Подростковый возраст: общая характеристика периода.
Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.
Подростковый возраст охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет. Заканчивается он по-разному: в 15, 16, 17 или даже в 18 лет.
Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Его характерная особенность – быстрый темп полового созревания. Он начинается в младшем подростковом возрасте. К концу периода завершается физическое формирование взрослого, способного к воспроизводству человека.
Тело ребенка начинает стремительно меняться, может резко прибавить в росте, начинается половое созревание. Ребенок в этом возрасте начинает аргументировать свою точку зрения, активно развивается абстрактное мышление. Чаще ребенок сосредоточен на общении со своими сверстниками. Учеба отходит на второй план, в этом возрасте может возникнуть тяга к противоположному полу. В этом возрасте ребенок эмоциональнее, агрессивнее.
У подростков резко увеличивается скорость полового развития. Самые значительные изменения происходят в центральной нервной и эндокринной системах. Происходит выброс гормонов. Проявляются явные признаки полового созревания, у девочек и мальчиков окончательно формируется разница во внешнем облике и в моделях поведения. В это время у подростков отмечается повышенная утомляемость, усиленный рост, усиленный рост скелета приводит к нарушениям осанки т.к. опережает рост мускулатуры.
Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством (с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них) и зрелостью (самостоятельной жизнью, воспроизведению и воспитанию потомства).
Одним из центральных новообразований в личности подростка является возникновение у него чувства взрослости, самостоятельности, возникает повышенный интерес к внешности.
Общая характеристика подросткового возраста отличаются следующими чертами поведения:
• эмоциональной неустойчивостью;
• резкими перепадами настроения;
• чувствительность к оценке посторонних своей внешности
• повышенным вниманием к себе;
• резкостью суждений;
• неуверенностью в своих силах.
Внимание является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Он может долгое время сохранять устойчивость и высокую интенсивность внимания.
Память объем памяти увеличивается за счет логического осмысления материала. Становится доступным запоминание абстрактного материала.
Мышлениесущественные сдвиги происходя в интеллектуальной деятельности подростков.
22 вопрос. Кризис 13 лет. Общая характеристика новообразования.
Кризис 13 лет(подростковый кризис, кризис социального развития)
Причины:
Переход от «детства» к «взрослости»:
1. Приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. 2. Развитие духовности и интеллектуального потенциала. 3. Выбор и подготовка к профессии.
На этом этапе ребенок взрослеет, у него появляются свои взгляды на жизнь. Кризис подросткового возраста отчасти напоминает кризис трёх лет («Я сам»), только здесь «Я сам» трактуется в социальном смысле. Изменения в поведении ребенка начинают происходить под влиянием роста организма.
Начинается период полового созревания
Чувства и эмоции с трудом поддаются его контролю. Этим объясняются вспышки раздражительности и агрессии. Меняется тело подростка, начинают формироваться вторичные половые признаки. Одним из симптомов кризиса подросткового возраста является появление чувства взрослости. Подросток уже ощущает себя взрослым и старается всем доказать, что он уже не ребенок. Появляются атрибуты «взрослой жизни» - манера разговора, одежда, стремясь быть похожими на взрослых, подростки начинают пробовать курить, употреблять спиртные напитки.
Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Подросток, не игнорируя учебы, придает особое значение общению. Психологическая зависимость от родителей становится меньше. Свои дела, планы, секреты подросток доверяет не родителям, а другу.
Изменяются отношения между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. Рефлексия на себя, на других, на общество. Стремление к «Мы». Но теперь это «Мы» составляют сверстники, а не члены семьи, как прежде.
8. Негативизм. Подростки оказывают сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активно отстаивают свои права на самостоятельность, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Смысл (новообразования):
1. Познание себя как такового, начало становления личности. Самосознание подростка включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности.
2. «Чувство взрослости».