Роль биоты в балансе вещества на Земле
Биогенный морфолитогенез играет большую роль в современном рельефообразовании и балансе вещества на континентах на разных иерархических уровнях — локальном, региональном, глобальном и планетарном. Наиболее интенсивное участие в балансе вещества организмы принимают в местных массообменах — на локальном уровне. Здесь переработка организмами поверхностного субстрата по масштабам вполне сравнима с деятельностью флювиальных, склоновых и других процессов, но дальность переноса материала, конечно, несопоставима. На региональном уровне биота (в первую очередь — растительность) способствует относительному обогащению веществом природных зон с богатой фитомассой (большинства лесных зон), при этом денудация с континентов в безлесных зонах примерно в четыре-пять раз более интенсивна, чем в лесных. На глобальном уровне биота принимает деятельное участие в обмене веществом между континентами и океанами. Приходная часть баланса вещества в прибрежной зоне океана примерно на 12—15% осуществляется биотой (или при ее участии). На планетарном уровне биогенный фактор — главный (и, возможно, уникальный), обеспечивающий обогащение массы земной коры твердым веществом (после катархея), в основном — посредством фотосинтеза и последующего органогенного осадконакопления.
Таким образом, наряду с геолого-геохимической и экологической функциями биоты в развитии географической оболочки, она играет важнейшую геоморфологическую роль, суть которой состоит в формировании и преобразовании биотой рельефа земной поверхности.
Антропогенный рельеф и антропогенное рельефообразование
С появлением человека разумного возник и новый фактор рельефообразования — антропогенный. Особенно мощным он стал в последние 200—300 лет, в частности в связи с появлением парового двигателя, а в XX—XXI вв. — в эпоху научно-технической революции — значение его стало поистине грандиозным.
Закономерен вопрос — относить ли формы, созданные человеком, к биогенному рельефу или же выделять их в отдельный генетический комплекс рельефа? Видимо, создававшиеся человеком ранее (до активного использования технических средств) формы можно относить к зоогенным (это относится и к рельефообразую- щей деятельности современных племен с первобытнообщинным укладом жизни). Однако человек — субъект не только биологический, но и био-социальный. Развитие его научно-технического оснащения привело к созданию мощных средств техногенного воздействия на ландшафты в целом и на рельеф в частности. Человек вышел на новый уровень возможностей воздействия на рельеф. В этой связи возникает необходимость выделения особого генетического комплекса рельефа — антропогенного.
В настоящее время существуют миллионы антропогенных форм рельефа разных масштабов. Хорошо известны дорожные насыпи, котлованы и ямы с отвалами, канавы и траншеи, мелкогрядовый микрорельеф пашни, плотинные и копаные пруды и водохранилища, шахты и карьеры, искусственные террасы на горных склонах и спланированный человеком рельеф многих городов и т.д. Городской рельеф во многих случаях вообще далек от исходного "природного" и представляет собой обширные комплексы сугубо антропогенных форм, причем не только наземных, но и подземных (тоннели метрополитена и автотрасс и др.).
Чаще всего антропогенные формы имеют ранг микро-, нано- или мезоформ. Однако существуют и весьма крупные формы рельефа, созданные человеком. Самые крупные аккумулятивные формы — древние курганы, современные терриконы (рис. 193) высотой от 150 до 400 м. Крупные (до нескольких километров длиной и до сотни метров высотой) аккумулятивные формы — плотины на крупных реках. Среди денудационных антропогенных форм наиболее крупные — некоторые карьеры и шахты. Так, глубина карьеров достигает 800 м (Кольский), а диаметр — нескольких километров (КМА); шахты могут уходить в глубину тоже на первые километры. Очень велики бывают и такие антропогенные формы, как водохранилища. Площадь крупнейших водохранилищ достигает первых тысяч квадратных километров (например, у Куйбышевского — более 6400 км2).
В настоящее время техногенная деятельность человека, воздействующая на геологическую среду и рельеф литосферы, нередко сопоставима со скоростями естественных процессов, а в ряде случаев и превосходит их. Так, ежегодная добыча минерального сырья превышает 100 млрд т, тогда как твердый речной сток не превышает 18 млрд т, т.е. искусственный отбор материала с поверхности Земли существенно превышает естественную денудацию с суши более чем вчетверо. Перемещение горных пород при различных строительных работах (около 4000 км3) — в 30 раз больше, чем объем осадков, ежегодно перемещаемых всеми текучими водами по земной поверхности (табл. 2).
