Третья лекция. Дорнах, 7 октября 1923 г.
Продолжим рассмотрение кругооборота года с той точки зрения, как мы начали это вчера и позавчера. Нам должно стать ясным, что в глубинах зимнего времени земля6, в сущности, отъединяется от космоса. В течение зимы земля становится, так сказать, целостной землей, ее земная природа концентрируется. Чтобы выявить противоположность, заметим, что во время середины лета земля отдается космосу, живет с космосом. А промежуточные состояния, весна и осень, всегда согласованы с этими обоими экстремумами. Все это имеет глубочайшее благоприятное значение для всей жизни земли. Разумеется, все, что я буду говорить, относится к той части земной поверхности, где происходит переход от зимы к весне.
Как и в ближайшие дни, мы будем исходить из чисто материального. Рассмотрим сначала значительнейшее для всего существа земли явление - то, что для зимнего времени должно быть принято во внимание как важнейшее, а именно осаждение, солеобразование. Конкретнее - осаждение извести. Стоит вам только выйти отсюда, как со всех сторон будете вы окружены известковыми отложениями Юры; вы можете наблюдать перед собой все то, что я описал вам в начале этого изложения.
Рассмотренная внешне, известь для человека - это и есть известь, и в различные времена для чисто внешнего наблюдения нет никакой видимой разницы между так называемой зимней известью и весенней из вестью. Но такое безразличие характерно только для той точки зрения, которую я охарактеризовал как поспешную (буквально - точка зрения блохи. - Прим. пер.). Метаморфозы извести выявляются именно тогда, когда рассмотрение распространяется дальше, в космос. И здесь появляется тонкое различие между зимней и весенней известью, этим важнейшим отложением нашей земной почвы. Зимняя известь является, так сказать, сущностью, удовлетворенной в себе. После многочисленных рассмотрений, которые мы здесь проводили, мы имеем право говорить о таких вещах, как о живущих, одушевленных сущностях, - ведь мы знаем, что душа и дух находятся в основе повсюду. Итак, зимняя известь является некоторым образом в себе удовлетворенной сущностью.
Эта зимняя известь, если углубиться в ее существо интуитивно - "интуитивно" в том значении, как это понятие употреблено в моей книге "Как достигнуть познания высших миров", - пронизана разнообразнейшей духовностью. Это элементарные существа, которые живут в земном. Зимняя известь проникнута духом. Она обладает довольством такого рода, как и человеческая голова, разрешающая важную проблему и радующаяся тому, что она имеет мысли, которые позволили найти решение. И как в интуиции чувствование воспринимается повсюду, так же и во всем объеме земного образования извести в течение зимнего времени воспринимается внутреннее удовлетворение.
Не правда ли, плывя под водой, повсюду воспринимают воду? А если духовно движутся в процессе образования извести, то в зимнее время воспринимают повсюду удовлетворенность, которая изливается во внутренней оживленности, пронизанности этой зимней извести живыми преобразующимися образами, раскрывающимися в имагинациях, живыми преобразующимися образами духовного вида. Но когда дело идет к весне, а именно когда подходит март, известь по своим духовным качествам становится, можно сказать, бесчувственной. Она более не обладает этими духовными качествами, потому что, как мы это знаем из прежних рассмотрений, элементарные существа вследствие своего рода духовно-космического дыхания направляются в космос. Она становится бесчувственной в своих мыслительно-духовных свойствах. Но удивительно то, что она становится в это время жадной. Она развивает род внутренней жизненности. Все больше и больше тонкая жизнь осуществляется в извести, причем эта жизнь извести становится при приближении весны и лета внутренне тем подвижнее, чем больше произрастают растения.
Конечно, это выявляется не грубо, а тонко, интимно, но это выявляется. Растущие растения отнимают у извести, распределенной в земле, кое-что связанное с водой и кое-что связанное с углекислотой - то, в чем она сама нуждается. Это и обусловливает ее внутренне оживление. Она становится живой. Но вследствие того, что известь внутренне оживляется, она развивает огромные силы, привлекающие ариманические существа. Эти ариманические существа получают, во всяком случае, надежду, когда дело идет к весне. По отношению к природе они обычно не имеют никаких надежд, так как только внутри человека могут они культивировать свое существо. Обычно эти ариманические существа могут действовать в ариманической природе человека. Но ближе к весне весенняя известь производит на них такое впечатление, что они полагают, будто во всей природе им удастся распространить свою драконовскую природу и что они, находя живую весеннюю природу, находя живую весеннюю известь, получат также возможность привлекать из космоса астральность для того, чтобы одушевлять эту живую известь, пронизывать ее душой. Так что, когда подходит март, по-настоящему ясновидящий наблюдатель природы обнаруживает замечательное зрелище: всюду видно, как надежды ариманических существ в имагинациях разыгрываются над землей, мне хотелось бы сказать, подобно духовному ветру, овевающему все, видно, как ариманические существа стараются вызвать сверху как бы дождь астрального. Этот дождь астрального, который они хотят вызвать, если бы смогли это сделать, - а они всеми силами стремятся к этому - в летнее время превратил бы землю, хотя бы частично, насколько она является известью, в одушевленное, живое существо. И каждую весну ариманические существа стремятся к этому - превратить землю в живое, одушевленное существо. Так что, если бы какое-нибудь существо наступило затем, осенью, ногой на землю, земля бы почувствовала от этого боль.
Однако это стремление, эта иллюзия, присущая каждой весной ариманическим существам, каждую весну уничтожается. Конечно, с человеческой точки зрения можно сказать: ариманические существа должны стать достаточно разумными, чтобы отказаться от этой надежды. Но в мире происходит не так, как это представляет себе человек, и это просто факт, что ариманические существа каждую весну снова питают новые надежды превратить землю в живое, одушевленное существо благодаря астральному дождю сверху. И каждый год эти иллюзии рассеиваются.
Но эти иллюзии не безопасны для человека. Человек употребляет в пищу именно те продукты природы, которые произрастают в этой атмосфере надежд и иллюзий, и, в сущности, было бы наивным для человека думать, что он ест хлеб из чистого, смолотого и испеченного зерна. Внутри этого смолотого и испеченного зерна - иллюзии и надежды ариманических существ. Внешне они разрушаются. Но тем больше пробуждается страстное желание ариманических существ достичь своей цели там, где уже есть душа, - в человеке. Так что, в сущности, каждую весну человекподвергается опасности стать жертвой ариманических существ, хотя все это разыгрывается интимно. Действительно, весной человек гораздо больше подвержен в этом отношении воздействиям ариманических сил, чем в остальные времена года.
Нечто другое происходит, если мы направим свой взгляд вверх. Глядя вверх, туда, куда поднимаются элементарные существа земли, где они связываются с облачными образованиями и получают внутреннюю подвижность, которая подчинена планетарной жизни, видят нечто иное. Когда приходит март и внизу ариманические сущности распространяют свое существо, наверху видно нечто иное. Тут элементарные существа поднимаются вверх: то, что внутри земли, как правило, исключительно духовно, нематериально, но то, что изживает себя в материальном, это восходит в те области, где есть испарения, воздух, тепло. И здесь все то, что происходит в двигающихся элементарных существах, пронизывается сверху люциферическими сущностями. Как внизу ариманические сущности питают свои надежды и развивают свои иллюзии, так вверху развивают свои иллюзии и надежды люциферические существа.
Если мы точно проникнем в природу ариманических существ, мы найдем, что она, в сущности, эфирная. В конечном счете ариманические существа - это существа, низвергнутые Михаилом, и у них нет иной возможности распространить свое господство над землей, кроме как воспользоваться становящейся оживленно-жадной известью. Люциферические существа наверху устремляются и пронизывают то, что восходит наверх, и здесь, в верхних элементах земли, приобретает подвижность. Они пронизывают это. В сущности, эти люциферические существа имеют чисто астральную природу. Они надеются, что благодаря всему тому, что весной начинает стремиться вверх, им удастся пронизать свою астральную природу эфирнойприродой и поднять эфирную оболочку земли, которая была бы тогда заселена ими самими.
