Развитие психических процессов.

Мышление.У младших школьников мышление является доминирующей функцией. Формирование логического мышления является показателем правильного психического развития у детей данного возраста. В этот период проявляются индивидуальные отличия в развитии мыслительных процессов.

Память.Развитие памяти протекает одновременно в двух направлениях: произвольность и осмысленность ( связь памяти и мышления). Идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная.

Внимание преобладает непроизвольное; отличается неустойчивостью. Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом непродолжительное время (15—20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления. Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженныйпроизвольный, преднамеренный характер, время его концентрации увеличивается. Удержание внимания требует от ребенка волевых усилий.

Восприятие также недостаточно произвольно и слабо дифференцировано. Однако со временем происходит увеличение ориентации на сенсорные эталоны, становится характерно анализирующее восприятие, к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее.

Воображение Развитие воображения происходит в двух направлениях: репродуктивное (воссоздающее), опирающееся на знакомые предметы и продуктивное (новые образы).

С возрастом большое значение начинает иметь слово, которое дает простор фантазии.

РечьСловарный запас ребенка увеличивается до 7 тысяч слов. Большое значение для развития речи имеет учение. В этот период появляется острая необходимость в развитии связной речи, ребенок овладевает звуковым анализом, что является основой для усвоения грамматики. Ребенок познает основы контекстной речи, которая является показателем его развития.

Самосознаниеформируется довольно активно. В этот период развивается самооценка, которая длительное время зависит от успехов в учебной деятельности. Можно наблюдать неадекватную самооценку на фоне школьных достижений. У неуспевающих учеников может формироваться заниженная самооценка, а у успевающих учеников, становящихся часто объектом для похвалы, может формироваться завышенная самооценка. У детей начинает формироваться компенсаторная мотивация, благодаря которой дети могут утверждаться в других занятиях (спорт, художественное творчество и др.).

Большое значение в этот период имеет усвоение ценностных и моральных норм общества.

В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, поэтому активно развивается воля и самоорганизация(действия планирования, самоконтроля и самооценки).

№24 Учебная мотивация: понятие, способы формирования позитивной мотивации. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения школьников.

Учебная мотивация — частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность (И.А. Зимняя).

Учебная мотивация системна, характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью.

Определяется рядом специфических факторов:

  • образовательная система;
  • образовательное учреждение;
  • организация образовательного процесса;
  • субъектные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллект, способности и т.д.);
  • субъектные особенности педагога, прежде всего система отношений к ученику, к делу;
  • специфика учебного предмета.

С возрастом происходит развитие потребностей и мотивов , доминирующими могут быть либо внутренние, связанные с содержанием и выполнением деятельности, либо широкие социальные мотивы. В мотивационную сферу входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Мотив учения — направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. связанная с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению).

Что же может побудить ученика учиться - авторитет родителей, учителя, оценки, интерес к предмету, желание получить высшее образование, стремление расширить кругозор.

Мотивационную сферу можно разделить на : познавательные и социальные мотивы.

Познавательные:

  1. широкие познавательные, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями.
  2. учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации на усвоение способов добывания знаний.
  3. самообразования, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные:

  1. широкие, стремление получать знания, чтобы быть полезным Родине), обществу, желание выполнить свой долг, чувство ответственности, желание хорошо подготовиться к будущей профессии;
  2. узкие — позиционные — стремление занять определенную позицию, получить одобрение окружающих, заслужить авторитет.
  3. мотивы социального сотрудничества — ученик хочет не только общаться, но и стремиться осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами, совершенствовать их. Важная основа самовоспитания.

Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.

Одним из стимулов мотивации является оценка, особенно в начальной школе. Оценка мотивирует:

  • Когда ученик уверен в её объективности; воспринимает её как полезную для себя;
  • Знает что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
  • Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
  • Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.

Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.

- Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;

- Создавать ситуации успеха;

- Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

- Способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;

-Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Большую роль в создании мотивации играют цели урока

  • Цель должна указывать на её достижение;
  • Необходимо проектировать перспективные цели,
  • Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя,
  • Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся;

Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции :

  • связанные со школой в целом, пребыванием в ней;
  • обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися;
  • связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и способностей;
  • положительные эмоции от получения новых знаний (любознательность, любопытство);
  • от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых способов добывания знаний.

Наши рекомендации