Самопроизвольное отвинчивание стяжной гайки
Диагностические признаки, параметр:
* свободное вращение от руки;
* прокручивание ключом;
* отложение на шайбе загрязнения черного цвета с ферромагнитными свойствами вокруг гайки.
Критерий не допустимости наличия дефекта и неисправности:
ДЕФЕКТ НЕ ДОПУСТИМ.
Причины образования:
* низкая плотность прессовки активной стали;
* осевая вибрация сердечника статора.
Возможные последствия неисправности:
* падение гайки на лобовые части.
Методы выявления:
* осмотр.
Примеры обнаружения:
Фото А. Турбогенератор типа ТВ-60-2, изготовлен в 1959 г, введен в работу в 1962 г. Изоляция обмотки статора – микалентная компаундированная. За время эксплуатации обмотка не пробивалась, стержни не заменялись, активная сталь не распушалась и не выкрашивалась. Дефект обнаружен во время кап.ремонта 2002 г.
Фото Б. Турбогенератор типа ТВФ-110-2ЕУЗ, изготовлен в 1983 г, введен в работу в 1983 г. Дефект обнаружен во время кап.ремонта 2000 г.
А
Б
А, Б. Самопроизвольное отвинчивание стяжной гайки сердечника статора.
Распушение зубцов
Диагностические признаки, параметры:
* видимое наличие зазоров;
* щуп-нож входит в пакет зубца более чем на 10 мм;
* низкая скорость прохождения ультразвуковых колебаний поперек пакета зубца (менее 400-500 мм/с).
Критерий не допустимости наличия дефекта и неисправности:
ДЕФЕКТ НЕ ДОПУСТИМ.
Причины образования:
* низкая плотность прессовки активной стали.
Возможные последствия неисправности:
* вибрация сегментов и их излом.
Методы выявления:
* осмотр;
* контроль плотности прессовки щуп-ножом;
* контроль ультразвуковым дефектоскопом.
Примеры обнаружения:
Фото А. Турбогенератор типа ТВВ-200-2А, изготовлен в 1980 г, введен в работу в 1980 г. Изоляция обмотки статора - слюдотерм. Крайние пакеты склеены и запечены. За время эксплуатации имел место пробой стержня в 1993 г в работе; причина – механическое повреждение корпусной изоляции обломком сегмента активной стали в первом вентиляционном канале со стороны «В»; стержень заменен. В 1986 г производилось уплотнение крайнего пакета одного зубца со стороны «В». В 1993 г производилось уплотнение крайнего пакета 3-х зубцов со стороны «В», 4-х - со стороны «Т». В 1994 г производилось уплотнение крайнего пакета 6-ти зубцов со стороны «В» и 6-ти зубцов со стороны «Т». Дефект обнаружен в 2000 г при проведении испытания обмотки статора повышенным напряжением. Произошел пробой изоляции стержня из-за ее истирания обломком сегмента зубца активной стали.
Фото Б. Турбогенератор типа Т2-6-2, изготовлен в 1957 г, введен в работу в 1959 г. В процессе эксплуатации активная сталь не распушалась и не выкрашивалась. Дефект обнаружен во время кап.ремонта 1999 г.
А. Ослабление плотности прессовки зубцов крайнего пакета активной стали, распушение, вибрация сегментов и их истирание.
Б. Ослабление плотности прессовки зубцов крайнего пакета активной стали, распушение и вибрация сегментов.