Можно сказать: ариманические существа стремятся одушевить землю астральным (см. Доска 3, красное); люциферические же существа стремятся сверху вниз для того, чтобы в свое существо вобрать эфирное (голубое с желтым).
Когда весной начинают расти растения, они ассимилируют углекислоту, втягивают ее. И эта углекислота есть нечто такое, что благодаря растительному покрову весной действует в более высокой области, чем зимой. Эта углекислота поднимается наверх в область растений. Когда весной начинают расти растения, эта углекислота становится привлекательной для люциферических существ. И в то время как ариманические существа стремятся вызвать своего рода астральный дождь, чтобы одушевить живую известь, люциферические существа стремятся к подъему углекислоты, к своего рода испарению углекислоты вверх от земли (см. Доска 3, голубое). Если бы это им удалось, дыхание на земле должно было бы прекратиться и они стали бы вытягивать наверх все то, что в человеке не связано с дыханием, его эфирное, и, связывая себя с эфирным человеком, они были бы в состоянии стать эфирными существами, в то время как они только астральные существа. Так с уничтожением всего, что внизу принадлежит человеческому и животному миру, там, наверху, образовалась бы оболочка эфирных ангелических существ. Вот к чему, в свою очередь, стремятся люциферические существа, когда наступает март, конец марта. Они надеются превратить всю землю в такую тонкую оболочку земли, в которой они, сгустившись благодаря эфирной природе человека, смогли бы культивировать свое существо.
Если бы исполнились надежды ариманических существ, все человечество должно было бы постепенно раствориться в земле. Земля стала бы вбирать в себя людей. И наконец - это является также намерением Аримана - вся земля превратилась бы в огромное существо, в котором неким образом были бы растворены все люди. Они были бы связаны с этим единым существом земли. Но переход к такому бытию, связанности с этим существом земли, состоял бы в том, что человек во всем своем организме все более и более уподоблялся бы оживленной извести. Ожившую известь он все сильнее связывал бы со своим организмом, все более обызвествлялся. Вследствие этого его образ стал бы метаморфизироваться, превращаться в образ, который выглядел бы совершенно иначе, приблизительно так: склеротизированный образ с подобием крыльев летучей мыши и вот такой головой (Доска 4). Тогда он был бы в состоянии постепенно растворяться в земном, так что земное, как земля в целом, стало бы земно-живым существом ариманиче-ского рода.
Если бы, с другой стороны, люциферические сущности извлекли эфирное человека и благодаря этому смогли бы из своей астральности сгуститься до эфирного, тогда возникло бы нечто эфирное, не имеющее нижней части человеческого организма и с измененными верхними частями: это было бы тело, образованное из испарений земли (см. Доска 4, голубое), построенное только до груди и имеющее идеальную, увеличенную человеческую голову (красное). Причем это существо имело бы крылья, как бы рождающиеся из облаков (желтое). Эти крылья сходились бы впереди к своего рода увеличенной гортани, они стали бы вот здесь, сбоку, уплотняться в ушные раковины - в органы слуха, в свою очередь связанные с гортанью.
Вы видите, как здесь, внизу, образуется то, что я попытался изобразить в образе Аримана, который нарисован вверху на куполе и находится в деревянной скульптурной группе; также видите и то, что сложи лось бы в люциферический образ, (Имеется в виду изображенный на куполе Гетеанума и запечатленный в деревянной скульптурной группе образ Христа - в центре, - одерживающего победу над образами Аримана - внизу, и Люцифера - вверху. - Прим. пер.) что образовалось бы в люциферическом из испарений земли и облаков, если бы люциферические сущности смогли вобрать эфирное земли.
