимися в процессе учебно-профессиональной деятельности компетенции, оценка которых осуществляется в процессе текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации на основе соотнесения фактически полученных результатов с требованиями ФГОС СПО; получение дополнительного образования;
- достижения в области использования современных инновационных технологий в образовании (активное использование инновационных, в том числе информационных, технологий обучения в самостоятельной работе, пользование электронно-библиотечной системой, др.);
- профессионально-практические достижения – эффективный результат применения освоенных компетенций в различных видах практик, подтверждаемый документами оценочного характера;
- достижения в учебно- и научно-исследовательской деятельности (выполненные рефераты, курсовые работы, выпускные квалификационные работы; участие в конференциях, работа в научном студенческом обществе, академических кружках, участие в программе по профессиональному воспитанию «Призвание», др.);
- достижения в социализации личности, осознание себя будущим членом медицинского сообщества (работа в органах студенческого самоуправления, участие в программах «Растим патриотов», «Растим таланты», спортивная, клубная, театральная деятельность, волонтерство, сотрудничество с другими коллективами и организациями, др.);
- достижения в реализации здоровьесберегающей политики колледжа: учиться быть здоровыми и помогать в этом другим (участие в работе школы здорового образа жизни, по укреплению морально-этических установок; пропаганда здорового образа жизни, спортивной активности, др.).
3.2.3. Рефлексивно-оценочная часть (самооценка и анализ образовательных, профессиональных, социально-коммуникативных достижений, компетенций, освоенных на отдельном этапе профессионально-личностного становления, выделение проблем, возможных причин их возникновения, определение перспектив профессионального и личностного саморазвития).
Студент имеет право вносить изменения в рекомендованную структуру портфолио с учетом выбранного вида портфолио и наиболее предпочтительных интересов и склонностей, наиболее ярко проявляющихся компетенций.
3.3. Портфолио документов может содержать (приложение 3):
- документы, подтверждающие участие студента в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, проектах; грамоты, похвальные листы за высокие учебные достижения;
- сертификаты, грамоты, похвальные листы по результатам профессиональной деятельности в рамках различных видов практики, участия в проектах по пропаганде здорового образа жизни;
- сертификаты, грамоты, свидетельства участия в студенческом самоуправлении, социально-культурных, творческих и спортивных мероприятиях, локальных и иных проектах, программах, клубной работе, др.
3.4. Портфолио отзывов может содержать (приложение 3):
- письменные отзывы и характеристики педагогов колледжа, куратора, руководителей структурных подразделений, представителей администрации колледжа, подтверждающие высокий уровень познавательной активности, академических способностей, мотивации студента в учебно-профессиональной, социально-коммуникативной деятельности;
- письменные отзывы и характеристики руководителей различных видов практики, представителей администрации учреждений, в которых студент проходил практику, аргументированно подтверждающие высокий уровень освоения студентом профессиональных компетенций, укрепление авторитета профессии, высокий уровень развития профессионально-значимых личностных качеств, письменный самоанализ;
- отзывы и рецензии на рефераты, курсовые работы, выпускную квалификационную работу, др.
3.5. Портфолио работ (приложение 3) может содержать учебно- и научно-исследовательскую продукцию, инновационные проекты, самостоятельно и под руководством педагога-руководителя разработанные студентом и получившие достаточно высокую оценку (педагогов колледжа или представителей медицинских или фармацевтических учреждений):
- презентации, мультимедийное сопровождение фрагментов занятий, др.;
- буклеты, постеры, разработки любого вида деятельности;
- тезисы рефератов, курсовых работ, выступлений на научно-практических конференциях, тексты докладов, тезисы выпускной квалификационной работы;
- творческие, исследовательские, проектные работы студента;
- визуальные свидетельства, подтверждающие готовность студента к осуществлению профессиональной деятельности (фото-, видеоматериалы, др.);
- программы и планы профессионального самосовершенствования.
Наиболее перспективный вид деятельности в учебно- и научно-исследовательской работе – участие в разработке и/или внедрении учебных продуктов: сценария коллективного тренинга по модулю дисциплины, обучающей компьютерной программы, тестовых баз и др., участие в социологических и маркетинговых исследованиях ОГБОУ СПО «РМСК».
3.5. Комбинированное портфолио может содержать материалы разных видов (документы, отзывы, работы) (приложение 3).
3.6. Объективная оценка уровня достижений студента предназначена для получения достоверной информации о его уровне освоения общими и профессиональными компетенциями согласно требованиям ФГОС СПО (приложения 1, 2, 3), выявленных положительных и отрицательных тенденциях в деятельности студента с целью последующей коррекции.
4.5. Каждый студент подводит итог своих достижений в конце семестра, в конце учебного года, по завершении обучения.
4.6. Результаты, отраженные в портфолио, позволяют судить о степени соответствия конкретным параметрам в рамках модели профессионально-личностного становления выпускника ОГБОУ СПО «РМСК» и его готовности к успешной трудовой деятельности.
РАЗРАБОТАНО
Руководитель ОНИООП Л.Е. Кузнецова
СОГЛАСОВАНО
Начальник планово-
экономического отдела О.Н. Рязанцева
______________ г.
Руководитель ОМКОП Т.П. Журавлева
_____________ г.
Юрисконсульт Ю.А. Комаров
_____________ г.
Председатель ППО сотрудников М.А. Ржанникова
_____________ г.
Приложение №1