Дефект недопустим и подлежит устранению промывкой или продувкой.
Причины образования:
* загрязнение дистиллята механическими частицами;
* повышенное содержание в дистилляте оксидов меди.
Возможные последствия неисправности:
* возникновение язвенной коррозии и прободение стенки полого проводника;
* повышение температуры стержня;
* появление течи и увеличение извилин;
* пробой на землю;
* замена стержня.
Методы выявления:
* испытание на проходимость.
* тепловые испытания.
Примеры обнаружения:
Фото А, Б, В. Турбогенератор типа ТВВ-320-2, изготовлен в 1966 г, введен в работу в 1967 г. Течи стержней возникали: 1977 г – верхний и нижний стержни, 1982 г – верхний стержень, 1986 г – нижний стержень, 1991 г - верхний стержень. При выводе генератора в кап. ремонт 1996 г было обнаружено недопустимое снижение (до 13 кОм) сопротивления изоляции фазы 2С3-2С6. Гидравлическими испытаниями обмотки была определена течь в стержне №39Н (Uраб.=0,22Uфаз.=2,6 кВ), предположительно, со стороны «Т». После распайки стержня измерения сопротивления изоляции подтвердили ее сильное увлажнение. Поскольку увлажнение изоляции произошло изнутри стержня на всю ее толщину, а с начала эксплуатации в обмотке течи возникали уже 5 раз, то согласно «Типовому положению по определению необходимости полной перемотки статоров турбогенераторов, гидрогенераторов и синхронных компенсаторов. ТП 34.45.608-91» проведена полная замена обмотки.
Фото Г, Д, Е. Турбогенератор типа ТГВ-500, изготовлен в 1977 г, введен в работу в 1977 г. Дефект был обнаружен во время внепланового ремонта, вызванного пробоем верхнего стержня в работе. Пробой произошел из-за увлажнения изоляции вследствие течи полого проводника, образовавшейся под закупоркой.
Фото Ж, З, И, К. Турбогенератор типа ТВВ-200-2А, изготовлен в 1971 г, введен в работу в 1972 г. Изоляция обмотки статора – микалентная компаундированная. В 1986 г во время среднего ремонта из-за течи воды вблизи наконечника со стороны «В» стержень №19В был заменен на стержень с термореактивной изоляцией. После замены новый стержень №19В проработал 3 года до очередного кап.ремонта и в 1989 г был заменен также из-за течи дистиллята в том же месте. Исследование токоведущей части стержня в месте повреждения показало, что течь возникла в результате усталостного излома медных проводников. Данный дефект обнаружен во время кап.ремонта 1997 г на стержне, демонтированном из-за возникновения течи.
А
Б
А, Б. Закупорки полых проводников нижних стрежней. Вскрыта узкая грань проводника с местом не сплошного прободения. Увеличение 15 крат.
На фото Б видна частица сварочного грата
В. Частицы, извлеченные из полых проводников нижнего стержня.
Увеличение 15 крат.
Г. Канал проводника после спиливания поврежденной верхней грани.
Видна закупорка канала. Увеличение 5 крат, цена деления шкалы 0,2 мм.
Д. Канал и закупорка после снятия широкой грани. Увеличение 5 крат,
цена деления шкалы 0,2 мм.
Е. Вещество закупорки – небольшой кусок гуммировки, занесенный
из бака дистиллята. Увеличение 5 крат, цена деления шкалы 0,2 мм
Ж
З
Ж, З. Закупорка канала проводника частицами оксидов меди.
У проводника срезана узкая грань.
И. Оксиды меди на внутренней поверхности канала проводника.
У проводника срезаны узкая и широкая грани.
К. Порошок оксидов меди.