И тут указаны два полюса для человека: один из них - тот, чем стал бы человек, если бы, попав под влияние Аримана, стал впитывать живую известь и благодаря этому постепенно стал единым с землей, растворился во всем живом и чувствующем существе Земли, - это один полюс. Другой полюс - это то, чем стал бы человек, если бы люциферическим существам удалось выполнить то, что они хотят, - вызвать снизу подъем испарений углекислоты, так что дыхание должно было бы исчезнуть, и тогда исчез бы человек как физическое существо, причем эфирное тело было бы связано с тем, что находится там, наверху, с люциферическими астральными ангельскими существами.
Снова можно сказать: это надежды, это иллюзии люциферических существ. Кто ясновидяще направит свой взор в мировые дали, тот увидит в тянущихся облаках не только то, что, как это говорится в шекспировской трагедии, "то верблюд, то еще что-нибудь", но и, если подходит март, динамически устремляющиеся силы люциферических ангелов, желающих создать там люциферическую оболочку земного и оторвать человеческий род от земли. Между этими полюсами парит человек. И ариманические, и люциферические существа хотят искоренить человечество в том виде, каким оно является сейчас.
Эти различные воздействия проявляются в земной жизни. И снова внешняя природа разрушает каждый год то, на что надеются люциферические существа, но в человеке это действует. И весной человек подвержен, с одной стороны, ариманическим силам, а с другой стороны, все более и более подвержен - это остается и летом - люциферическим существам.
Для человеческого существа, каким оно является сейчас, дело обстоит таким образом: в жизни человека это выявляется весьма интимно, и заметить это может только тот, кто обладает натурой, чувствительной к духовному, кто действительно может сопереживать то, что происходит в космосе в кругообороте года. Но для более ранних времен, даже еще и для послеатлантического времени, это имело большое значение. В более ранние времена земного развития размножение людей, например, было связано с годовым кругооборотом. Зачатие могло произойти только весной, каждой весной, когда действовали силы, которые я только что описывал, а рождение тогда могло происходить только в конце года. Тогда еще жизнь Земли была в хорошем смысле связана с жизнью человека.
Принцип люциферических существ - освобождать все на Земле, и среди прочих земных, более чувственных реальностей, которые были освобождены люцифе-рическими существами, находится также эмансипация зачатия и рождения. То, что человек может родиться в любое время года, было достигнуто в более ранние времена благодаря воздействию люциферических сил, отрывающих человека от земли. Рождаться в любое время года - это, так сказать, относится к свободе человеческого рода. Но внутри здесь действительно люциферические силы. В следующий раз я хочу поговорить о влияниях, которые еще и сегодня ценны. Вышеохарактеризованные влияния мне хотелось описать вам для того, чтобы вы видели, как в более ранние времена все же до известной степени выполнилось то, к чему стремились люциферические существа, - это проявляется сейчас как возможность для человека рождаться в любое время года. Ибо в противном случае человек мог бы рождаться только в зимнее время.
Ариманические силы, напротив, используют все свое могущество, чтобы соединить человека с землей. И так как в более ранние времена наблюдалось огромное влияние люциферических существ, аримани-ческие существа получили возможность, по меньшей мере параллельно, достичь частично того, что они хотели, то есть связать людей с землей; при этом они хотели сплавить с земным присущий им образ мыслей, присущее им понимание. Они хотели при любых условиях сделать из человека материалиста, они хотели, чтобы человек, собственно, не был способен ни к чему иному, кроме того, что как силу мышления и силу чувства производит перевариваемая в нем пища. И это влияние ариманических существ в нашу эпоху сделалось особенно сильным и постоянно усиливается.
Возвращаясь назад во времени, мы приходим к тому, чего достигли однажды люциферические существа, что они оставили после себя. Обращаясь к перспективе, ведущей к концу земли, мы встречаемся с угрозой для человека: ариманические существа, даже если они и не смогут растворить человека в земле, приведут, по меньшей мере, к тому, что он станет застывшим, косным, слишком материализованным, не сможет больше ничего мыслить, ничего чувствовать, только то, что автоматически мыслит и чувствует в нем вещество.
