Растрескивание сегментов активной стали
Диагностические признаки, параметры:
* межзеренные или внутризеренные трещины в сегменте.
Критерий не допустимости наличия дефекта и неисправности:
ДЕФЕКТ НЕ ДОПУСТИМ.
Причины образования:
* усталость металла.
Возможные последствия неисправности:
* образование обломков и их выпадение или выдвижение из зубца;
* истирание и/или прорезание изоляции стержня и пробой;
* замена стержня.
Методы выявления:
* эндоскопическое обследование крайних пакетов активной стали;
* микроскопическое исследование обломков.
Примеры обнаружения:
Фото А, Б, В, Г, Д, Е. Турбогенератор типа ТВ2-100-2, изготовлен в 1955г, введен в работу в 1956 г. Дефект - выкрашивание сегментов зубца,- обнаружен во время кап.ремонта 1998 г.
Фото Ж, З. Турбогенератор типа ТВВ-200-2А, изготовлен в 1983 г, введен в работу в 1983 г. Неоднократно происходило растрескивание сегментов и выкрашивание крайних пакетов зубцов активной стали. Данный дефект был обнаружен во время кап.ремонта 1996 г. Исследование проведено на электронном растровом микроскопе «Camscan».
А. Фрагмент поверхности излома. Увеличение 20 крат, цена деления
шкалы 0,05 мм.
Б. Характер кристаллического строения зерен. Увеличение 100 крат.
В. Поверхность зерна с остатками разорванных мостиков. Видны каверны. Увеличение 700 крат.
Г. Каверны и трещины. Увеличение 310 крат.
Д. Каверны и трещины. Увеличение 500 крат.
Е. Каверны в приповерхностном слое сегмента. Увеличение 1400 крат.
Ж. Форма и размеры зерна в холоднокатанной электротехнической стали – обломке зубца сегмента.
З. Усталостнаятрещина, идущая в межзеренном пространстве сегмента
активной стали.
59. Выкрашивание активной стали
Диагностические признаки, параметры:
* отсутствие коронки у зубца;
* наличие загрязнения с ферромагнитными свойствами на поврежденном зубце.
Критерий не допустимости наличия дефекта и неисправности:
ДЕФЕКТ НЕ ДОПУСТИМ.
Причины образования:
* растрескивание сегментов.
Возможные последствия неисправности:
* истирание и замыкание активной стали в расточке, и как следствие, местный перегрев;
* истирание изоляции обмотки статора;
* пробой;
* замена стержня;
* частичная или полная замена обмотки статора.
Методы выявления:
* осмотр.
Примеры обнаружения:
Фото А.Турбогенератор типа ТВВ-220-2А, изготовлен в 1984 г, введен в работу в 1984 г. Изоляция обмотки статора - слюдотерм. Крайние пакеты склеены и запечены. За время эксплуатации обмотка статора не пробивалась, стержни не заменялись, активная сталь не распушалась и не выкрашивалась. Дефект обнаружен во время кап.ремонта 2000 г.
А. Распушение и выкрашивание сегментов в третьих пакетах зубцов.
Фреттинг-износ сегментов активной стали
Диагностические признаки, параметры:
* характерный ямочный износ поверхности обломка сегмента.
Критерий не допустимости наличия дефекта и неисправности:
ДЕФЕКТ НЕ ДОПУСТИМ.
Причины образования:
* низкая плотность прессовки активной стали;
* осевая вибрация сердечника статора.
Возможные последствия неисправности:
* растрескивание и излом сегмента.
Методы выявления:
* микроскопические исследования поверхности обломка сегмента.
Примеры обнаружения
Фото А, Б, В, Г, Д, Е. Турбогенератор типа ТВ2-100-2 изготовлен в 1955 г, введен в работу в 1956 г. Дефект обнаружен во время кап.ремонта 1998 г, как выкрашивание 2-х пакетов зубцов.
А. Обломки сегментов с фреттинг-износом.
Б. Обломок сегмента. Увеличение 2,3 крат.
В. Усталостная трещина, проходящая поперек обломка, показанного
на фото Б. Наблюдается вынос продуктов истирания из трещины.
Увеличение 40 крат, цена деления шкалы 0,025 мм.
Г. Фреттинг-износ поверхности обломка, показанного на фото Б.
Увеличение 20 крат, цена деления шкалы 0,5 мм.
Д. Фреттинг-износ поверхности обломка Б. Увеличение 20 крат,
цена деления шкалы 0,5 мм.
Е. Микрочастицы электротехнической стали, образовавшиеся вследствие фреттинг-износ. Увеличение 40 крат, цена деления шкалы 0,5 мм.