Снижение прочности диффузионного слоя пайки перемычки обмотки серебряным припоем не допускается.
Причины образования:
* недостатки автоматизированной пайки.
Возможные последствия неисправности:
* разъединение паяного соединения;
* возникновение дуги.
Методы выявления:микроскопическое исследование места разрыва.
Примеры обнаружения:
Фото А, Б, В. Г, Д, Е. Турбогенератор типа ТВ2-100-2, изготовлен в 1951 г, введен в эксплуатацию в 1952 г. Ротор установлен в генератор в 1971 г после перемотки ремонтным предприятием. За время эксплуатации нарушений в техническом состоянии меди обмотки ротора не отмечалось. Данный дефект был обнаружен во время кап.ремонта при осмотре 2000 г.
А. Отрезки витка с пайкой (показана белыми стрелками). Слева видна
трещина (показана черной стрелкой).
Б. Шлиф паяного соединения. Увеличение 20 крат, цена деления
шкалы 0,05 мм.
В. Недоброкачественная структура диффузионного слоя.
Сверху припой ПСр45, снизу медь. Увеличение 240 крат.
Г. Инородное включение в слой ПСр45 – дефект пайки.
Увеличение 1400 крат.
Д. Структура меди на границе медь - диффузионный слой. Вид со стороны
припоя. Увеличение 300 крат, мелкое зерно в зоне искусственного долома.
Е. Структура меди на границе медь-диффузионный слой. Вид со стороны припоя. Увеличение 300 крат, крупное зерно в зоне рабочего излома.
Обугливание стенки гильзы роторного паза
Диагностические признаки, параметры:
* местное электрическое сопротивление 20-40 Ом;
* характерный черный цвет.
Критерий не допустимости наличия дефекта и неисправности:
Обугливание стенки гильзы роторного паза не допускается.
Причины образования:
* загрязнение кромок витковой изоляции;
* заусенец;
* неправильная сушка обмотки.
Возможные последствия неисправности:
* замыкание обмотки на корпус;
* витковое замыкание;
* расплавление одного - двух витков;
* расплавление катушки и зубца (зубцов).
Методы выявления:
* испытания и измерения согласно действующим «Объему и нормам испытаний электроустановок»;
* векторный метод;
* осмотр лобовых частей;
* эндоскопический контроль.
Примеры обнаружения:
Фото А, Б. Турбогенератор типа ТВВ-220-2А, изготовлен в 1976 г, введен в работу в 1977 г. За время эксплуатации какие-либо дефекты в обмотке ротора не выявлялись. Дефект был обнаружен во время кап.ремонта 2001 г при эндоскопическом обследовании.
Фото В. Турбогенератор типа ТВВ-800-2ЕУЗ, изготовлен в 1986 г, введен в работу в 1986 г. За время эксплуатации замечаний по ротору не было. Дефект обнаружен во время выполнения балансировочных работ на турбоагрегате в 1997 г.
А. Длительный перегрев гильзы в отсеке горячего газа
при температуре 200-220°С.
Б. Нормальный цвет гильзы в отсеке холодного газа.
В. Сильный перегрев (250-2700 С) и обугливание гильзы (280-3000 С)
Гофры и разрывы стенки гильзы роторного паза
Диагностические признаки, параметры:
* количество и размеры трещин и разрывов.
Критерий не допустимости наличия дефекта и неисправности: