Опасными должны считаться складки, имеющие радиус 2 мм и менее.
Причины образования:
* нарушение технологии изготовления стержня; сдвиг материала при прессовании стержня; сборение ленты при намотке.
Возможные последствия дефекта:
* пробой на активную сталь при сильном увлажнении или перегреве изоляции;
* быстрое развитие усталости изоляции; возникновение трещины (микро-трещины) и пробой на активную сталь.
Методы выявления:
* нормированные испытания повышенным напряжением.
Примеры обнаружения:
Фото А, Б. Турбогенератор типа ТВВ-800-2ЕУЗ, изготовлен в 1989 г, введен в работу в 1991 г. Изоляция обмотки статора – слюдотерм. Дефект обнаружен во время внепланового ремонта в 1996 г. Ранее в 1995 г по сигналу газоанализатора и результатам химического анализа была зафиксирована концентрация водорода в дистилляте 5%, что свидетельствовало о разгерметизации системы охлаждения обмотки статора. Генератор был отключен от сети. Проведены пневматические испытания обмотки повышенным давлением смеси воздуха с фреоном, а затем гидравлические - повышенным давлением воды. Признаки какой-либо утечки не были обнаружены. Машина выдержала испытания повышенным напряжением и была включена в работу на 1 месяц, в течение которого водород в газовой ловушке не появлялся. После нахождения энергоблока в ремонте в течение 6 месяцев была обнаружена течь в обмотке статора, локализованная путем гидравлической опрессовки и устраненная заглушением полого проводника. Обмотка статора выдержала испытания повышенным напряжением. Генератор был включен в работу и проработал до останова для устранения свища на импульсной линии по питательной воде. Во время ремонта была произведена переклиновка обмотки статора. При испытаниях повышенным напряжением промышленной частоты был пробит нижний стержень в лобовой части по увлажненной трещине, образовавшейся в зоне грубых складок слоев стеклослюдинитовой ленты.
Складки слоев в изоляции были выявлены путем микроскопических исследований шлифов образцов изоляции, вырезанных в зоне пробоя.
Фото В, Г. Турбогенератор типа Т-12-2ЕУЗ, изготовлен в 1988 г, введен в эксплуатацию в 1989 г. За время эксплуатации пробоев изоляции не было, стержни не заменялись. Дефект обнаружен в процессе определения причины расплавления зубцов активной стали и стержней обмотки статора в 1997 г.
Складки слоев в изоляции были выявлены путем микроскопических исследований шлифов образцов изоляции, вырезанных в зоне пробоя.
А. Складки слоев стеклослюдинитовой ленты, приведшие к образованию трещины, через которую произошел пробой. На фотографии изображены две плоскости, образовавшиеся после продольного распила узкой грани лобовой части в зоне пробоя.
Б. Опоясывающая трещина в изоляции, возникшая из-за складок слоев стеклослюдинитовой ленты.
В
Г
В, Г. Складки слоев в термореактивной изоляции.
Расслоение изоляции
Диагностические признаки, параметры:
* потеря монолитности;
* наличие тонких продольных зазоров между слоями изоляции;
* изоляция мягкая на ощупь;
* глухой звук при простукивании;
* высокий уровень ч.р. и характерный спектр сигнала.
Критерий не допустимости наличия дефекта и неисправности:
Опасным должно считаться расслоение, если имеют место два условия: ширина щелей соизмерима с высотой стержня; глубина распространения составляет 50% и более толщины корпусной изоляции.
Причины образования:
* применение некондиционных лент и компаундов при изготовлении термореактивной изоляции, нарушение режимов прессования;
* длительная работа изоляции при температурах, близких или превышающих класс ее нагревостойкости.
Возможные последствия дефекта:
* пробой изоляции на корпус из-за непосредственного снижения электрической прочности либо из-за ее разрушения частичными разрядами.
Методы выявления:
* простукивание деревянным молотком (метод не нормирован);
* измерение ч.р.
* микроскопическое исследование шлифов изоляции.
Примеры обнаружения:
Фото А. Турбогенератор типа ТВФ-63-2ЕУЗ, изготовлен в 1995 г, введен в работу в 1996 г. Изоляция обмотки статора - монолит-2. За время эксплуатации обмотка статора не пробивалась, стержни не заменялись, активная сталь не распушалась и не выкрашивалась. Дефект обнаружен в 1998 г во время среднего ремонта, когда при испытаниях повышенным напряжением была пробита изоляция обмотки статора.
Расслоение изоляции было выявлено путем микроскопических исследований шлифов образцов, вырезанных в зоне пробоя.
Фото Б. Турбогенератор типа ТГВ-500, изготовлен в 1977 г, введен в работу в 1977 г. Изоляция обмотки статора ВЭС-1.
Расслоение изоляции было выявлено при осмотре распиленного стержня в месте пробоя.
Фото В. Турбогенератор типа ТВВ-320-2, изготовлен в 1966 г, введен в работу в 1966 г. Дефект обнаружен во время полной замены обмотки статора в 1995 г при испытаниях запасных стержней повышенным напряжением промышленной частоты. Изоляция пробившегося стержня – слюдотерм.
Расслоение изоляции было выявлено при осмотре распиленного стержня в месте пробоя.
Фото Г. Турбогенератор типа ТГВ-500, изготовлен в 1975 г, введен в работу в 1976 г. Многократно подвергался ремонту, в том числе на заводе-изготовителе. Дефект был обнаружен во время внепланового ремонта в 1997 г, вызванного пробоем в работе стержня в пазовой части.
Расслоение изоляции было выявлено при осмотре распиленного стержня в месте пробоя.
А. Расслоение термореактивной изоляции. Увеличение 40 крат, цена
деления шкалы 0,02 мм.
Б. Расслоение термореактивной изоляции.
В. Расслоение изоляции из-за отсутствия склейки слоев стеклослюдинитовой
ленты в зоне пробоя.
Г. Расслоение термореактивной изоляции.