Рис. 193. Террикон |
Таблица 2 Масштабы техногенных потоков вещества (в год)
|
Еще один теоретический вопрос — относить ли к антропогенным формам рельефа здания и подобные им сооружения. По многим своим свойствам (объему, морфометрическим показателям, нагрузке на нижележащие грунты, воздействию на ветровой режим и др.) эти формы аналогичны естественным формам рельефа, хотя и специфичны. На этих основаниях здания и подобные им строения называют "рельефоидами".
Как видно, антропогенные формы рельефа весьма разнообразны и нередко имеют внушительные размеры. Однако совокупное косвенное воздействие человека на рельефообразование (через изменение спектра и скоростей некоторых геоморфологических процессов) следует признать более значимым.
Механизмы косвенного воздействия человека на геоморфологические процессы разнообразны. Во-первых, деятельность человека может приводить к появлению таких рельефообразующих процессов, которые были не свойственны той или иной территории. Так, создание водохранилищ приводит к появлению абразии на его берегах и заболачиванию сопредельных участков. Уничтожение лесов и распашка вызывают развитие делювиального смыва, солифлюкции и дефляции в природных зонах, для которых они не являются характерными (см. гл. 22). На склонах карьеров возникают "новые" собственно гравитационные процессы и микросели. Иногда наблюдаются процессы, которые в естественных условиях не встречаются, например сход снежно-каменных "потоков" с отвалов Центрального рудника в Хибинах, сочетающий в себе черты лавин и селей (рис. 194).
Во-вторых, антропогенная деятельность может интенсифицировать распространенные на территории процессы — склоновые,
Рис. 194. Глыбовые "торосы" (а) на днище бокового притока р. Вуоннемиок (Хибиныf), оставшиеся после таяния снежно-каменной массы, сорвавшейся со склонов отвалов Центрального рудника (б) |
флювиальные, эоловые и др. Например, на склонах речных долин нередко возникают новые овраги при сведении лесов или по колеям грунтовых дорог. Это проявление так называемой "антропогенной эрозии": "антропогенные" овраги создаются не человеком, а поверхностными текучими водами, как и обычные овраги, но условия их формирования и развития являются следствием деятельности человека. Существует немало примеров, когда антропогенная деятельность приводит к крупным экологическим катастрофам, часто — через неосознанное воздействие на биогенный фактор, в первую очередь — на растительный покров. Классический пример такого рода — образование обширной зоны Сахель в сухих саваннах Африки непосредственно к югу от пустыни Сахара. Длительный неумеренный выпас скота привел здесь к сведению скудной растительности, вследствие чего резко активизировались эоловые процессы. В результате произошло наступление Сахары на зону саванн. В итоге Сахель стала зоной голода, признанной ЮНЕСКО объектом международной помощи.
Иногда деятельность человека блокирует те или иные геоморфологические процессы. Выше говорилось о специфике рельефо- образования в городах. Одним из геоморфологических эффектов градостроительства является укрепление поверхностного субстрата за счет асфальтирования, и тогда на наклонных поверхностях, покрытых этим техногенным материалом, практически сходят на нет склоновые процессы. Важнейшей задачей специалистов-гео- морфологов на территориях активной антропогенной деятельности (например — на участках добычи полезных ископаемых) является проектирование мероприятий, минимизирующих возможные негативные последствия вмешательства человека в ход естественных геоморфологических процессов. Комплекс таких мероприятий называется рекультивацией земель. Обычно рекультивация земель включает в себя уменьшение крутизны склонов, восстановление естественного растительного покрова, иногда — создание рекреационных зон и т.д.
Одной из основных задач геоморфологической науки является геоморфологический прогноз, т.е. выявление наиболее вероятного сценария развития рельефообразующих процессов в тех или иных условиях (в частности, при воздействии хозяйственной деятельности человека). В настоящее время необходимо учитывать в подобных прогнозных сценариях не только тенденции природных геоморфологических процессов, но и техногенных, и природно- техногенных, т.е. сочетающих в себе черты "естественных" процессов и обусловленных антропогенной деятельностью.
Глава 22