Люциферические существа оказывали свое, сказал бы я, естественно-освобождающее (Имеется в виду эмансипация зачатия и рождения от времени года. - Прим. пер.) воздействиена описанные мной вещи тогда, когда человек еще не был свободен. Свобода не возникает благодаря решению человека или каким-нибудь абстрактным образом, как это принято теперь писать, но возникает благодаря тому, что такие природные процессы, как распределение рождений, становятся свободными в человеческой жизни. Из этих природных процессов тогда возникает господство свободы. Уже в древности очень хорошо воспринимали то, что человек на земле может в любое время производить своих потомков, что тогда они душевно и духовно пронизывались чувством свободы. Вот как обстоит дело. Это чувство связано с космосом гораздо больше, чем обычно думают.
Но сейчас, когда человек подвинут в свободе, он должен под влиянием этой свободы искоренить в мире угрозу того, что Ариман прикует его к земному. Эта угроза стоит перед человеком как перспектива будущего. И здесь мы встречаемся с тем, что объективно произошло в земном развитии: с Мистерией Голгофы.
Мистерия Голгофы произошла не только как единичное событие. Можно было бы представлять это как единичное событие в происходящем на земле, однако для человека это событие, эта Мистерия Голгофы, ежегодно обновляется. Кто развивает ощущение того, как наверху люциферические существа хотят удушить физического человека в испарении углекислоты, как снизу ариманическое хочет благодаря астральному дождю оживить землю в ее известковых массах, чтобы человек, сначала склеротизируясь, растворился в ней, кто прозревает это, для того между люциферическим и ариманическим возникает образ Христа, образ освобожденного от материи Христа, у ног Которого - Ариман, Христа, вырвавшегося из ариманического, не подчиняющегося ариманическому, преодолевшего ариманическое, как Он художественно и пластически изображен здесь. Видят Христа, как Он по другую сторону преодолевает то, что, действуя сверху, хочет оторвать человека от земли. Появляется голова того образа, который побеждает Аримана, появляется голова Христа с такими чертами, взглядом и выражением лица, которые отвоеваны у стремящихся ускользнуть сил Люцифера. Вовлекающим люциферические силы в земное, впрягающим их в земное предстает образ Христа, появляющийся весной каждого года. Мы должны представлять Его так: Стоящий на земном, которое становится ариманическим, Победивший смерть, Воскресающий из могилы и, наконец, Воскресший, просветленно Преобразившийся. Это просветление возникает здесь от привнесения люциферического элемента в земную красоту Христова лика.
Вот так между ариманическим и люциферическим является перед оком в своем воскресшем подвижном образе Христос, является как пасхальная имагинация, явление Пасхи, которое возникает перед человеком так: Воскресший Христос, сверху овеваемый люциферическими силами, а внизу имеющий в основании ариманические силы.
Эта мировая имагинация является Пасхальной имагинацией, подобно тому как Дева с Младенцем выступает в кругообороте года в качестве Рождественской имагинации, имагинации середины зимы, а имагинация Михаила, которую я описывал вам позавчера, выступает как имагинация конца сентября. Наряду с этим вы видите, насколько правомерно было сформировать образ Христа именно так, как сформирован Он у нас, - ведь этот образ рождается из космического становления в кругообороте года. В этом нет ничего произвольного. Именно этот взгляд, именно это выражение лица, именно так очерченные складки одежды необходимо помыслить себе, чтобы между образом Аримана и образом Люцифера возник образ Христа; возник как то, что в процессе земного развития должно действовать в человеке, чтобы именно тогда, когда человек наиболее подвержен действию ари-манических и люциферических сил, - в пасхальное, весеннее время - вырвать человека у этих сил.
Все названное мы видим именно в этом образе Христа: этот образ не может быть выполнен произвольно, в том смысле, как это любят теперь в искусстве. Именно тогда, когда человек хочет развить полную свободу в искусстве, он не сковывает себя рабски-ариманическим мерилом и моделью, он свободно поднимается на вершины духа и свободно творит из этих духовных высот то, что необходимо творить свободно - ведь только в духовных высотах может царить свобода.
Тогда из фиолетово-голубых воздушных образований он создает своего рода грудь Люцифера, из выступающих вперед красноватых облачных образований он создает крылья, гортань и уши: ведь эти образующиеся из облаков крылья-гортань-уши раскрываются ему в полной реальности как отображение того, чем астрально является это существо вовне, того, что оно грозит стать эфирным (смотрите здесь и следующий рисунок - Доску 4).
Если вы однажды живо представите себе эти крылья Люцифера, действующие в астральном и стремящиеся к эфирному, вам станет ясно, что эти крылья, способные осязать, осязая в мировых далях, действуя в мировых далях, ощущают все тайны космических сил. Люциферическому свойственно перемещаться повсюду, совершать круговое движение в волнах, так что его крылья, имеющие волнообразную форму, осязают все, что существует в космосе в качестве исполненных таинственности, духовных, спиритуальных волновых деяний. И все это, осязаемое в поименованных волнах, благодаря органам слуха проникает вовнутрь люциферического существа, продолжается там. Благодаря своим органам слуха люциферическиесущества постигают то, что осязают они своими крыльями, а благодаря связанной со всем этим гортани оно становится творческим словом, пребывающим и живущим в формах живого.
Итак, если вы рассмотрите такое люциферическое существо с его желто-красным органом, совмещающим крылья, уши и гортань, вы увидите, что оно действует во Вселенной как осязающее тайны Вселенной благодаря своим крыльям; как оживляющее эти тайны Вселенной благодаря слуховым органам, действие которых направлено вовнутрь, и как выговаривающее эти тайны Вселенной в творческом слове благодаря гортани, связанной в органическое целое с крыльями и ушами.
Так был Люцифер изображен вверху, в куполе, так будет он пластически изображен в скульптурной группе, которая должна стать центральным пунктом нашего Гетеанума. Таким образом, Пасхальное таинство должно стать центром Гетеанума.
Но для более целостного охвата в некоторых формах необходимо кое-что добавить. Ведь все, что смотрится здесь как грозящее люциферическое и грозящее ариманическое, все это - внутреннее существо сил природы; это то, куда направлены тенденции сил природы от весны до лета, это то, чему оздоровляюще противопоставляет себя целительный принцип, излучающийся от Христа. Но живое ощущение всего этого будет достигнуто в том случае, если после того, как целое стало архитектурой и скульптурой, после того, как все, что я описывал, облеклось в архитектурные и пластические формы, к этому в будущем присоединится также возможность разыгрывать перед этой скульптурой во время Пасхи живую драматическую постановку, живую драму, в которой должны участвовать два главных действующих лица: человек и Рафаил. Именно внутри этой пластинки, внутри этих архитектурных форм должна разыгрываться своего рода мистериальная постановка с двумя главными действующими лицами - человеком и Рафаилом: Рафаил должен быть с жезлом Меркурия и со всем тем, что связано с жезлом Меркурия. Живое искусство требовательно, и, в сущности, не может быть ни скульптуры, ни архитектуры, которые - если они в своем внутреннем представляют собой космическую истину - не требовали бы, чтобы в пространстве, занимаемом этой скульптурой и архитектурой, происходило нечто художественное. И во время Пасхи для этой архитектуры, для этой скульптуры необходимо мистериальное представление: человек, которого учит Рафаил. И в то время как ариманические и люциферические силы делают человека больным, силы Рафаила могут привести его к познанию, к прозрению исцеляющего принципа, великой мировой терапии, которая живет в принципе Христа. И если бы все это удалось сделать - а ведь для всего этого и предназначен Гетеанум, - тогда, например, кроме многого другого, осуществилось бы вот что: во время Пасхи было бы некоторым образом возвышено все, что может влиться в человека из ариманических и лю-циферических тайн.
Ведь, учась познавать ариманическое, как действует оно во время весны в оживляющейся извести, жадно стремясь вобрать в себя космическую астральность, учатся познавать целебные силы во всем солеобразном. Эти нюансы не выражаются в грубых воздействиях, зато они выражаются в целительных воздействиях. Изучая, например, целительные воздействия всех соле-отложений, можно изучать жизнь и ткание ариманиче-ского в солеотложениях. Ибо то, что ариманизируется в одно время года - более подробно мы рассмотрим это в следующий раз, - в другое время года становится целительной силой, и, познавая то, что таинственно совершается в продуктах и существах природы, учатся познавать их терапевтические силы. Точно так же дело обстоит и с люциферическим. Учатся познавать то, что как целебная сила действует в испаряющемся веществе, устремляющемся наверх в своих испарениях, то, что действует в углекислоте. Ведь как я уже говорил вам, во всей воде есть меркурическое, ртутное, и точно так же во всем, что является углекислотой, есть серное, фосфорическое.
Нет такой углекислоты, которая, как это говорят химики, состоит только из одного атома углерода и двух атомов кислорода. Во всем, что мы сами выделяем в процессе дыхания как углекислоту, живет фосфорическое, серное. Эта углекислота СО2, один атом углерода и два атома кислорода, - всего лишь абстракция, нечто возникающее в человеке как рассудочный образ. В действительности же мы не найдем такой углекислоты, которая не содержала бы в себе, если можно так выразиться, чрезвычайно утонченного фосфорического, серного. И это фосфорическое, серное, стремящееся наверх в своих испарениях, привлекает люциферические существа. И с другой стороны, в этом странном соотношении, существующем между астрализирующимся серным и оживляющейся известью, выражаются силы, в которых мы можем познать целительные воздействия.
Помимо всего прочего, связанного с пасхальной тайной, эта мистериальная пасхальная игра - именно благодаря тому, что она присоединяется к скульптуре и живописи, что она происходит в них, - могла стать завершением того, что в течение года оказывало бы на слушателей целительное воздействие, что, возможно, сделалось бы из-за этого непосредственно живым, художественно-религиозным. Это действительно увенчало бы все дело, войдя в весь космический ход, войдя в кругооборот года, оно внесло бы в пасхальный культ нечто такое, что может быть выражено в следующих словах: Спаситель мира станет доступен чувству, Тот, Кто как Спаситель хочет избавить землю от великого зла, Он будет почувствован. Ибо Он, как я часто это описывал, был поистине великим терапевтом человеческого развития. Переживут, почувствуют, что всей мудростью, касающейся исцеления, обязаны Ему. Это проникнет в пасхальное таинство, в пасхальный культ, если последний будет осуществляться и отправляться так, чтобы совершенно естественным образом включаться в годовой кругооборот.
Говоря о мощной имагинации, предстающей перед человеком в Михайлов день и на Рождество, я смог продемонстрировать вам сначала только образы - здесь мы еще подойдем к остальному. Но говоря о том, что изображается как имагинация Пасхального таинства, где по отношению к так называемым природным духовным воздействиям выступает высшая духовная жизнь, которая может развиваться в окружении Христа, говоря об этом, я смог передать вам, как непосредственно в земном это можно привести к культу, как можно воспринять все, что требует на земле заботы и охраны: оздоровляющие, целительные силы и познание того, что может разрушать человеческий организм, что может разрушать ариманически и что может разрушать люциферически. Ариман делает человека окостеневшим, Люцифер, используя дыхание, хочет разложить, испарить человека. Во всем этом заложены силы болезни, болезнетворные силы.
Все, что я хотел сказать, находится под воздействием великого мастера-учителя Рафаила, который, собственно, в христианской терминологии является Меркурием, который, по христианской традиции, должен носить жезл Меркурия; все, чему можно в этой области научиться у великого мастера-учителя Рафаила, все это будет только тогда достойно увенчано, если войдет как таинство в пасхальный культ, который может охватить еще многое, о чем я вам расскажу в следующем рассмотрении.